Школьников ждёт профминимум

0
330

Начался учебный год. Одной его особенностью будет реализация единой модели профориентации школьников.

Единая модель профессиональной ориентации (профминимум) вводится во всех российских школах. Цель профминимума – вовлечение в профориентацию всех школьников с 6 по 11 класс, включая учеников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В 2023/2024 учебном году реализация профминимума будет осуществляться по шести направлениям:

  • «Урочная деятельность» (встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента);
  • «Внеурочная деятельность» (еженедельные занятия «Россия – мои горизонты»);
  • «Взаимодействие с родителями или законными представителями» (участие родителей в родительских собраниях по профориентации и профориентационных мероприятиях);
  • «Практико-ориентированный модуль» (включает практико-ориентированные профориентационные мероприятия: профпробы, проектную деятельность, экскурсии и мастер-классы на площадках работодателей и организаций профессионального образования, конкурсы профориентационной направленности);
  • «Дополнительное образование» (посещение школьниками кружков и секций дополнительного образования, носящих профориентационный характер);
  • «Профессиональное обучение» (обучение школьников по программам профобучения).

Профминимум будет реализовываться с использованием возможностей проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее» федерального проекта «Успех каждого ребёнка» на принципах, определённых в письмах Министерства просвещения от 20.03.2023 г. № 05-848 и от 1.06.2023 г. № АБ-2324/05.

В письмах, в частности, подчёркивается, что в мире, который постоянно развивается и усложняется, важно сформировать у обучающихся универсальные компетенции, научить самостоятельно находить информацию, осмысливать её, перерабатывать и применять. Отмечается необходимость ликвидировать дефицит ресурсов, нужных для проведения профориентационных мероприятий, необходимость построения образовательно-профессиональной траектории с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и необходимость обеспечить доступ к информационным ресурсам по профессиональному самоопределению всем жителям России.

Также обращается внимание на отсутствие системы целенаправленного обучения педагогов профориентационной работе и на то, что существующие методы и подходы к информированию обучающихся о современных профессиях недостаточны. Вследствие этого, говорится в письмах, большинство учеников 6-11 классов проявляют низкую осведомлённость о современном мире профессий и системе профессионального образования, при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и не воспринимают выбор карьерной траектории как актуальную для себя жизненную задачу.

Обращается внимание и на то, что в крупных городах и небольших населённых пунктах школьники имеют заведомо неодинаковые образовательные и профессиональные возможности, в крупных городах такие возможности представлены значительно шире, выше качество имеющихся услуг. Это неравенство, замечают в Минпросвещения, можно нивелировать благодаря широкому распространению образовательных и других услуг в сети Интернет, однако для грамотной и эффективной навигации по таким ресурсам требуются специализированные умения и навыки, которые необходимо дополнительно формировать у молодёжи (например, навык поиска достоверной информации).

Говорится в письмах и о важности построения системы профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся, в реализацию которой будут вовлечены не только школы, но и профессиональные образовательные организации, семьи обучающихся, центры занятости населения и компании-работодатели.

Даются методические рекомендации по реализации профминимума (по организации проектной деятельности, экскурсий и профессиональных проб, по проведению профориентационных уроков и др.); отдельно выделены рекомендации относительно учеников с инвалидностью и ОВЗ. Отмечается, что реализация рекомендаций предполагает межведомственное взаимодействие.

Среди задач профминимума:

  • пробуждение у учащихся интереса к процессу выбора индивидуальной
  • образовательно-профессиональной траектории;
  • информирование обучающихся о рынке труда и системе профессионального образования (в том числе через знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики);
  • проработка заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством;
  • помощь обучающимся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путём исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и склонностей, проведение диагностики с использованием специальных современных инструментов, консультирование по вопросам профессионального самоопределения.

В числе форматов:

  • профориентационные уроки, на которых будет объясняться значимость учебных предметов в профессиональной деятельности,
  • классные часы (в том числе с демонстрацией выпусков онлайн-уроков «Шоу профессий»),
  • беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры,
  • экскурсии на производство,
  • посещение высших и средних учебных заведений (в рамках дней открытых дверей, открытых уроков), а также ярмарок профессий,
  • встречи с представителями разных профессий.

Предусмотрено три уровня реализации профминимума: базовый, основной и продвинутый – в зависимости от ресурсов образовательных организаций. С сентября 2025 года базовый уровень перестанет быть достаточным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.