Председатель комитета по ЖКХ и жилищной политике Новоуральского городского округа Антон Угоденко на заседании Думы 21 февраля представил доклад о деятельности МУП «Водоканал» – по всей видимости, как ответ на вопрос, почему сменили руководителя организации.
Конечно, прозвучала и более-менее нейтральная, не относящаяся к уходу Петра Александровича информация. Например, что предприятие образовано в 1995 году путём реорганизации городского энергетического комбината, общая численность персонала на сегодняшний день – 275 человек, по состоянию на 1 декабря 2022 года стоимость оборотных активов составляла 386 миллионов. Также, что до 2018 года обеззараживание воды велось путём двухстадийного хлорирования, что не позволяло получить питьевую воду надлежащего качества; в целях обеспечения качественного питьевого водоснабжения с 2019 года предприятие отказалось от применения жидкого хлора и запустило реагентную обработку питьевой воды методом коагулирования.
А вот про долги и конфликт с АО «РИР»… Не вполне понятно, что это было, то ли просто констатация фактов, то ли одна из порций претензий.
– Задолженность потребителей, – сообщил Антон Анатольевич, – 371 миллион (в том числе просроченная – 340 миллионов). Период образования – около десяти лет. Просроченная задолженность Водоканала поставщикам – 31,6 миллиона (долг РИР за электроэнергию, поставленную в 2022 году), текущая – 21,7 миллиона (тоже РИР за электроэнергию)… РИР является основным потребителем воды в промзоне. Но в связи с отсутствием непосредственного присоединения его сетей к сетям Водоканала (это сделано посредством сетей Уральского электрохимического комбината) договор холодного водоснабжения с АО «РИР» не заключён. Из-за разногласий по принятию показаний приборов учёта АО «РИР» и АО «УЭХК» МУП «Водоканал» недополучает денежные средства. В настоящее время идёт судебное разбирательство.
А ещё про финансовую поддержку Водоканала… Выглядело словно упрёк. Информация, собственно, такая:
- за последние три года на замену сетей из бюджета НГО было выделено почти 66 миллионов; на 2023-й заложено 21,3 миллиона;
- субсидий на приобретение реагентов было с 2019 года почти на 40 миллионов; на 2023-й пока предусмотрено 5 миллионов (это на первое полугодие, по итогам сумма будет увеличена);
- ежегодно из бюджета округа выделялись субсидии на приобретение коагулянтов;
- силами МКУ «Управление капитального строительства» заменены сети на 116 миллионов;
- действует соглашение на реконструкцию сетей водоснабжения, заключённое с министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, в соответствии с которым в 2022 году реализованы мероприятия по реконструкции водовода с использованием почти 15 миллионов областных субсидий; на 2024-й намечены мероприятия с предоставлением из бюджета области 47 миллионов; в 2025-м рассчитывают на 30 областных миллионов.
Кстати, про сети.
– Износ водопроводных сетей – более 50%, – заметил председатель КЖКХ. – Износ трубопроводов приводит к потерям в сетях, которые достигают 20% и частично учитываются в тарифе, к потерям напора и снижению пропускной способности из-за зарастания труб, к ухудшению физико-химических показателей транспортируемой питьевой воды по причине коррозии металлических труб, к возможности повторного загрязнения воды в результате свищей, трещин и нарушения стыковых соединений.
Высок, как было заявлено, и уровень износа очистных сооружений.
– Практически все работы по замене сетей выполнялись не предприятием, а подрядными организациями, что приводило к увеличению их стоимости и снижению качества. Техническое перевооружение много лет не проводилось. Оборудование и здание находятся в плачевном состоянии. Ежегодные амортизационные отчисления (в районе 37 миллионов) должны были направляться на развитие, обновление, но в связи с нехваткой оборотных средств они тратились на нужды предприятия, – подчеркнул Угоденко.
Сказано было и то, что Водоканал превышает нормативы на допустимый сброс загрязняющих веществ, что приводит к увеличению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
– За 2022 год, – доложил Угоденко, – ожидаем расчёт платы – где-то 30-40 миллионов… Качество очищенных и обеззараженных сточных вод не соответствует требованиям законодательства и установленным для Водоканала нормативам допустимых сбросов. С 2020 года изменён порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты: плата за сверхлимитный сброс увеличена с 25-кратного размера до 100-кратного. В 2020-м Водоканал превысил нормативы по трём показателям и заплатил в областной бюджет более десяти миллионов, в 2021-м превышение зафиксировали по пяти показателям, и плата составила более двенадцати миллионов, в 2022-м говорили уже о девяти показателях… В связи с неисполнением решения суда по иску Росприроднадзора (на 10 миллионов за сброс загрязняющих веществ) счета предприятия 22 ноября арестовали; после уплаты денежных средств счета разблокировали, предприятие продолжает работать.
Тут, отмечу, «прилетело» и Уральскому электрохимическому. В администрации, по словам Угоденко, предполагают, что УЭХК в нарушение заключённого с Водоканалом договора превышает допустимые концентрации для сброса в канализацию, что приводит к сверхнормативному сбросу загрязняющих веществ в Нейво-Рудянское водохранилище и, соответственно, многомиллионным штрафным санкциям для Водоканала.
– Плата за сброс загрязняющих веществ, – обратил внимание Антон Анатольевич, – рассчитывается только по трём контрольным точкам из двадцати установленных договором. С 2021 года плата составляет примерно 250 тысяч в месяц. При применении новых правил расчёта плата УЭХК может составить 5-7 миллионов в месяц. Одним из путей выхода из создавшейся ситуации для УЭХК может стать принятие мер по сокращению сброса загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения, строительство локальных очистных сооружений… В декабре МУП «Водоканал» получено разрешение на сброс загрязняющих веществ, но при условии выполнения плана мероприятий, который позволит сократить сброс загрязняющих веществ.
В общем, «учитывая отрицательную динамику работы предприятия в целом и непредоставление понятной программы выхода из кризисного состояния, было принято решение о смене руководства». С 15 декабря новый директор – Сергей Свиридов.
В следующем году ждём от Сергея Николаевича отчёт об успехах – он, не сомневаюсь, будет. Что-то подсказывает, что теперь деньги для Водоканала – а их надо ой как немало – станут изыскивать гораздо активнее.
Сейчас, к примеру, рассматривается вопрос о выделении девяти миллионов на приобретение установки для замены трубопроводов методом разрушения.
– При этом, – отметил Антон Угоденко, – ориентировочная экономия на километр сетей составит порядка миллиона рублей. Недостаток денег в обороте не позволяет предприятию самостоятельно приобрести данное оборудование.
Кроме того, МУП «Водоканал» нужен аппарат для стыковой сварки полиэтиленовых труб и фитингов – для сокращения сроков и повышения качества работ по ремонту и замене сетей, чтобы эти работы делать самостоятельно, без подрядчиков.
Автопарк более двенадцати лет не обновлялся. Из пятнадцати имеющихся единиц техники семь нуждаются в ремонте, четыре подлежат списанию из-за аварийного состояния.
И для реального сокращения сброса загрязняющих веществ необходимо претворить в жизнь ряд дорогостоящих мероприятий – ориентировочно на 200 миллионов.
Всё это со слов председателя КЖКХ.
– Продолжатся, – сказал в заключение Антон Анатольевич, – анализ финансовой и хозяйственной деятельности, выявление узких мест и причин их возникновения, поиск оптимальных путей решения… По поводу перспектив: требуются значительные капитальные вложения – более пятисот миллионов. Предприятию поручено сформировать перечень мероприятий для участия в государственных программах Свердловской области, это позволит привлечь федеральные и областные средства на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения.
Доклад был представлен в «Разном». Депутаты после его заслушивания вопросы не задавали и с комментариями не выступали.
Екатерина ГИЛЯЗОВА
Если найдут злоупотребления, то хорошо бы посадки сделать.
И как всегда аппарат администрации ни при чём.
Ильин конечно засиделся, но опыт у него громадный. А вода в городе дерьмо, бывает конечно где-то и хуже.
Приложили бы к критике сколько было предложено проектов за последние 30-ть лет проектов по улучшению подконтрольного хозяйства Водоканала? И где они и кто их резал?