Почти каждый год в города России внезапно приходит зима, и Новоуральск — не исключение. К сожалению, несмотря на то, что о смене сезонов все в курсе, а метеослужбы заранее предупреждают о снегопадах и оттепелях, — это все равно становится неожиданностью. На дорогах начинаются пробки, увеличивается количество ДТП, а тротуары заметает снегом так, что по ним невозможно пройти.
Какие же вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега? Рассмотрим подробнее.
Выделяются два вида снега:
- Рыхлый снег — свежевыпавший снег, который еще не успел слежаться и отличается пористой структурой. Сам по себе это сравнительно «безобидный» вид снежно-ледяных образований.
- Талый снег — снег, который превратился в жидкую кашу на фоне применения реагентов или потепления.
Помимо снега, выделяется такое явление как «зимняя скользкость» — снежно-ледяные образования, которые значительно уменьшают сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием. Именно они являются причиной внезапных заносов и ДТП. Да и пешеходам такие это мешает: на скользком тротуаре можно легко получить серьезные травмы при падении. Например, ! только за первые 2 недели декабря в травмпункт медсанчасти Новоуральска с травмами различной степени тяжести, полученными в результате падения на обледенелую поверхность, обратилось 188 человек, 52 из них — это дети. Среди травм — растяжение голеностопного сустава, коленного сустава, а также ушибы конечностей и головы.
Зимняя скользкость бывает двух видов:
- Уплотненный снег (снежный накат) — это слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов.
- Стекловидный лед (гололед) — самый опасный вид скользкости. Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу как с наледью, так и со снегом.
Нормативы уборки проезжей части дорог
К расчистке проезжей части от снежных образований предъявляются самые жесткие требования. Ведь некачественная уборка может привести к появлению длинных пробок и даже к ДТП (в том числе с летальным исходом).
Уборка проезжей части включает в себя следующие работы:
- Сгребание и подметание снега
- Скол уплотненного снега и льда
- Формирование снежных валов
- Устранение зимней скользкости при помощи реагентов
- Вывоз снега и скола льда
- Расчистка дорог – механизированная, хотя на отдельных участках могут подключаться и дворники.
Как правило, уборка снега начинается сразу после окончания снегопада. Однако если объем осадков превышает норму, то техника может выйти на улицы и раньше.
В ГОСТ Р 50597-2017 дается допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:
- На дорогах категории IA-III – не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега
- Для дорог категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега
Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается предельной для большей части дорог в городе. Менее жесткие требования предъявляются к проездам в жилых районах – то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.
Что касается содержания и уборки дорог, здесь возможны два варианта:
- Снег на проезжей части не убирается, из него формируется уплотненное снежное покрытие (УСП)
- Снег и наледь счищаются до асфальта
Первый вариант допустим только на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сутки.
К дорогам со снежным покрытием предъявляются такие требования:
- Толщина УСП – от 3 до 8 см
- Максимальная скорость движения – 60 км/ч
! На УСП не допускается наличие колеи, ям, выбоин и прочих неровностей
! В период оттепели УСП обязательно убирается в течение 2 суток – чтобы не допустить превращения покрытия в снежную кашу или лед
Кроме того, рекомендуется устанавливать на этом участке знак «Скользкая дорога». Однако это решение уже принимают местные власти и ГИБДД.
Для дефектов снежного покрытия устанавливаются сроки устранения:
- Колея глубиной более 3 см — не более 2 суток
- Неровности высотой или глубиной более 4 см, площадью более 9 см2 — не более 2 суток
- Слой рыхлого снега толщиной более 8 см — не более 6 суток
* Срок устранения отсчитывается от момента прекращения снегопада.
Дороги с интенсивностью движения выше 1 500 автомобилей/сутки чистятся до покрытия. Здесь ГОСТ не допускает ни снега, ни уж тем более зимней скользкости.
Кстати, сроки устранения снежно-ледяных образований на дорогах — от 3 до 12 часов, и срок устранения снега отсчитывается с момента окончания снегопада, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения коммунальными службами или гражданами.
Вместе с проезжей частью убираются и прилегающие к ней элементы благоустройства.
К ним относятся:
- Заездные (парковочные) карманы
- Посадочные площадки автобусов
- Площадки отдыха и стоянки транспортных средств (например, около автомагистрали или скоростной дороги)
Они могут убираться как механизированным способом, так и силами дворников – например, если размеры парковочного кармана не позволяют запустить в него крупную технику.
Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок
Зимняя уборка пешеходных территорий направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без страха упасть и травмироваться. При этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины. А последствия неубранного снега или скользкости – не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля, человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье).
Требования к снежному покрытию тротуаров таковы:
- Толщина уплотненного снега – не более 6 см
- Не допускаются неровности высотой или глубиной более 4 см
- Обязательна обработка фрикционными материалами (например, песком) в течение 3 часов после окончания снегопада
! При наступлении оттепели снежная корка убирается в течение суток
Требования к складированию и утилизации снега
Между уборкой улиц и утилизацией снега есть еще один важный шаг – это складирование. Данный процесс тоже не лишен нюансов. Ведь мало просто свалить снег в одну кучу. Нужно сделать это так, чтобы получившийся сугроб не создавал препятствий движению пешеходов и транспорта.
Снежные валы можно формировать:
- На обочинах дорог категорий II-IV (вал должен быть не выше 1 м)
- В лотковой части дороги
- На разделительной полосе шириной более 5 м (вал должен быть не выше 1 м)
А вот список мест, где складировать снег запрещено, заметно длиннее.
Снежные валы запрещается формировать:
- На обочинах дорог категорий IA, IБ и IB
- На разделительной полосе шириной меньше 5 м
- Около железнодорожных переездов
- Около перекрестков
- На тротуарах
- На газонах
- На мостовых сооружениях
Теперь мы знаем о том, где в городе можно и нельзя складировать снег. А что говорится в документах по поводу его утилизации?
В «Инструкции по организации механизированной уборки» допускаются два варианта:
- Оставить лежать до конца зимнего сезона
- Погрузить в самосвалы и вывезти в снегоприемник
Первый вариант – наименее ресурсозатратный. При таком раскладе сугроб просто лежит на своем месте до весны, а потом тает сам по себе. Но воспользоваться этим способом можно лишь в том случае, если снежный вал никому не мешает.
ГОСТ устанавливает такие сроки вывоза снега:
- С улиц групп А-Д (к ним относится большая часть улиц города) – в течение 6 дней после окончания снегопада
- С улиц группы Е – в течение 12 дней после окончания снегопада
При этом, как и во всех остальных случаях, в первую очередь сугробы вывозятся с крупных улиц, где интенсивность движения наиболее высока.
Еще раз коротко пройдемся по основным моментам:
- Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия
- Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов
- На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сут разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия
- Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега
- Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа
- Тротуары без снежного покрытия очищаются от снега в течение 1-3 часов после окончания снегопада, от наледи – в течение 12-24 часов
- Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов
- Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада
Это универсальные требования, которые действуют на всей территории России.