Нормативы уборки снега в городе

0
1889

Почти каждый год в города России внезапно приходит зима, и Новоуральск — не исключение. К сожалению, несмотря на то, что о смене сезонов все в курсе, а метеослужбы заранее предупреждают о снегопадах и оттепелях, — это все равно становится неожиданностью. На дорогах начинаются пробки, увеличивается количество ДТП, а тротуары заметает снегом так, что по ним невозможно пройти.

Какие же вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега? Рассмотрим подробнее.

Выделяются два вида снега:

  • Рыхлый снег — свежевыпавший снег, который еще не успел слежаться и отличается пористой структурой. Сам по себе это сравнительно «безобидный» вид снежно-ледяных образований.
  • Талый снег — снег, который превратился в жидкую кашу на фоне применения реагентов или потепления.

Помимо снега, выделяется такое явление как «зимняя скользкость» — снежно-ледяные образования, которые значительно уменьшают сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием. Именно они являются причиной внезапных заносов и ДТП. Да и пешеходам такие это мешает: на скользком тротуаре можно легко получить серьезные травмы при падении. Например, ! только за первые 2 недели декабря в травмпункт медсанчасти Новоуральска с травмами различной степени тяжести, полученными в результате падения на обледенелую поверхность, обратилось 188 человек, 52 из них — это дети. Среди травм — растяжение голеностопного сустава, коленного сустава, а также ушибы конечностей и головы.

Зимняя скользкость бывает двух видов:

  • Уплотненный снег (снежный накат) — это слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов.
  • Стекловидный лед (гололед) — самый опасный вид скользкости. Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу как с наледью, так и со снегом.

Нормативы уборки проезжей части дорог

К расчистке проезжей части от снежных образований предъявляются самые жесткие требования. Ведь некачественная уборка может привести к появлению длинных пробок и даже к ДТП (в том числе с летальным исходом).

Уборка проезжей части включает в себя следующие работы:

  • Сгребание и подметание снега
  • Скол уплотненного снега и льда
  • Формирование снежных валов
  • Устранение зимней скользкости при помощи реагентов
  • Вывоз снега и скола льда
  • Расчистка дорог – механизированная, хотя на отдельных участках могут подключаться и дворники.

Как правило, уборка снега начинается сразу после окончания снегопада. Однако если объем осадков превышает норму, то техника может выйти на улицы и раньше.

В ГОСТ Р 50597-2017 дается допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:

  • На дорогах категории IA-III – не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега
  • Для дорог категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега

Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается предельной для большей части дорог в городе. Менее жесткие требования предъявляются к проездам в жилых районах – то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.

Что касается содержания и уборки дорог, здесь возможны два варианта:

  • Снег на проезжей части не убирается, из него формируется уплотненное снежное покрытие (УСП)
  • Снег и наледь счищаются до асфальта

Первый вариант допустим только на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сутки.

К дорогам со снежным покрытием предъявляются такие требования:

  • Толщина УСП – от 3 до 8 см
  • Максимальная скорость движения – 60 км/ч

! На УСП не допускается наличие колеи, ям, выбоин и прочих неровностей

! В период оттепели УСП обязательно убирается в течение 2 суток – чтобы не допустить превращения покрытия в снежную кашу или лед

Кроме того, рекомендуется устанавливать на этом участке знак «Скользкая дорога». Однако это решение уже принимают местные власти и ГИБДД.

Для дефектов снежного покрытия устанавливаются сроки устранения:

  • Колея глубиной более 3 см — не более 2 суток
  • Неровности высотой или глубиной более 4 см, площадью более 9 см2 — не более 2 суток
  • Слой рыхлого снега толщиной более 8 см — не более 6 суток

* Срок устранения отсчитывается от момента прекращения снегопада.

Дороги с интенсивностью движения выше 1 500 автомобилей/сутки чистятся до покрытия. Здесь ГОСТ не допускает ни снега, ни уж тем более зимней скользкости.

Кстати, сроки устранения снежно-ледяных образований на дорогах — от 3 до 12 часов, и срок устранения снега отсчитывается с момента окончания снегопада, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения коммунальными службами или гражданами.

Вместе с проезжей частью убираются и прилегающие к ней элементы благоустройства.

К ним относятся:

  • Заездные (парковочные) карманы
  • Посадочные площадки автобусов
  • Площадки отдыха и стоянки транспортных средств (например, около автомагистрали или скоростной дороги)

Они могут убираться как механизированным способом, так и силами дворников – например, если размеры парковочного кармана не позволяют запустить в него крупную технику.

Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок

Зимняя уборка пешеходных территорий направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без страха упасть и травмироваться. При этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины. А последствия неубранного снега или скользкости – не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля, человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье).

Требования к снежному покрытию тротуаров таковы:

  • Толщина уплотненного снега – не более 6 см
  • Не допускаются неровности высотой или глубиной более 4 см
  • Обязательна обработка фрикционными материалами (например, песком) в течение 3 часов после окончания снегопада

! При наступлении оттепели снежная корка убирается в течение суток

Требования к складированию и утилизации снега

Между уборкой улиц и утилизацией снега есть еще один важный шаг – это складирование. Данный процесс тоже не лишен нюансов. Ведь мало просто свалить снег в одну кучу. Нужно сделать это так, чтобы получившийся сугроб не создавал препятствий движению пешеходов и транспорта.

Снежные валы можно формировать:

  • На обочинах дорог категорий II-IV (вал должен быть не выше 1 м)
  • В лотковой части дороги
  • На разделительной полосе шириной более 5 м (вал должен быть не выше 1 м)

А вот список мест, где складировать снег запрещено, заметно длиннее.

Снежные валы запрещается формировать:

  • На обочинах дорог категорий IA, IБ и IB
  • На разделительной полосе шириной меньше 5 м
  • Около железнодорожных переездов
  • Около перекрестков
  • На тротуарах
  • На газонах
  • На мостовых сооружениях

Теперь мы знаем о том, где в городе можно и нельзя складировать снег. А что говорится в документах по поводу его утилизации?

В «Инструкции по организации механизированной уборки» допускаются два варианта:

  • Оставить лежать до конца зимнего сезона
  • Погрузить в самосвалы и вывезти в снегоприемник

Первый вариант – наименее ресурсозатратный. При таком раскладе сугроб просто лежит на своем месте до весны, а потом тает сам по себе. Но воспользоваться этим способом можно лишь в том случае, если снежный вал никому не мешает.

ГОСТ устанавливает такие сроки вывоза снега:

  • С улиц групп А-Д (к ним относится большая часть улиц города) – в течение 6 дней после окончания снегопада
  • С улиц группы Е – в течение 12 дней после окончания снегопада

При этом, как и во всех остальных случаях, в первую очередь сугробы вывозятся с крупных улиц, где интенсивность движения наиболее высока.

Еще раз коротко пройдемся по основным моментам:

  • Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия
  • Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов
  • На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сут разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия
  • Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега
  • Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа
  • Тротуары без снежного покрытия очищаются от снега в течение 1-3 часов после окончания снегопада, от наледи – в течение 12-24 часов
  • Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов
  • Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада

Это универсальные требования, которые действуют на всей территории России.

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.