Этим летом Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был дополнен статьями 26.1 «Инициативные проекты» и 56.1 «Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов» – как говорят инициаторы и сторонники нововведений, сделан первый шаг в направлении выстраивания системы правового регулирования инициативного бюджетирования.
Сделан (по крайней мере, у нас) и второй шаг: на недавнем заседании Думы Новоуральского городского округа было принято решение о внесении соответствующих поправок в Устав.

Теперь депутатам предстоит утвердить порядок выдвижения, внесения и рассмотрения инициативных проектов. От того, каким будет сей порядок, зависит в конечном итоге эффективность расходования бюджета – потому подойти к делу нужно со всей ответственностью, не формально, обдумать каждый пункт, просчитать последствия.

Что такое инициативное бюджетирование? По сути, это одна из форм конструктивного диалога власти и населения: когда жители выдвигают проекты и частично их оплачивают. Такая практика действует во многих регионах. Как пример – благоустроительные работы во дворах многоквартирников на условиях софинансирования с собственниками. Или это отдельная песня, со своими правилами и нюансами?

В законе про исключения… разве что указание на то, что действие положений статей 26.1 и 56.1 не распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2021 года. Но что это значит применительно к конкретной ситуации? Вопрос явно требует разъяснений. Подпадает она под действие статей? Если нет, то почему?

Что же произошло? Законодатель пришёл к выводу: надо на федеральном уровне упорядочить процесс участия граждан в распределении муниципальной казны. Были обозначены требования к содержанию инициативных проектов, определён перечень оснований для отказа в поддержке, органы местного само-управления наделены полномочиями по установлению особенностей реализации института инициативного бюджетирования.

Стоит заметить, статьи 26.1 и 56.1 не плохи по идее, но всё же пока представляются весьма спорными. Некоторые специалисты не без оснований полагают, что проведение в жизнь инициативного бюджетирования из-за зарегулированности только усложнится.
Обратим внимание на ряд моментов.

Момент первый.
Установлено, что инициативный проект до его внесения в администрацию надлежит рассмотреть на собрании граждан. Однако ни о масштабах собрания, ни о его формате речи в документе не идёт. Трёх девиц под окном или беседы в WhatsApp достаточно? Может статься и так, что местные нормотворители (не говорю сейчас именно о наших) завысят планку.

Момент второй.
Администрация обязана рассмотреть инициативный проект за 30 дней и по результатам принять одно из следующих решений: 1) поддержать проект и продолжить работу над ним; 2) отказать в поддержке и вернуть проект инициаторам с указанием причин отказа.

Справятся в срок? С одним проектом – возможно. А если их много? Если очень много? Не окажется рассмотрение поверхностным – лишь бы дать ответ вовремя? Кстати, Рес-публика Коми предлагала уйти от этого ограничения.

Момент третий.
Отказать разрешено в одном из следующих случаев:
1) несоблюдение порядка внесения проекта и его рассмотрения;
2) несоответствие проекта требованиям законодательства;
3) невозможность реализации проекта ввиду отсутствия у органов местного самоуправления необходимых полномочий и прав;
4) отсутствие в бюджете необходимых средств;
5) наличие возможности решить проблему более эффективным способом;
6) признание проекта не прошедшим конкурсный отбор.

Здесь одним из первых возникает вопрос приоритетов. Как их расставить?
Хочется надеяться, не получится так, что будут реализовываться мероприятия не первостепенные, но относительно дешёвые (ведь на них проще найти денежки), тогда как по-настоящему нужные дела будут откладываться из-за того, что денежек не хватает. Не хватает потому, в том числе, что ушли на непервостепенные мероприятия.
И хочется надеяться, не будет финансироваться абы что – лишь бы освоить выделенные средства и угодить кричащей толпе, что власть сможет сказать твёрдое «нет» тому, в чём нет насущной необходимости.

Момент четвёртый. Пожалуй, самый важный.
Статьёй 56.1 определено, что инициативные проекты финансируются за счёт средств, которые предусматриваются в местном бюджете на реализацию инициативных проектов и формируются с учётом инициативных платежей, а под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов.
То есть необходимо заранее, ещё до знакомства с проектами, преду-смотреть под них определённую сумму? Нет? Или всё-таки да? Если да, то сколько? В каких пропорциях?
Гражданам сначала нужно положить в муниципальный кошелёк энное количество дензнаков, и только потом они могут заявлять инициативу? Похоже, что так; на это указывают слова в законе о возврате неиспользованных средств.
Наконец, главное – добровольность. К примеру, не хочет человек платить за благоустройство придомовой территории, которое понадобилось его соседям…

Вопросов и сомнений на самом деле гораздо больше. Дай Бог, конечно, чтобы всё разрешилось в положительном ключе.

Екатерина Гилязова для «Нашей городской газеты»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Редко встретишь в статье столько вопросительных знвуов, сумбурный стиль изложения — и ни одного конкретного примера. Пишите проще и предлагайте хоть что-то конструктивное.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.