Vox p?puli – vox dei
(Глас народа – глас Бога)
– Максим Григорьевич, не успели в конце августа вас избрать на должность председателя комиссии по местному самоуправлению, как уже в сентябре вы разразились целым пакетом инициатив: от поправок в Положение о постоянных думских комиссиях до поправок в Устав НГО.
– И это – не считая переговоров об инициативе скорректировать закон о ЗАТО и предложений о внесении изменений в регламент Думы и Положение о конкурсе на главу НГО.
– Поправки в регламент уже были рассмотрены на сентябрьской Думе и не прошли. В чём дело? Не опускаются ли у вас руки?
– Не опускаются. Ни руки, ни другие части. Тем более что реакция большинства депутатов была вполне ожидаема, и я был к ней готов.
– И в чём суть вашего предложения?
– Хочется использовать имеющиеся у нас технические возможности по максимуму. После реконструкции большой зал в Красном доме обзавелся программно-техническим комплексом (ПТК), позволяющим автоматически наводить одну из трёх стационарных видеокамер на включающийся микрофон и записывать каждого выступающего. Сегодня функция записи отключена, и комплекс работает лишь на выдачу online-картинки. Это не по-хозяйски. Предложение заключалось в следующем.
На заседании Думы ведётся видеозапись с использованием ПТК. Все вопросы, выступления, предложения фиксируются и пакуются в файлы. Которые в течение 7 рабочих дней (кроме вопросов, рассмотренных в закрытом режиме) выкладываются на YouTube с одновременным размещением ссылок на сайте Думы.
– Эдакая «замочная скважина»?
– Наоборот. При такой схеме подглядывание как раз исключено, поскольку камера наводится только на выступающего. А если что и считать «скважиной», так это объектив журналиста. Который может мазнуть по избраннику в самый неподходящий момент: когда тот клюёт носом, либо завис в смартфоне, либо увлечён диалогом с соседом.
– А в чём мой интерес – как жителя, как журналиста?
– Интерес очевиден. Вы получаете информацию из первоисточника. С языка говорящего. Поверьте, это гораздо важнее и не менее любопытно, нежели «скважина». И дело тут не в том, чтобы подглядеть. А в том, чтобы понять. Что думает по тому или иному поводу депутат, чиновник, руководитель. Как он это формулирует и отстаивает. Какие слова и эмоции при этом использует. А без всего этого новоуральский парламентаризм – вроде как и не парламентаризм вовсе.
Для людей, наблюдающих да думающих, это уникальный материал. Получая его, выигрывает каждый. Горожане – из соображений сопричастности (когда глагол «понавыбирали» становится практически осязаемым). Медиа – с точки зрения объективности (своих камер и микрофонов хватает не на всё и не на всех). Депутаты –
по части анализа (весьма полезно взглянуть на себя со стороны, пересмотреть, перепрослушать).
– Насколько я помню, вы уже выходили с подобной инициативой – в начале 2018 года. И поддержки не нашли. Зачем понадобился второй заход?
– Причин две. COVID – который существенно ограничил доступ желающих посетить наши заседания. А кроме того, три думских года –
которые продемонстрировали непубличность, даже – замкнутость большинства наших коллег. И как показал опыт, если не говоришь ты, за тебя это делают другие. Либо от твоего имени, либо интерпретируя твои слова и поступки. Тогда как есть вещи, которые ты должен совершать исключительно сам. Например, выражать мнение и отстаивать позицию.
– Тем не менее коллеги вас не поддержали. Почему?
– Думаю, им просто не захотелось. Такое бывает. Когда не хочется – и всё тут. Во всяком случае, убедительных контраргументов я не услышал. Были вопросы (кто и на какие средства потянет этот почин). Были предложения (покопаться в законодательной базе и в чужом опыте). Были опасения (а не нарушим ли мы чьи-то права). Сомнения развеяли, предложения учли, на вопросы ответили. Тем не менее «за» – только 6, «воздержались» – аж 9.
– Жаль. В качестве эксперимента, думаю, можно было бы и попробовать. Надеюсь, следующий созыв будет сговорчивее.
– Если ПТК доживёт. Беда в том, что денег на его обслуживание и поддержание в нормальном состоянии сегодня не выделяется. Поэтому комплекс время от времени уже даёт сбои. Поправки в Регламент, кстати, должны были решить ещё и эту проблему.
– С этой инициативой перекликается и другая, которую депутаты рассмотрят в октябре, – поправки в Положение о конкурсе на главу НГО. О чём идёт речь?
– Закон о ЗАТО лишил жителей Новоуральска возможности выбирать себе главу. Это прискорбное обстоятельство требует хоть какой-то компенсации. Поэтому навязанная нам конкурсная процедура должна быть максимально прозрачной, с максимально широким привлечением общественности. И не по усмотрению конкурсной комиссии, а в обязательном порядке. Предложение такое.
Организовать на протяжении всего конкурса ведение видео- и аудиозаписи. И предоставить жителям, СМИ и общественности возможность не просто присутствовать, но и выступать, спрашивать, давать оценку профессиональным и личностным качествам кандидатов.
– Теоретически выглядит неплохо. Глас народа – это важно.
– Глас – да. Но не менее важен и глаз народа. Как орган познания. А даже – орган распознавания. Но выгода – в условиях отмены прямых выборов – складывается не только для народа. «Танцуют» все.
Государство – в части механизма подогрева у жителей хоть какого-то интереса к институту местного самоуправления, вызова хоть какой-то сопричастности к городским процессам.
Кандидаты – по линии донесения своих взглядов не только до членов комиссии, но и до прочих широких слоев.
Жители – в плане возможности разобраться в каждом из кандидатов, поделиться своими соображениями и открытиями.
Члены конкурсной комиссии – в разрезе понимания отношения городских сообществ к происходящему.
Журналисты – в смысле получения полного, интересного и достоверного материала для освещения и последующего анализа.
– И какова первая реакция на эту инициативу?
– Комиссия по местному само-управлению поддержала. Более того, коллеги решили её усилить нормой об online-трансляции конкурса. Не ожидал. Приятно.
Теперь – слово за Думой.
– Почему именно сейчас? У действующего главы еще четыре года впереди. Или – есть «предпосылки»?
– Поживём-увидим. У Бога на каждого из нас свои планы.
С Максимом Сергеевым беседовала Екатерина Лешенкова («Наша городская газета»)
Молодец, Максим Сергеев! Отличные предложения! Кто боится — тот пустой!)
К сожалению, позавчера депутаты проект прокатили (за – 7, против – 4, воздержались – 5).
Аргументы разные:
– COVID на дворе, а тут аудиторию расширять собрались (похоже, COVID у нас до 2024 года);
– в соцсетях предостаточно комментируют – этого и достаточно (видимо, московские и областные члены конкурсной комиссии не вылазят из новоуральских пабликов);
– коли ты житель и хочешь приобщиться – приходи на заседание думы, задавай вопросы и выступай (и плевать, что еще до думы неугодных кандидатов отсеяли, а конкурсная комиссия уже отчалила);
– участвовать в процессе должны лишь те, кто принимает решение (ну, конечно: кашу заваривают одни (Москва, область и депутаты), а расхлебывают ее – другие (жители города));
– хорош уже отвлекать серьезных людей идиотскими инициативами (аргумент бронебойный, поэтому – без комментариев).
Вот такие дела наши скорбные…