Главный энергетик УЖК «Новоуральская» Денис Ипатов рассказал об особенностях учёта тепла в МКД и о том, почему в Новоуральске некоторые приборы учёта тепла длительное время не работают.
Как всё устроено
– Система теплоснабжения в Новоуральске открытая, к каждому дому подходят две трубы, по одной (прямой) теплоноситель поступает в дом, он используется и на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения, и на отопление, по второй (обратной) теплоноситель возвращается на ТЭЦ.
В связи с такой системой возникли особенности по составу приборов учёта. Наша обязанность – поставить приборы учёта максимально близко к вводу, чтобы учитывать всё, что зашло и вышло. На каждой трубе в каждом доме установлены приборы учёта, они не такие, как в квартирах, тут немного по-другому: они не только считают количество, но и фиксируют температуру.
Расходомер, установленный на подающем трубопроводе, считает, какой объём теплоносителя пришёл; расходомер, установленный на обратном трубопроводе, считает, какой объём вышел. Термометры на подающем и обратном трубопроводах фиксируют, с какой температурой вода зашла и с какой температурой вода вышла.
Плюс приборы учёта (расходомер и термометр) устанавливаются на трубопровод горячего водоснабжения. Летом, когда нет циркуляции, мы рассчитываемся по ним.
От каждого прибора идут проводочки, по ним информация попадает в вычислитель. В каждом доме стоит металлический шкафчик, в нём и находится вычислитель. Эта информация архивируется. Есть специальные требования: часовые показания хранятся месяц, суточные – до трёх лет.
Также установлен GSM-модуль. Это как телефон, он каждый месяц в определённый момент передаёт показания, которые скопились в вычислителе. Если дома управляются управляющими компаниями холдинга УЖК «Новоуральская», информация стекается в «УПРАВДОМ-ЭНЕРГОСЕРВИС».
Если хотя бы один из приборов снимается, считается, что неисправны все приборы, и дом сначала в течение трёх месяцев рассчитывается по среднему за предыдущие периоды, а после переходит на норматив.
Считаем, сколько тепловой энергии потребил дом
– Один прибор показал, сколько теплоносителя зашло в дом, допустим, 100 кубов за час, другой прибор показал, что за этот же час из дома вышло 80 кубов. Полученная разница – 20 – это то, что потребил дом. Причём предполагается, что система отопления цельная, без сбросов, поэтому вот эта разница – как раз то, что пошло на ГВС.
Допустим, вода зашла в дом с температурой 100 градусов, а вышла с температурой 50 градусов. Значит, 50 градусов остались в доме. На что распределились эти 50 градусов? Часть – на горячее водоснабжение, часть – на отопление. Считается в гигакалориях. Оставшиеся 20 кубов умножаются на норматив тепловой энергии на подогрев (нормативы для домов с циркуляцией и без циркуляции разные; в домах с циркуляционными контурами, где есть полотенцесушители, горячая вода дороже), и получается, что остальные гигакалории остались на системе отопления. Так приборы считают в отопительный сезон и при наличии циркуляции.
Вследствие чего в 2022 году много приборов учёта не работало
– Основная масса приборов учёта была установлена в 2014 году. У всех одинаковый межповерочный интервал – 4 года. Раз в четыре года приборы должны сниматься, увозиться в поверочную лабораторию, поверяться и возвращаться обратно. В 2018 году и в 2022 году были массовые поверки. В 2022 году поверили порядка 3500 приборов учёта. Из них 400 ещё потребовали ремонта.
Чтобы прибор учёта после поверки или ремонта запустить в коммерческую эксплуатацию, надо поставить его на место и посмотреть, как он работает, убедиться, что считает правильно. Минимум три дня прибор учёта должен проработать.
В связи с тем, что летом нет циркуляции (так как одна из труб выведена Водогрейной котельной в ремонт), ввести в коммерцию приборы учёта мы не можем. Ресурсоснабжающая организация не принимает приборы, потому что они считают только в одну сторону. В той части города, где на месяц дали циркуляцию, мы успели ввести приборы учёта, поэтому к сентябрю картина была не настолько страшная.
Было и так, что после поверки, когда была циркуляция, мы запускали приборы и видели, что они показывают неправильные показания, приходилось снова везти их в поверочную лабораторию, для корректировки.
В сентябре мы не смогли запустить приборы учёта где-то в двухстах домах из-за большого количества повреждений на внутриквартальных сетях.
Ещё одно обстоятельство
– С 2018 года по договорённости с АО «РИР» мы оформляли отдельно «зимний» и «летний» акты. В «летнем» оформлялись приборы на контуре ГВС, в «зимнем» – приборы на вводе.
Это делалось для удобства. Если зимой что-то случается со счётчиком ГВС, это никак не влияет на коммерческий учёт тепла, не аннулирует акт по приборам, которые стоят на вводе; можно спокойно заниматься поверкой и ремонтом приборов на контуре ГВС.
Но в прошлом году, в сентябре, появилось требование обратно объединить акты. Мы высказались категорически против. В этот момент спора приборы так же не принимались.
Почему нельзя снимать и ставить приборы учёта раньше (пока идёт отопительный период)
– За это могут наказать. Дело в том, что у каждого прибора свой срок поверки. Уже были претензии со стороны собственников в связи с тем, что приборы снимались раньше, чем положено. Снять раньше можно, если есть соответствующее решение общего собрания собственников.
Почему УЖК «Новоуральская» не создаёт подменный фонд приборов учёта
– На это тоже нужно решение собственников. Мы обращались в администрацию с просьбой посодействовать нам в создании подменного фонда (требуется около 1300 000 рублей), на что пришёл ответ: это – нецелевое расходование средств.
Подготовила Екатерина ГИЛЯЗОВА