Про учёт тепла простым языком

0
760

Главный энергетик УЖК «Новоуральская» Денис Ипатов рассказал об особенностях учёта тепла в МКД и о том, почему в Новоуральске некоторые приборы учёта тепла длительное время не работают.

Как всё устроено

– Система теплоснабжения в Новоуральске открытая, к каждому дому подходят две трубы, по одной (прямой) теплоноситель поступает в дом, он используется и на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения, и на отопление, по второй (обратной) теплоноситель возвращается на ТЭЦ.

В связи с такой системой возникли особенности по составу приборов учёта. Наша обязанность – поставить приборы учёта максимально близко к вводу, чтобы учитывать всё, что зашло и вышло. На каждой трубе в каждом доме установлены приборы учёта, они не такие, как в квартирах, тут немного по-другому: они не только считают количество, но и фиксируют температуру.

Расходомер, установленный на подающем трубопроводе, считает, какой объём теплоносителя пришёл; расходомер, установленный на обратном трубопроводе, считает, какой объём вышел. Термометры на подающем и обратном трубопроводах фиксируют, с какой температурой вода зашла и с какой температурой вода вышла.

Плюс приборы учёта (расходомер и термометр) устанавливаются на трубопровод горячего водоснабжения. Летом, когда нет циркуляции, мы рассчитываемся по ним.

От каждого прибора идут проводочки, по ним информация попадает в вычислитель. В каждом доме стоит металлический шкафчик, в нём и находится вычислитель. Эта информация архивируется. Есть специальные требования: часовые показания хранятся месяц, суточные – до трёх лет.

Также установлен GSM-модуль. Это как телефон, он каждый месяц в определённый момент передаёт показания, которые скопились в вычислителе. Если дома управляются управляющими компаниями холдинга УЖК «Новоуральская», информация стекается в «УПРАВДОМ-ЭНЕРГОСЕРВИС».

Если хотя бы один из приборов снимается, считается, что неисправны все приборы, и дом сначала в течение трёх месяцев рассчитывается по среднему за предыдущие периоды, а после переходит на норматив.

Считаем, сколько тепловой энергии потребил дом

– Один прибор показал, сколько теплоносителя зашло в дом, допустим, 100 кубов за час, другой прибор показал, что за этот же час из дома вышло 80 кубов. Полученная разница – 20 – это то, что потребил дом. Причём предполагается, что система отопления цельная, без сбросов, поэтому вот эта разница – как раз то, что пошло на ГВС.

Допустим, вода зашла в дом с температурой 100 градусов, а вышла с температурой 50 градусов. Значит, 50 градусов остались в доме. На что распределились эти 50 градусов? Часть – на горячее водоснабжение, часть – на отопление. Считается в гигакалориях. Оставшиеся 20 кубов умножаются на норматив тепловой энергии на подогрев (нормативы для домов с циркуляцией и без циркуляции разные; в домах с циркуляционными контурами, где есть полотенцесушители, горячая вода дороже), и получается, что остальные гигакалории остались на системе отопления. Так приборы считают в отопительный сезон и при наличии циркуляции.

Вследствие чего в 2022 году много приборов учёта не работало

– Основная масса приборов учёта была установлена в 2014 году. У всех одинаковый межповерочный интервал – 4 года. Раз в четыре года приборы должны сниматься, увозиться в поверочную лабораторию, поверяться и возвращаться обратно. В 2018 году и в 2022 году были массовые поверки. В 2022 году поверили порядка 3500 приборов учёта. Из них 400 ещё потребовали ремонта.

Чтобы прибор учёта после поверки или ремонта запустить в коммерческую эксплуатацию, надо поставить его на место и посмотреть, как он работает, убедиться, что считает правильно. Минимум три дня прибор учёта должен проработать.

В связи с тем, что летом нет циркуляции (так как одна из труб выведена Водогрейной котельной в ремонт), ввести в коммерцию приборы учёта мы не можем. Ресурсоснабжающая организация не принимает приборы, потому что они считают только в одну сторону. В той части города, где на месяц дали циркуляцию, мы успели ввести приборы учёта, поэтому к сентябрю картина была не настолько страшная.

Было и так, что после поверки, когда была циркуляция, мы запускали приборы и видели, что они показывают неправильные показания, приходилось снова везти их в поверочную лабораторию, для корректировки.

В сентябре мы не смогли запустить приборы учёта где-то в двухстах домах из-за большого количества повреждений на внутриквартальных сетях.

Ещё одно обстоятельство

– С 2018 года по договорённости с АО «РИР» мы оформляли отдельно «зимний» и «летний» акты. В «летнем» оформлялись приборы на контуре ГВС, в «зимнем» – приборы на вводе.

Это делалось для удобства. Если зимой что-то случается со счётчиком ГВС, это никак не влияет на коммерческий учёт тепла, не аннулирует акт по приборам, которые стоят на вводе; можно спокойно заниматься поверкой и ремонтом приборов на контуре ГВС.

Но в прошлом году, в сентябре, появилось требование обратно объединить акты. Мы высказались категорически против. В этот момент спора приборы так же не принимались.

Почему нельзя снимать и ставить приборы учёта раньше (пока идёт отопительный период)

– За это могут наказать. Дело в том, что у каждого прибора свой срок поверки. Уже были претензии со стороны собственников в связи с тем, что приборы снимались раньше, чем положено. Снять раньше можно, если есть соответствующее решение общего собрания собственников.

Почему УЖК «Новоуральская» не создаёт подменный фонд приборов учёта

– На это тоже нужно решение собственников. Мы обращались в администрацию с просьбой посодействовать нам в создании подменного фонда (требуется около 1300 000 рублей), на что пришёл ответ: это – нецелевое расходование средств.

Подготовила Екатерина ГИЛЯЗОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.