Горячая тема

0
1265

Как всегда, интересным было обсуждение на Думе проблемы организации циркуляции горячей воды в летний период. Услышала много того, что заставило задуматься.

Суть вопроса

В Новоуральске открытая система теплоснабжения, она предполагает забор горячей воды из общей теплосети. В отопительный период происходит буквально следующее: 1) подготовленная на ТЭЦ горячая вода по подающему трубопроводу приходит в дом, где часть её используется населением на бытовые нужды, 2) вода, не попавшая в краны, пройдя по батареям, по обратному трубопроводу возвращается на ТЭЦ, 3) на ТЭЦ пришедшая вода нагревается, и восполняются потери; далее всё повторяется заново. Вода циркулирует, и мы получаем её такой, какой она должна быть.

После отключения отопления МУП «Водогрейная котельная» (предприятие, ведающее сетями, по которым течёт горячая вода) выводит трубопроводы в ремонт. Тогда вода течёт по одной трубе (прямой либо обратной), следовательно, не циркулирует, а потому, когда плохо разбирается, остывает. Остывшую воду приходится сливать, иначе горячая вода с источника не подтянется.

Другая проблема, связанная с отсутствием циркуляции, – нет возможности ввести в эксплуатацию приборы учёта тепла, а это, в свою очередь, отражается на счетах за отопление. А ещё застойная вода – идеальное условие для размножения бактерий.

Стоит задача – организовать летнюю циркуляцию горячей воды и сделать это не в ущерб подготовке к отопительному сезону и с минимальными потерями.

Краткая предыстория

Про циркуляцию рядовые новоуральцы узнали лет девять-десять назад, когда им стали объяснять, почему с отключением отопления начинается пора холодной горячей воды. (Раньше, в безводоучётные времена, её отсутствие компенсировалось организованными сбросами остывшей воды.)

Делалось ли что-то для решения проблемы? Отчасти да, однако поначалу попытки УЖК «Новоуральская» договориться с Теплосетями (ещё не объединёнными с Водогрейной котельной) о запуске циркуляции оканчивались провалом, несколько лет управляющая компания получала отказы с мотивировкой: «невозможно, надо ремонтировать трубы…». Лишь в 2018-м Теплосети согласились на пробный недельный эксперимент.

В течение последующего отопительного сезона Теплосети составляли графики ремонтных работ, а УЖК «Новоуральская» готовила внутридомовые сети. Результат: первую половину лета-2019 к жителям в домах на третьей и четвёртой магистралях горячая вода поступала по первому требованию. Остальным, правда, не так повезло: в силу большого числа повреждений на первой и второй магистралях с включением циркуляции возникли сложности, счастье пришло к людям позже намеченного, где-то его и вовсе не дождались.

В 2020-м и 2021-м циркуляция присутствовала опять же до середины июля в Южном районе, МКР-15 и домах от ул. Октябрьской до ул. Промышленной, всем прочим, к сожалению, по причине неисправности магистралей пришлось терпеть неудобства всё лето. В 2022-м в части города вода циркулировала в июне, в отдельных районах – стала циркулировать за неделю до подачи тепла.

Относительно хорошие новости

Председатель комитета по ЖКХ и жилищной политике на заседании Думы 26 апреля доложил, что с 15 июля планируется запустить циркуляцию по четвёртой магистрали (Южный район), с 1 августа – по третьей (Юго-Западный и Западный районы – ул. С. Дудина, Советская и т. д.), с 16 августа – по второй.

Ко второй магистрали относятся МКД №№ 50 по ул. Автозаводской, 17 по ул. М. Горького, 2, 4 и 6 по ул. Победы, 9 по Театральному проезду, а также МКД по Красногвардейскому проезду и ул. Гастелло, Мичурина (до МКД № 32), Садовой (до МКД № 15) и Чурина.

Что касается первой магистрали, тут даже приблизительных прогнозов не дают – как только, так сразу. В том году она вводилась в работу уже в момент запуска отопления.

Двухнедельного отключения не будет

В недавнем интервью телевидению директор Водогрейной котельной сказал: «Нам предлагают на две недели остановить горячее водоснабжение и за это время опрессовать и отремонтировать сети. В прошлом году мы провели 148 ремонтов, их невозможно сделать за две недели…». Если кто-то переживал по этому поводу – можете выдохнуть: двухнедельное отключение горячей воды нам не грозит.

На Думе Андрей Скоморохов, главный инженер филиала АО «РИР» (теплоснабжающая организация), пояснил: «Четырнадцать дней – это связано с тем, что везде используются теплосетевые установки, работающие и на отопительную нагрузку. Мы сделали схему таким образом, что циркуляция осуществляется подпиточными насосами на корпусе горячего водоснабжения. РИР готов осуществлять циркуляцию весь летний период, за исключением 3-5 дней, необходимых для ремонта подпиточных трубопроводов. В этот время будет статический режим. То, что коллеги услышали про 14 дней… – в Новоуральске этого можно избежать. Наши предложения были по оптимизации графика ремонтов, чтобы увеличить периоды циркуляции. Первую сеть можно оставлять в статике и ремонтировать дольше…».

Разумеется, все прекрасно понимают, что Бархатов прав, что сети, изношенные на 83%, не отремонтировать за 14 дней.

Про тариф

Лично я из всего сказанного на Думе и ранее поняла: организовать циркуляцию – не трудно, трудно – решить, как именно и за чьи деньги.

Дело в том, что для Водогрейной котельной мероприятие, как они заявляют, оборачивается существенными финансовыми потерями. Всё тепло, которое будет циркулировать, упадёт в тариф, предостерегает Бархатов. Из пятнадцати городов присутствия РИР, подчеркнул Тимофей Валентинович, в Новоуральске – самый низкий тариф, там, где летом вода циркулирует по предлагаемому РИР зимнему варианту, тариф – гораздо выше.

– Раз в пять лет формируется экономически обоснованный тариф, – говорит Бархатов. – Последний раз это было в 2019-м. Брали расходы за 2018 год и динамику за предыдущие два года. В следующий раз экономически обоснованный тариф будет формироваться в 2024 году, наши расходы за 2023 год автоматически войдут в тариф на следующие пять лет.

– Тариф останется в тех же пределах, в тех же темпах роста, – возражает Скоморохов, – никто не даст поднять его выше. У других он высокий не из-за этого. Например, в городах присутствия «Квадры», которую мы взяли в состав РИР, много новых газотурбинных станций, и на тарифы там сильно повлияла стоимость основных фондов. Организация летней циркуляции не сильно повлияет на тариф. В Новоуральске тариф был заложен, скажем так, Уральским электрохимическим комбинатом, это социально ориентированное предприятие, часть затрат они брали на себя; плюсом ещё очень удачная схема тепловой станции. Также немаловажный фактор – комбинированная выработка тепловой и электрической энергии, которая снижает затраты. Если нет мощных инвестиционных программ и в тариф не заложены крупные инвестиционные надбавки, то в основном рост ограничивается инфляцией. Если бы изначально тариф был больше, соответственно, он и сейчас был бы больше. Действительно, идёт увеличение потребления электроэнергии, но оно незначительное, таких расходов, о которых говорит Водогрейная котельная, нет.

– Крайним останется Бархатов? – уточнила депутат Елена Стрельцова.

– Есть, – ответил Андрей Евгеньевич, – конечный тариф, предъявляемый населению. В него входит генерация тепла на станции, генерация тепла на Водогрейной котельной, транспортные затраты и потери в сетях. Если Тимофей Валентинович обоснует, что увеличение его затрат связано с летней циркуляцией, РЭК, принимая это, возможно, подрежет какую-то составляющую у нас…

Схема Водогрейной котельной: лучше ли?

Если вы читали текст, подготовленный пресс-службой Думы, то знаете, что наши народные избранники рекомендовали Водогрейной котельной в качестве «пилота» установить в двух-трёх многоквартирных домах подкачивающие насосы. Расскажу об этом чуть подробнее.

Водогрейная котельная, которую не устраивает вариант циркуляции РИР (из-за дороговизны, как они утверждают), настаивает на своей схеме: грубо говоря, пустить циркуляцию через перемычки от прямого трубопровода одной магистрали к обратному трубопроводу другой магистрали. При этом сначала будет ремонтироваться одна половина труб, вода будет циркулировать по другой, потом – наоборот.

– По расчётам наших специалистов, количество циркулируемого теплоносителя будет в 3-4 раза меньше, чем при использовании зимней схемы. Главный минус – не обеспечивается циркуляция внутри дома. Но мы, – заметил Бархатов, – покопались в опыте и нашли. В бассейне «Дельфин» простая система: они набирают горячую воду из прямого трубопровода, циркулируют её у себя внутри и с помощью насоса выдавливают в этот же прямой трубопровод. Это дополнительное оборудование вместе с работой будет стоить не больше пятидесяти тысяч. Это не такие большие затраты. Мы готовы первый пилотный дом сделать на средства предприятия.

РИР по причине того, что не обеспечивается циркуляция внутри дома, против такой схемы. Да и насчёт расхода теплоносителя у них сомнения. «Если циркуляция не заходит в дом, то в тупиковых стояках, особенно в больших домах, где один ввод, а подъездов – 6-7, горячей воды нет. В схеме, которую предлагает Тимофей Валентинович, расход такой же. В 3-4 раза меньше – это 70-80 тонн в час через целый город, и это обеспечит горячую воду? Остальной расход сольют жители», – привёл своё мнение Скоморохов.

Не берусь оценивать, кто и насколько прав – мне как неспециалисту не разобраться, но вот на что хотела бы обратить внимание: заседавшие думцы, не задав ни одного вопроса, проголосовали за предложение депутата Олега Елистратова РЕКОМЕНДОВАТЬ(!) Водогрейной котельной установить насосы.

Конечно, установить три насоса, если есть техническая возможность, труда не составит. А дальше? Кто заплатит за остальные насосы и сколько всего их нужно? Сколько электричества расходует данное оборудование, какой срок его службы, какой принцип работы? Сэкономят ли в итоге жители?..

Депутаты сами поняли, что рекомендуют? По идее, рекомендовать технические решения можно, только хоть немного изучив тему. А впрочем… это же копейки (ну так Олег Владимирович сказал).

Так не достанься же ты никому

И последнее на сегодня. На Думе директор Водогрейной котельной отдельно остановился на целесообразности организации циркуляции. «На первой сети всего 16% домов с циркуляционным контуром, на второй – 66%, на третьей и четвёртой – почти по 100%. Взяли на второй сети три года (один год была циркуляция, два года не было) и взяли конечные дома на каждой ветке, где всегда проблемы с горячей водой. В домах с циркуляционным контуром действительно идёт увеличение температуры горячей воды, в домах, где нет циркуляционного контура, разницы практически нет», – отметил Тимофей Валентинович. Это вроде как, а есть ли смысл что-то предпринимать, если всё равно всем хорошо не будет?

Екатерина ГИЛЯЗОВА для novouralsk.su

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.