Больше металла – больше оружия!

0
1653
Руководство завода № 261 НКАП СССР, 1945 год

О деятельности завода № 261 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны

75 лет прошло с того памятного дня сорок пятого, когда последние залпы возвестили миру о победе над фашизмом. В каждой семье были люди, отдавшие жизнь, здоровье и даже детство за свободу народов. В грозные годы Великой Отечественной войны советский народ одержал великую Победу не только на полях сражений, но и в тылу. Труженики тыла, выполняя напряжённые планы военного хозяйства по выпуску танков, самолётов, гранат, снарядов, проявляли массовый трудовой героизм. Указом президента РФ 2020 год объявлен Годом памяти и славы.

В Городском архиве хранятся уникальные документы завода № 261 Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР (НКАП), который в октябре 1941 года был эвакуирован из Москвы в г. Березовский Свердловской области, а в 1944 году перебазирован в пос. Верх-Нейвинск.

Уникальные документы завода рассказывают о том, как с началом войны изменилась жизнь в стране. В Ленинграде, Москве и на территории европейской части страны было объявлено военное положение. С 23 июня 1941 года началась всеобщая мобилизация на фронт мужчин и частично женщин. Одновременно с мобилизацией на фронт шло бронирование специалистов для работы на промышленных предприятиях. Комитетом обороны принято решение о срочной эвакуации оборонных заводов и населения из прифронтовой полосы в районы Сибири, Урала, Поволжья и в Среднюю Азию. Во всех сферах жизни населения страны был введён жёсткий режим экономии ресурсов.

Не менее интересны и те документы, которые рассказывают об основной деятельности завода.

В 1940 году на заводе было налажено серийное производство бензо-, водо-, маслозаправщиков самолетов, авторазливочных станций химических жидкостей для ампул, а также емкости для химических жидкостей (бензобаки, контейнеры), баллоны с кислородом и ацетиленом.

В этот период на заводах НКАП началось наращивание темпов производства. Перед заводом № 261 руководство Второго главного управления НКАП поставило задачу увеличения мощности по выпуску шасси и вооружения к самолётам. На завод было возложено производство агрегатов шасси и комплектующих для самолётов ПС-84, ДС-З (Дуглас). Завод начал реконструироваться и перешёл на «чисто оборонную продукцию».

На момент объявления военного положения предприятие занималось серийным производством шасси и комплектующих для самолётов ПС-84 (с 1942 года это ЛИ-2), ПЕ-2, а также производством химвооружения (приборы УХАП, ЗАРП), приспособлений и оборудования для него (держатели, подвески и др.).

В августе 1941 года, в связи с обстановкой на фронте и начинающейся эвакуацией оборонных предприятий из прифронтовой полосы, номенклатуры авиационных заводов корректируются. В номенклатуру изделий завода № 261 включается производство шасси и комплектующих для самолета ЯК-1, химических дымовых приборов, кроме этого поступают заказы от профильных заводов на другие изделия оборонного назначения.

В октябре 1941 года Второе главное управление НКАП в связи с особой важностью применения в борьбе с танками и мотомехчастями противника поручает ряду авиационных заводов, в том числе и заводу № 261, производство ампуломётов.
В 1942 году завод № 261 был объединен с заводом № 120, а в марте 1943 года восстановлен в самостоятельную хозяйственную единицу.

В этот период в производстве завода находились шасси и комплектующие для самолётов ЛИ-2, ЯК-6, запущено в производство шасси ЯК-7, были также заказы на шасси БИ-1 – первого ракетного истребителя в Советском Союзе. Мало кто знает, что испытания первого в Советском Союзе ракетного истребителя БИ проходили на Урале, а летчиком-испытателем этого самолёта в 1942 году был назначен Георгий Бахчиванджи.

Самолет ИЛ-10 с укреплением УХАП

В период Великой Отечественной войны завод активно занимался опытной научно-исследовательской работой. В конструкторском бюро, лаборатории и производственных цехах завода работали опытные и высококвалифицированные кадры. В этом направлении завод активно сотрудничал с Главным управлением по опытно-исследовательским работам НКАП, с Государственным союзным конструкторским бюро № 47 и профильными заводами отрасли, занимающимися новыми разработками в области самолётостроения.

В 1943 году, для улучшения производственно-бытовых условий работы завода, руководство НКАП приняло решение перебазировать его на площадку завода № 484 в рабочий поселок Верх-Нейвинск (на территорию нынешнего Новоуральска). Оба завода были объединены в один под номером 261 с подчинением Второму главному управлению НКАП.

На новых площадях действительно были свои преимущества. Производственные помещения и склады располагались рядом, недалеко проходила железная дорога. При заводе уже было организовано подсобное хозяйство, существовали отдел рабочего снабжения и жилые поселки для размещения рабочих и их семей. В соответствии с документами в 1943 году на заводе работало 1292 человека.

После переезда на новую площадку профиль завода не изменился. Работая по государственной программе, он также выполнял заказы Главного управления Военно-воздушных сил Красной Армии, Гражданского воздушного флота, Авиации дальнего действия, а также заказы профильных заводов на оборонные изделия.

Стрельба из ампуломета

Весь военный период, несмотря на эвакуацию и тяжёлые производственно-бытовые условия, завод работал бесперебойно, выполняя план и срочные задания НКАП. Коллектив завода активно участвовал в социалистическом соревновании, стахановцы и члены комсомольско-молодёжных бригад достигали высочайших показателей по перевыполнению норм производства. В документах имеются примеры удивительной работоспособности и самоотверженного труда рабочих, когда показатели перевыполнения достигали 800% — это работа на двух и трёх станках одновременно.
По данным многочисленных документальных источников, СССР за годы войны произвел более 116 000 самолетов (из них более 97 000 – боевые). В тяжёлые, трагические годы Великой Отечественной войны советская авиапромышленность сражалась как вся страна. Победа в той страшной войне стала победой и советского авиапрома. Весомый вклад в эту победу внес и коллектив завода № 261 НКАП, который был высоко оценен советским руководством. По окончании войны коллектив предприятия был награжден медалями «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.»

История Великой Отечественной войны до сих пор вызывает огромный интерес у многих. Страничка военной истории завода № 261 также интересна. Уникальные документы, на основе которых она написана, дают более полную и наглядную информацию о продукции завода, некоторых образцах техники и вооружения Красной Армии в период войны.

Специалистами Городского архива подготовлена электронная выставка под названием «Деятельность завода № 261 НКАП в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», на которой представлены ранее не опубликованные документы завода: приказы НКАП и завода № 261, переписка, отчёты о выполнении плана, характеристика изделий, сведения о кадрах завода и фотографии. Ознакомиться с выставкой можно на официальном сайте Городского архива, в разделе «75-летие Великой Победы» (http://архив-новоуральск.рф/index/75-letie-pobedy-v-velikoj-otechestvennoj-vojne/0-319).

Елена Латушко, заведующая отделом Городского архива (для «Нашей городской газеты»)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.