«Общий» не значит «принадлежащий всем»

6
2809

Общий котёл – то, что подлежит распределению на всех. Один принёс овощи, другой – курицу, третий – воду, четвёртый – щепотку соли, сообща сварили суп и вместе съели. Вклад в общий котёл разный, а ели одинаково. Житейская логика: всем миром выжить легче. Логика бизнеса: доплачивайте за обед, потому что курица дороже соли и воды. Логика философская: да, но это здесь и сейчас, поживи год в лесу и узнаешь, что достать проще – мясо или соль. Логика добрососедская: сегодня твоя курица, завтра – моя. Логика реформаторская: костровые и повара – нахлебники, на аутсорсинг их, чтоб обедом не делиться.
Тем не менее понятие «общий котёл» существует издавна. Даже в экономике. Более того, принцип работы любой коммерческой организации именно котловой. Правда, «котлы» работают по-разному.
Разбираемся.

Такие разные «общие котлы» в российской истории: сравни и пойми разницу
ЖКХ Новоуральска до 2009 года в части МКД. В советское время, когда всё было государственным и общим, и вплоть до 2009 года обслуживание многоквартирных домов Новоуральска схематично выглядело следующим образом. Платежи жителей за содержание и ремонт поступали в общий котёл. Учёт поступлений и трат по конкретным домам отсутствовал – как бумажный, так фактический, деньги расходовались по мере необходимости. Экономисты, оперируя поступлениями со всех жилых домов города, планировали работы на все дома. И по факту получалось где-то густо, где-то пусто: какие-то жители были настойчивее в заявлениях и жалобах, а в итоге получали больше ремонтов, и их дома были в лучшем состоянии на фоне домов-«молчунов».
В тот период никто не задумывался о финансовой составляющей каждого конкретного многоквартирного дома. Никто не сравнивал его расходы с доходами, не мониторил задолженности, не выводил финансовый результат: это хлопотно и очень трудоёмко – отслеживать каждую затрату в отношении семисот с лишним домов. Тот самый пример организации деятельности по принципу общего котла, когда предприятие расходует деньги, как захочет, а не как диктуют финансовые законы.
Капитальный ремонт МКД. 271-й ФЗ РФ распространил своё действие на всю территорию Российской Федерации. Но в каждом регионе – свой «капремонтный» оператор. За капремонт ежемесячно платят все. Картина по отчислениям жителей каждого конкретного дома отражена на сайте регионального оператора. Это учёт. А фактически все деньги в общем котле, они в работе, ремонты растянуты во времени в порядке очереди, установленной региональными программами. То есть жители тех домов, что поновее, платят сейчас за ремонты старых. А сами получат свои ремонты только через десять/двадцать/в общем, через «дцать лет»: на их собственные дома фонд регионального оператора до того времени не зайдёт, и досрочно позаимствовать оттуда деньги на какие-то работы на своём доме – задача невероятная.
В Новоуральске таким образом сегодня всем миром ремонтируют старые маленькие 2-3-хэтажки.
Банк (абсолютно любой). Чтобы деньги каждого конкретного вкладчика в банке лежали по кучкам? Нет такого. Заводишь счёт в банке, но по факту всё, что на нём происходит с твоими деньгами, – это всё на бумаге. Деньги твои в общем котле. И работают, а не полёживают просто так без дела.
Надо сегодня выплатить дивиденды или вклад определённому человеку? Ему выплатят. Но банк выдаст ему денежную массу, которая поступила не от него, а от других плательщиков.
Мобильная связь. По такому же принципу работают компании сотовой связи. Совершаешь платёж и расходуешь деньги, совершая звонки, пользуясь Интернетом, рассылая смс, – деньги расходуются из общей кассы. Не расходуешь – они спокойно лежат в общей кассе компании, на её счетах, отражаясь на твоём абонентском счёте. Но это не твой лицевой счёт, не надо себя обманывать!
Семья. Допустим, сегодня родители собирают детей в школу и большую часть семейного бюджета направляют на эти цели. В следующем месяце семья покупает какие-то крупные вещи папе, ещё через месяц –
маме. Расходы семейного бюджета – это ли не пример общего котла?

Общий котёл в управляющих компаниях
УЖК «Новоуральская» была создана в 2009 году. Первоначальная задача, которую поставила сама перед собой управляющая компания: организовать лицевой счёт для каждого многоквартирного дома, находящегося в её управлении, и создать учёт его доходов и расходов. Законом на тот момент это не требовалось. Но ведь гораздо удобнее работать, зная экономику каждого дома. Верно?
Короче говоря, управляшка стала так работать, и всё. Колоссальная общая работа экономистов, программистов, юристов, производственно-технического отдела – всех! Но оно того стоило: сейчас в бумажном и электронном виде можно увидеть полную экономику каждого дома УЖК «Новоуральская». Сколько денег начислено, сколько израсходовано, сколько оплачено жителями, какие работы проведены, сколько осталось – с разбивкой за почти 11 лет! И на сегодняшний день УЖК «Новоуральская» признана компанией, в которой на лучшем в Свердловской области уровне поставлен, в том числе, подомовой учёт – именно экономика дома.
И вот здесь надо развести несколько моментов.
Первый момент. В случае, когда у дома договор управления с управляющей организацией, деньги конкретного дома не лежат на его персональном банковском счёте. И сам дом физически в банке не присутствует. Это нецелесообразно, жители и управляющая компания разорились бы на одном только обслуживании этих счетов.
Второй момент. Подомовой учёт каждой копейки и общий котёл расходования денег – это разные вещи.
Когда плох общий котёл? Как уже было сказано выше, когда нет совсем никакого учёта. Когда деньги собираются в одну кучу, тратятся все, как придётся, и нигде это не отражено, и нет никакого учёта.

Хороший смысл в определении «общий котёл» (и чем хороша крупная управляющая компания с большим количеством домов в управлении): благодаря общему котлу можно удовлетворить потребности отдельно взятого дома в реальных живых деньгах. Сгорел лифт? Что происходит в маленьких компаниях: свободных живых денег нет, собрать дополнительные деньги с собственников – да ещё быстро! – не получается, как и оперативно получить бюджетную дотацию. И ситуация подвисает надолго. А большая управляющая компания быстренько аккумулирует на пострадавшем доме деньги, которые поступают из разных домов, купирует ситуацию, а потом рулится с бюджетом.
Но лифт – штука такая: без него плохо, но прожить можно. А если перелом канализации, возникла необходимость в замене трубопровода, полетел нижний розлив, и в доме нет воды? Что скрывать, дома новее не становятся, необходимость выполнения аварийных работ всегда существует. У маленькой управляющей компании в этой ситуации просто физически нет в наличии такого количества живых денег. Допустим, она получает на содержание и ремонт со всех жителей своих домов 200 тысяч рублей в месяц, а на выполнение этих работ необходимо 300 тысяч. И встала управляшка перед выбором: или выполнять этот ремонт, оставив все остальные дома без обслуживания абсолютно, и потом сидеть ничего не делать, или собирать дополнительные деньги с жителей. А если дом при этом маленький и неновый – ситуация просто патовая. Необходим жителям дорогостоящий ремонт трубопровода или протекающей кровли – управляющая компания обязана их сделать, ведь без этого невозможно эксплуатировать дом. Но большого количества живых денег на счетах маленьких домов не будет никогда: жители их просто никогда не накопят. Ведь кто у нас в маленьких домах живёт? Правильно, пенсионеры и люди малообеспеченные.
Экономика большой управляющей компании построена по-другому. Её дома и жители больше защищены в подобных ситуациях. Ведь крупная управляшка может удовлетворить необходимость жителей в необходимых дорогостоящих ремонтах, не залезая в карман жителям других домов. Общий котёл большой управляющей компании подразумевает, что у неё есть живые деньги для выполнения любой (даже дорогостоящей) работы и возможность купировать любую ситуацию. И благодаря этому котлу здесь и сейчас можно закрыть дорогостоящую «ремонтную дыру» на любом доме. Деньги не лежат, они постоянно в деле. Немного похоже на принцип работы Фонда капремонта? Верно. Но! В управляющей компании сроки пользования общим котлом не такие «агроменные» и растянутые, как в капремонтах. Сегодня (условно) делаем большие работы на одном доме, завтра – на другом, и так по кругу. И параллельно, не снижая качества управления, ежемесячно продолжаем обслуживание всех домов и запланированные, текущие или непредвиденные, аварийные работы. Чтобы отдельно взятый дом своими силами насобирал на какой-то ремонт – зачастую на это нужно несколько лет. А таким образом можно сделать его уже сегодня, перенаправив живые деньги с другого дома, а в последующем сделать всё наоборот.
Таким образом, общий котёл в нашем случае – это способ расходования денег. Применительно к УЖК «Новоуральская» в этом есть положительный момент: крупная компания обладает большими возможностями, нежели маленькие, соответственно, работ может выполнить больше, чем другие. При этом строгий учёт на лицевом счёте дома – это отражение истинной экономической ситуации по дому и главное правило честной игры.

Роман Беседин, «Наша городская газета»
Продолжение управленческого ликбеза – в следующих выпусках

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Хороший пример с лифтами.Слышу об этом каждый раз от работников УЖК.Однако за все время ни одного лифта не заменено с помощью средств общего котла.Зато в финансовых отчетах на сайте УЖК столько работ,якобы выполненных на МКД,но большая часть их не подтверждается актами выполненных работ.А это средство контроля за УК и есть приказ Минстроя об обязательности актов,да и в договоре управления это отражено.

  2. Ну в принципе афтор прав, с идеей крупной управляшки(я кстати это же и говорил)

    нахрена в городе сотня управляшек с одним или двумя домами в управлении..
    это же просто мошейники и щипачи обманывающие своих же жителей, этих одного или двух домов..

    а вот крупную управляшку надо заставить отчитываться прямо в городской думе. Что бы депутаты были в курсе всех конфликтных ситуаций или удачных достижений, этой управляшки..

    редактируйте , блять, законы..

    • Ну и словоблудие.. Умеет УЖК забалтывать ситуацию и вопросы, которые жители задают. Если посмотреть в так называемые ежегодные финансовые отчеты УЖК по каждому дому, то там будет три столбца: начислено, оплачено, израсходовано. Неплатежи жителей — это разница между начислено и оплачено, а долг, накапливаемый домом — это разница между оплачено и израсходовано. Вроде бы логично. Но что такое «израсходовано»? Это все, что на бумаге напишет УЖК без какого-либо согласования с жителями. Если на доме нет активного человека, который вникает во все написанное, а таких людей в городе единицы, то УЖК очень легко «загоняет дом в долги на бумаге». И в таком состоянии дом держит: вы нам должны, баланс отрицательный, у вас нет денег. Рекомендуем каждому, кто хочет разобраться в ситуации, потребовать от УЖК по своему дому обоснования, доказательства якобы понесенных затрат на содержание жилья, хотя бы за последние 3-5 лет. Затребуйте, проанализируйте полученную информацию, посмотрите по факту какие работы сделаны. И вы прозреете. Вы поймете, что происходит в городе в сфере ЖКХ уже более 10 лет.

      • Ты ни чо не попутал?..
        Если я буду бегать, собирать и анализировать бумаги от ЖКХ..
        извини..
        мне на работу так то надо..
        .. детей в школу..
        жене сапоги..

        я , блять, разорваться чтоля должен?
        ..это как то не по европейски, бегать, еще и ЖКХ контролировать (сам то пробовал? )

        собственность,(квартира как у меня) должна приносить доход…
        а не расход , как сейчас..
        а иначе, зачем мне такая собственность..(арендой бы обошолся не хило)

        повторяю — ты ни чо не попутал?

  3. Заголовок новости лживый и абсурдный. Весь этот очередной заказной псевдоликбез от ужкашных олегархов, присосавшихся на теле города, как клопы-кровососы можно дальше не читать.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.