Появившаяся в связи с коронавирусом инициатива по введению в школах ЦОС — цифровой образовательной среды получила массовый негативный отклик как со стороны родительской общественности, так и целого ряда представителей экспертного сообщества. Многие уверены, что ЦОС приведет к падению качества образования, к еще большему социальному расслоению общества, а в итоге и к полному переходу школьников на дистанционную форму обучения. Организаторы эксперимента с ЦОС уверяют, что введение в школах комбинированного образования с элементами цифровой составляющей является прогрессивной моделью и только повысит уровень школьного образования. Попробуем разобраться.
Согласно постановлению правительства РФ с 1 сентября 2020 года в 14 регионах России пройдет эксперимент по введению в школах ЦОС. Пока Свердловской области среди них, к счастью, нет, но, как показывает практика, если ЦОС будет запущена, ее быстро внедрят по всей стране. За время общественного обсуждения текста постановления, с 26 июня по 10 июля, на портале regulation.gov.ru было оставлено 140 откликов за инициативу и больше 22 тысяч — против. Показательными стали также данные общественного опроса, размещенного в начале июля на официальной странице портала «Госуслуги» в «ВКонтакте». За несколько дней на вопрос «Как вы относитесь к дистанционному обучению?» ответила 31 тысяча человек, 84,89% из которых высказались отрицательно.
Казалось бы, всё абсолютно ясно — родители высказывают инициативе свое категоричное нет. Но не все так очевидно. Пережив карантинную практику дистанционного обучения в учебном году 2019-2020, многие родители «на собственной шкуре» ощутили все его «прелести». Многие признают, что для детей это не облегчение и удобства в образовании. Состояние детей ухудшилось, понизилось зрение, у многих участились головные боли, нарушился сон, случалось сильное переутомление.
Не удивительно, что, узнав о грядущем эксперименте, многие родители стали объединяться в различных тематических чатах в соцсетях, писать обращения в органы власти и даже президенту.
После этого некоторые чиновники попытались сгладить ситуацию, заявив, что ЦОС — это не про переход на дистант, а про оснащение школ хорошим компьютерным оборудованием, проведение высокоскоростного интернета и создание платформы с единым образовательным доступом ко всем ресурсам интернета. В процесс обучения будут включены виртуальные учебные материалы, а ради удобства педагогов станут электронными журнал и документооборот, запись в библиотеку, финансово-хозяйственное планирование, учёт достижений и расписание. Казалось бы, всё в порядке, зря родители беспокоятся. Тем более что большая часть, например в Новоуральске, точно уже внедрена. Но что касается цифровизации именно учебного процесса — кто даст гарантии, что предлагаемое комбинированное образование улучшит качество образовательного процесса, а не приведет к еще большей его деградации? Ведь внедрение чего-то нового требует как минимум качественного анализа и экспертиз.
В основном занятия в школах выстроены на принципах привычной классно-урочной системы, которая при всех имеющихся в ней недостатках много лет показывает свою эффективность и надежность. Пед-институты тоже готовят учителей в рамках этой системы. В результате видим нечто, разрушающее эффективность классно-урочной системы и при этом не дающее полноценной эффективности профессионального внедрения новых образовательных методик. Как результат — вынужденные обращения родителей к дополнительным репетиторам. Иначе ребенок просто становится неспособным сдать ЕГЭ.
Татьяна С., мама школьника:
«Вызывает опасение не только то, что знания будут в цифровом формате, но и цифровое оценивание знаний. Ведь правильным будет только тот ответ, который заложен в машину. Кто сдавал тесты, сталкивались, что на вопрос можно и пунктом „а“, и „б“ ответить. А машина только один выдает. Это убьет индивидуальность ребенка. Грубый, конечно, пример, но дети превратятся в лошадей с шорами на глазах. С компьютером ты не поспоришь и не докажешь свою точку зрения, и опять в этом плане возвращаемся к ЕГЭ и ОГЭ, где тестовая часть, проверяемая компьютером, не подлежит апелляции. Вот и сидят дети как мартышки, заучивают правильные ответы».
Удивляет и по-настоящему настораживает то, что неравнодушных родителей, не поверивших в благостные уговоры органов образования, порой пытаются выставить безграмотными маргиналами, стоящими на пути неизбежного технологического прогресса. Либо ты соглашаешься с доводами цифровых реформаторов и смирно выполняешь все распоряжения, либо становишься маргинальным социальным изгоем, чье мнение учитываться не должно.
К чему такое может привести? Например, отказываешься подписывать добровольное согласие на дистанционную форму обучения. Значит, не выполняешь свои родительские обязанности по беспрепятственному получению ребенком образования. И, значит, дальше с тобой будут разговаривать органы опеки. Забыв про возможность выбора. Угроза возможного образовательного неблагополучия детей вынуждает ряд особо активных родителей занимать четкую гражданскую позицию и открыто выступать против навязываемого цифрового диктата. Обществу настойчиво внушают, что цифровизация — неизбежность технического прогресса. И это правда. Вот только у людей должен быть выбор, не ограничивающийся вариантами — подчиниться процессу или стать маргинальным изгоем.
Как, еще не всё разрушили?