На днях в одной из городских газет вышел материал «Умный город» — комфортный город». Судя по всему, про ТОСЭРы говорить нечего вообще, потому решили не нагнетать в очередной раз, и пораздувать тему потенциальной умности города. И в общем-то это логично — в последние годы чиновники по всему миру больны супер-концепцией «умного города». Правда, возникает стойкое ощущение, что в большинстве своем никто толком не понимает, что это такое, поэтому в ход идет простая нашпиговка электроникой — часто не по делу — всего, что попадется под руку: всевозможные датчики, компьютерные модели, дорогие сайты и приложения.

Как по мне, идеальное воплощение «умного города» должно выглядеть примерно так: некий главный «мозг» города — этакий операционный центр, который собирает информацию от всех систем, фильтрует, сортирует, анализирует ее и выводит результаты на некую городскую панель управления, которая позволяет оптимально руководить происходящими процессами. И в принципе, есть города, которые так или иначе эту «умность» действительно внедряют в повседневную жизнь.

Например, самый продвинутый с точки зрения технологий «умного города» парк Аль-Мамзар в Дубае: в нем установлены скамейки с Wi-Fi и беспроводной зарядкой телефонов, работающие на солнечных батареях. Детям на входе в парк выдают умные браслеты, которые отслеживают местоположение и принимают звонки, — потеряться тут невозможно. За состоянием растений и деревьев следят одни дроны, другие — следят за безопасностью на воде. Мусорные контейнеры сами подают работникам парка сигнал о том, что они заполнены, и пора убирать мусор.

Еще один из хороших примеров «умного» управления городом — Барселона. При принятии важных решений власти столицы Каталонии руководствуются данными сервиса бизнес-аналитики, который изучает привычки жителей и гостей города, анализируются даже комментарии в социальных сетях, чтобы точно определить, что именно хотят видеть люди. И даже автобусные остановки «умные». Они не только измеряют температуру и влажность воздуха, но и ведут видеонаблюдение и видеоаналитику. Если на остановке регулярно скапливается слишком много людей, то система даст сигнал о том, что нужно увеличить количество рейсов на этом маршруте.

И это — прекрасные примеры грамотного использования инструментов. Которые, помимо прочего, демонстрируют важную вещь: эти умные мегаполисы стали такими вовсе не благодаря интеллектуальной транспортной системе или какой-то волшебной программе или приложению. Они — лишь добавили удобства и оперативности там, где уже все работало хорошо, транспорт, благоустройство и инфраструктура были «прокачаны» задолго до цифровизации. «Умные» города – это не просто населенные пункты, снабженные сенсорами. Глобальной целью создания «умного» города является улучшение качества жизни людей и оперативная реакция на социальные потребности населения.

И от того весьма забавно звучат рассуждения об умных городах у нас. Не будем вдаваться в далекое прошлое, возьмем простой пример в наши дни.

Осень. Новоуральск. Выпал снег (разумеется, совершенно неожиданно). И сразу же можно наблюдать за работой «умной инфраструктуры» города, которая построена на безумно передовых технологиях: кучка мужичков в потрепанных жилетках посыпают тротуар современной и умной солью, которую корявенько и кое как вываливают из ржавых вёдер — и это, конечно, если мужичка хватит на ваш тротуар, и у него обнаружится ведро и соль. А уж как «умные», новейшие  технологии используются при ямочном ремонте асфальтового покрытия, когда под дождем и снегом асфальтоукладчики стараются по максимуму проявить свою умность и технологичность — можно любоваться часами. Умность и высокотехнологичность проявляется и в скоплениях крупногабаритного мусора во дворах, и в кривых кустах, и в разбитых тротуарах. Что уж говорить о современных парках,  скверах, изобилующих «умными технологиями». Кругом высокие технологии. Даже ямы на дорогах Новоуральска разбросаны с таким расчетом, чтобы автолюбители приучались соблюдать скоростной режим.

Наверняка, каждый новоуралец с нетерпением ждет внедрения «умных остановок». Главным элементом умности станет лист бумаги с QR-кодом, считав который можно будет узнать, сколько времени осталось до прихода очередного автобус. Почти как в Барселоне! Правда, есть местячковая особенность. Если в Барселоне время на электронном табло покажет от 2 до 5 минут, в Новоуральске считанный QR-код вполне способен поведать, что ждать автобуса вам осталось  1,5 часа. Я даже сейчас не трогаю тему отсутствия вай-фая на этих самых остановках (представьте себе, очень много телефонов не подключены к услуге передачи данных и выдают доступ в интернет только при наличии вай-фай сигнала) и неумения среднестатистического пенсионера считать этот код. Ведь взрослые люди не могут на полном серьезе верить, что справиться с транспортными проблемами можно лишь дав возможность старушкам на остановках отслеживать координаты долгожданной маршрутки?

Еще один замечательный «умный» пункт — про Активного горожанина. Это представьте, какой простор для деятельности местных сумасшедших? Ведь теперь всякие придурковатые смогут жаловаться круглыми сутками, даже не вставая с дивана. При том, что в большинстве своем их «хотелки» не имеют ничего общего с реально необходимыми вещами и комфортом. И именно на них и будет направлено внимания программы.

И это если забыть о том, что администрации вообще не особенно нужна какая либо комфортная среда, по определению. Все мы помним и загнувшиеся проекты площадок для выгула домашних животных. И истории о том, как администрация «нагибала» предпринимателей, чтобы те устанавливали у магазинов пандусы для инвалидов, даже не задумываясь о том, что ни один инвалид без посторонней помощи до этих магазинов по-просту не доберется. И таких историй — сотни для нашего маленького города.

В общем, статья вызывает очень много вопросов, но дает очень мало ответов. Хочется верить, что сам Черницкий, технарь по образованию, профессор и в общем-то человек грамотный, наверняка прекрасно понимает, что нет никакого смысла создавать современную систему управления транспортом, если в городе давным-давно нет никакого общественного транспорта… А ультрасовременная и бережливая поликлиника при всем желании не поможет покрыть огромный дефицит врачей. Разумеется, необходимо заменять уличное освещение на энергосберегающее, ставить камеры видеонаблюдения и умные счетчики. Но рассуждать об умности, когда состояние инфраструктуры в городе так далеко от идеального, пока мы видим на дорогах лужи, маршрутки, отсутствие архитектурных требований и разваливающееся благоустройство — как минимум странно. Прежде чем заниматься новыми проектами, следует для начала обеспечить город элементарным и научиться грамотно управляться хотя бы с тем, что есть… Ведь главная идея умного города на удивление проста — людям должно быть в нем комфортно жить, бизнесу — эффективно работать, а органам власти — легко всем этим управлять. И все это — не способно подарить приложение в телефоне, когда цель — отчитаться верхам, но нет цели РЕАЛЬНО сделать город комфортным.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Неплохая заметка. Респект автору.
    Вся эта болтовня про «умный город» чем то напоминает подобный трёп про ТОР и ТОСЭР, который вёлся при предыдущих мэрах. Видать новая адмнистрация выбрала для себя новый «тренд»- «бренд», которым теперь будет забивать все городские новости, прикрывая своё бессмысленное просиживание штанов в красном доме.
    И да, «умным городом» должны руководить в первую очередь умные люди, не занимающиеся пустым обезьянничанием с «концепциями развития», корча при этом умные физиономии на фотках. )))

  2. У нас умный город вполне можно начать с того, чтобы сделать оформления пропуска в один клик за пару минут, чтобы к тебе мог приехать хоть друг, хоть бизнес-партнер без всяких проблем. Также поставить датчики, которые собирают информацию о составе воздуха и воды, как много CO2 в каком районе, какой уровень радиации, какая жесткость и Ph воды в каких районах. И выводить на специальный сайт, реально очень полезная информация. На остановках собирать статистику по количеству пассажиров, чтобы подстраивать график общественного транспорта, чтобы не было так, что в определенное время ты попасть в автобус не можешь, а в другое время вообще один едешь. Это всё не требует много денег.

  3. Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.

    — Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний! Что вы раньше слышали о городе Земмеринге? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был организован международный турнир, Поэтому я говорю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир.

Добавить комментарий для житель-долгожитель Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.