На днях в одной из городских газет вышел материал «Умный город» — комфортный город». Судя по всему, про ТОСЭРы говорить нечего вообще, потому решили не нагнетать в очередной раз, и пораздувать тему потенциальной умности города. И в общем-то это логично — в последние годы чиновники по всему миру больны супер-концепцией «умного города». Правда, возникает стойкое ощущение, что в большинстве своем никто толком не понимает, что это такое, поэтому в ход идет простая нашпиговка электроникой — часто не по делу — всего, что попадется под руку: всевозможные датчики, компьютерные модели, дорогие сайты и приложения.

Как по мне, идеальное воплощение «умного города» должно выглядеть примерно так: некий главный «мозг» города — этакий операционный центр, который собирает информацию от всех систем, фильтрует, сортирует, анализирует ее и выводит результаты на некую городскую панель управления, которая позволяет оптимально руководить происходящими процессами. И в принципе, есть города, которые так или иначе эту «умность» действительно внедряют в повседневную жизнь.

Например, самый продвинутый с точки зрения технологий «умного города» парк Аль-Мамзар в Дубае: в нем установлены скамейки с Wi-Fi и беспроводной зарядкой телефонов, работающие на солнечных батареях. Детям на входе в парк выдают умные браслеты, которые отслеживают местоположение и принимают звонки, — потеряться тут невозможно. За состоянием растений и деревьев следят одни дроны, другие — следят за безопасностью на воде. Мусорные контейнеры сами подают работникам парка сигнал о том, что они заполнены, и пора убирать мусор.

Еще один из хороших примеров «умного» управления городом — Барселона. При принятии важных решений власти столицы Каталонии руководствуются данными сервиса бизнес-аналитики, который изучает привычки жителей и гостей города, анализируются даже комментарии в социальных сетях, чтобы точно определить, что именно хотят видеть люди. И даже автобусные остановки «умные». Они не только измеряют температуру и влажность воздуха, но и ведут видеонаблюдение и видеоаналитику. Если на остановке регулярно скапливается слишком много людей, то система даст сигнал о том, что нужно увеличить количество рейсов на этом маршруте.

И это — прекрасные примеры грамотного использования инструментов. Которые, помимо прочего, демонстрируют важную вещь: эти умные мегаполисы стали такими вовсе не благодаря интеллектуальной транспортной системе или какой-то волшебной программе или приложению. Они — лишь добавили удобства и оперативности там, где уже все работало хорошо, транспорт, благоустройство и инфраструктура были «прокачаны» задолго до цифровизации. «Умные» города – это не просто населенные пункты, снабженные сенсорами. Глобальной целью создания «умного» города является улучшение качества жизни людей и оперативная реакция на социальные потребности населения.

И от того весьма забавно звучат рассуждения об умных городах у нас. Не будем вдаваться в далекое прошлое, возьмем простой пример в наши дни.

Осень. Новоуральск. Выпал снег (разумеется, совершенно неожиданно). И сразу же можно наблюдать за работой «умной инфраструктуры» города, которая построена на безумно передовых технологиях: кучка мужичков в потрепанных жилетках посыпают тротуар современной и умной солью, которую корявенько и кое как вываливают из ржавых вёдер — и это, конечно, если мужичка хватит на ваш тротуар, и у него обнаружится ведро и соль. А уж как «умные», новейшие  технологии используются при ямочном ремонте асфальтового покрытия, когда под дождем и снегом асфальтоукладчики стараются по максимуму проявить свою умность и технологичность — можно любоваться часами. Умность и высокотехнологичность проявляется и в скоплениях крупногабаритного мусора во дворах, и в кривых кустах, и в разбитых тротуарах. Что уж говорить о современных парках,  скверах, изобилующих «умными технологиями». Кругом высокие технологии. Даже ямы на дорогах Новоуральска разбросаны с таким расчетом, чтобы автолюбители приучались соблюдать скоростной режим.

Наверняка, каждый новоуралец с нетерпением ждет внедрения «умных остановок». Главным элементом умности станет лист бумаги с QR-кодом, считав который можно будет узнать, сколько времени осталось до прихода очередного автобус. Почти как в Барселоне! Правда, есть местячковая особенность. Если в Барселоне время на электронном табло покажет от 2 до 5 минут, в Новоуральске считанный QR-код вполне способен поведать, что ждать автобуса вам осталось  1,5 часа. Я даже сейчас не трогаю тему отсутствия вай-фая на этих самых остановках (представьте себе, очень много телефонов не подключены к услуге передачи данных и выдают доступ в интернет только при наличии вай-фай сигнала) и неумения среднестатистического пенсионера считать этот код. Ведь взрослые люди не могут на полном серьезе верить, что справиться с транспортными проблемами можно лишь дав возможность старушкам на остановках отслеживать координаты долгожданной маршрутки?

Еще один замечательный «умный» пункт — про Активного горожанина. Это представьте, какой простор для деятельности местных сумасшедших? Ведь теперь всякие придурковатые смогут жаловаться круглыми сутками, даже не вставая с дивана. При том, что в большинстве своем их «хотелки» не имеют ничего общего с реально необходимыми вещами и комфортом. И именно на них и будет направлено внимания программы.

И это если забыть о том, что администрации вообще не особенно нужна какая либо комфортная среда, по определению. Все мы помним и загнувшиеся проекты площадок для выгула домашних животных. И истории о том, как администрация «нагибала» предпринимателей, чтобы те устанавливали у магазинов пандусы для инвалидов, даже не задумываясь о том, что ни один инвалид без посторонней помощи до этих магазинов по-просту не доберется. И таких историй — сотни для нашего маленького города.

В общем, статья вызывает очень много вопросов, но дает очень мало ответов. Хочется верить, что сам Черницкий, технарь по образованию, профессор и в общем-то человек грамотный, наверняка прекрасно понимает, что нет никакого смысла создавать современную систему управления транспортом, если в городе давным-давно нет никакого общественного транспорта… А ультрасовременная и бережливая поликлиника при всем желании не поможет покрыть огромный дефицит врачей. Разумеется, необходимо заменять уличное освещение на энергосберегающее, ставить камеры видеонаблюдения и умные счетчики. Но рассуждать об умности, когда состояние инфраструктуры в городе так далеко от идеального, пока мы видим на дорогах лужи, маршрутки, отсутствие архитектурных требований и разваливающееся благоустройство — как минимум странно. Прежде чем заниматься новыми проектами, следует для начала обеспечить город элементарным и научиться грамотно управляться хотя бы с тем, что есть… Ведь главная идея умного города на удивление проста — людям должно быть в нем комфортно жить, бизнесу — эффективно работать, а органам власти — легко всем этим управлять. И все это — не способно подарить приложение в телефоне, когда цель — отчитаться верхам, но нет цели РЕАЛЬНО сделать город комфортным.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Неплохая заметка. Респект автору.
    Вся эта болтовня про «умный город» чем то напоминает подобный трёп про ТОР и ТОСЭР, который вёлся при предыдущих мэрах. Видать новая адмнистрация выбрала для себя новый «тренд»- «бренд», которым теперь будет забивать все городские новости, прикрывая своё бессмысленное просиживание штанов в красном доме.
    И да, «умным городом» должны руководить в первую очередь умные люди, не занимающиеся пустым обезьянничанием с «концепциями развития», корча при этом умные физиономии на фотках. )))

  2. У нас умный город вполне можно начать с того, чтобы сделать оформления пропуска в один клик за пару минут, чтобы к тебе мог приехать хоть друг, хоть бизнес-партнер без всяких проблем. Также поставить датчики, которые собирают информацию о составе воздуха и воды, как много CO2 в каком районе, какой уровень радиации, какая жесткость и Ph воды в каких районах. И выводить на специальный сайт, реально очень полезная информация. На остановках собирать статистику по количеству пассажиров, чтобы подстраивать график общественного транспорта, чтобы не было так, что в определенное время ты попасть в автобус не можешь, а в другое время вообще один едешь. Это всё не требует много денег.

  3. Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.

    — Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний! Что вы раньше слышали о городе Земмеринге? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был организован международный турнир, Поэтому я говорю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.