Учитесь сомневаться!

1
2218

«Не болтай у телефона! Болтун – находка для шпиона!» «Будь бдителен! Разоблачай врага под любой маской!» — самое время сейчас разместить подобную наклейку на своем смартфоне. Болтливость – преступление не только перед родиной. Коммуникационная доверчивость, общительность потенциальной жертвы – большая удача для мошенников.

Телефонное и компьютерное мошенничество… В этой проблеме давно захлебываются российские города. Да, в последние годы уголовное и ведомственное законодательство претерпело ряд кардинальных изменений. А тем временем люди продолжают переводить мошенникам на счета или передают из рук в руки десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей!

Имя мошенникам – легион!

— Там же не один человек действует, а целые организованные преступные группы, — комментирует заместитель начальника МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «Поселок Уральский» полковник полиции Сергей Леваш. – Когда их накрывают, все затихает на какое-то время… а потом появляются новые группы. Жертвы мошенников – от пенсионеров до работающих, в т.ч. занимающих руководящие должности, которые и с интернетом «на ты», и осведомлены о подобных случаях, а некоторые даже сами проводили профилактические беседы – например, со своими родителями. За 2019 год на нашей территории было возбуждено 94 уголовных дела по статьям «Кража с банковского счета» или «Мошенничество». Результаты есть, но не такие, как хотелось бы.

— Номера телефонов, с которых звонили мошенники, могут проходить по уголовным делам, которые возбуждены в Новоуральске, в Каменск-Уральском, в Нижнем Тагиле.

Сергей Леваш: — К сожалению, все это происходит из-за утечки информации и продажи баз данных пользователей сотовых компаний, банковской системы… Поэтому мошенники, когда звонят человеку, часто называют его по имени-отчеству. Это и располагает к разговору, и снижает бдительность. Первый такой факт выявлен и на территории нашего города: человек по работе имел доступ к базам персональных данных и продал эту информацию для использования третьим лицам. Коллегам это стало известно, в результате возбуждено уголовное дело, сейчас оно расследуется.

Преступность давно сместилась в интернет. Здесь можно «проворачивать» дела – и оставаться обезличенным. Несколько лет назад у нас расследовалось одно такое уголовное дело: потерпевшие — наши, городские, а звонки по схеме «Мама, я попал в беду» совершал житель Сахалина. Также в ходе оперативно-розыскных и следственных мероприятий по некоторым уголовным делам была информация, что звонки новоуральцам были даже из-за границы, и мы задействовали возможности Интерпола.

Развенчиваем схемы

Фантазия преступников не знает границ. Мошеннические схемы просты и незатейливы. А действия граждан в подобных ситуациях порой не поддаются никакой логике. Несколько лет назад одна из горожанок (впоследствии проходящая потерпевшей по уголовному делу) настолько прониклась ситуацией, что только когда она вносила последнюю тысячную купюру в банкомат, чтобы помочь таким образом сыну, якобы совершившему ДТП, ее вдруг осенило: «У меня же нет сына, у меня дочь!». Вот насколько умело мошенники держали в напряжении эту женщину!

«Хит» сегодняшнего дня: телефонные звонки от «сотрудников службы безопасности банка». Причем доходит до того, что, когда человек возражает: «У меня карта другого банка», ему говорят: «У нас универсальная служба безопасности, сейчас я вас соединю с сотрудником службы безопасности вашего банка». Дальше — разговор о попытке хищения с электронного счета: «Чтобы сберечь ваши деньги, нам нужны полные данные вашей карты». Приманка «У вас пытались похитить деньги со счета» работает отлично! Если человек не подключен к онлайн-банку, его убеждают это сделать, а потом говорят: «Сейчас вам будут приходить СМС с кодами, вы нам их называйте, также нам нужен и ваш пин-код». И, несмотря на то, что все знают: пин-код — строго конфиденциальная информация, и его ни при каких обстоятельствах никому сообщать нельзя, новоуральцы, тем не менее, это делают, а потом обнаруживают хищение денег со счета.

Сергей Леваш: — Никогда служба безопасности банка не будет беспокоить клиента по телефону, переживая за его деньги! Это не в ее компетенции. А сотрудникам банка не нужен номер вашей карты: у вас же с банком договор, он вам выдал эту карту, и все ее реквизиты есть в базе данных. Все операции проходят по банковским счетам, а не по номеру карты, который здесь совершенно ни при чем. При приеме на работу (или если вы расхотели получать пенсию на дому, а хотите это делать путем перечисления средств на карту) у вас запросят не номер вашей банковской карты, а номер счета. В магазине при оплате за покупку безналичным способом кассир же не просит вас сказать свой пин-код и номер карты, правильно? И без этой информации с вашего счета списываются деньги и переводятся на счет того предприятия, у которого вы покупаете товары.

Еще несколько популярных мошеннических схем: «работники банков» звонят предлагают застраховать счет или сообщают о выигрыше или поступлении на счет бонусов, которые нужно перевести в реальные деньги. В общем, с чего бы ни начался разговор — он всегда заканчивается одинаково: «Сейчас вам будут приходить смс, сообщите свой номер карты, пин-код и коды подтверждений». Что такое банковская карта? — это ваш виртуальный кошелек. И, когда вы разглашаете кому-то постороннему свой пин-код, вы должны представлять: вас попросили взять кошелек, открыть его, отдать свои деньги и отвернуться.

— Ко Дню Победы в этом году участники войны, труженики тыла получат единовременные денежные выплаты. И, к сожалению, в стране уже есть случаи, когда пожилые люди из этой категории стали жертвами преступников.

Сергей Леваш: — Да, их обманывали, что выплату необходимо застраховать… Обращаюсь ко всем, чтобы проинформировали пожилых людей, которым положена эта выплата: никакой страховки никуда не нужно переводить, если им будут так говорить – это обман!

Мошенники также могут представиться по телефону сотрудниками Пенсионного фонда. И под предлогом перевода денежной субсидии попросят назвать номер карты и цифры на обратной стороне. Ни в коем случае этого делать не надо: представители Пенсионного фонда не обзванивают своих клиентов, а работают только по обращению граждан! Хочу, чтобы граждане запомнили: не требуется предоплата и при оформлении кредита.

Привет, грабли, это снова я!

Вероятность раскрытия подобного рода мошенничеств ничтожная. Вероятность возврата денег – нулевая: они мгновенно уходят с одного счета на другой и обналичиваются. Удивительно, но часто истории, в которые влипают новоуральцы, — иллюстрация идиомы «Грабли бывают двух видов: которые чему-то учат и «мои, любимые». Некоторые по 2, по 3 раза лишаются крупных сумм. А потом регулярно, как на работу, ходят к следователю: «Вы мне верните деньги, я их в детский дом переведу!».

Леваш: — Люди не хотят верить, что свои деньги они потеряли навсегда: «Ведь все же есть! Вот номер телефона, с которого мне звонили! Вот банковские счета, на которые я перечислял деньги!». Увы!.. У нас в практике был случай, когда люди планировали крупную покупку и просили своего пожилого родственника помочь им материально. Тот отказал. А потом все деньги перевел мошенникам.

— Сергей Владимирович, ваш профессиональный совет: как защититься от интернет- и телефонного мошенничества?

Сергей Леваш: — Самое эффективное: как только телефонный разговор зашел о банковских картах, кем бы ни представился звонящий, прекратите разговор и все! Был у нас случай, когда с 12-ти дня и практически до 12 часов ночи человек был на телефоне с мошенниками, производил различные манипуляции со счетами и даже обналичил кредит, оформив его! Только лишившись огромной суммы денег, он понял, что его обманули. Когда в полиции его спросили: «Ну а когда у вас деньги были на руках, и им ничто не угрожало, зачем их было переводить куда-то?», человек не смог ответить.

— Это что, гипноз?

Сергей Леваш: — Сложно сказать. Важно понимать другое: никогда банковский работник не будет так долго разговаривать так долго по телефону. Люди говорят: «Он же назвал четыре последние цифры моей банковской карты!». Так эта информация ни для кого не секрет. И мошенники, имея доступ к различным базам данных и пользуясь этим, говорят: «Я вам назову первые и последние четыре цифры вашей карты, а вы мне четыре, которые посередине». Весь разговор замешан на том, чтобы заставить человека поверить – и воспользоваться этим доверием.

— Как защититься от обмана, совершая интернет-покупки?

Сергей Леваш: — Делать покупки на проверенных сайтах. Бывают сайты-двойники, поэтому обращайте внимание на поисковую строку: в названии сайта не должно быть лишних символов, дополнительных букв. Читайте отзывы и делайте выводы о надежности сайта до совершения покупки, а не после нее. Заведите отдельную карту для покупок по интернету, кладите на нее необходимую сумму – и не больше. При неблагоприятном раскладе так хотя бы с карты «не уйдут» лишние деньги.

— Что должно настораживать при покупке товаров по интернету?

Сергей Леваш: — Нереально низкая цена. Да, всем нам хочется купить подешевле и получше. Но если сегодняшняя цена товара такая-то, он не может стоить в десятки раз дешевле. Нужно самому себе задать вопрос: почему так дешево, что за этим может стоять?

Что касается объявлений на таких сайтах, как «Юла» или «Avito»: заинтересовался покупатель покупкой? – скинули ему номер своей карты, все! Поступили вам деньги на счет? – только тогда отдавайте товар. Как там зачастую обманывают людей? Потенциальный покупатель говорит: «Хочу купить, скажите номер карты, куда перевести деньги». А дальше: «Мне надо подстраховаться, я сейчас номер своей карты скину, вы мне переведите, допустим, 3 тысячи (а вы телефон за 8 выставили), а я на вашу остальные потом переведу». Что самое интересное: люди ведутся на это! И когда в полиции им говорят: «Вы же продавец! Это же вам деньги должны перевести! Почему же вы их должны кому-то переводить?», только тогда задумываются: а действительно, с какой стати?

— Что за номер 900, про который в голос говорят жертвы телефонных мошенников?

Сергей Леваш: — Про номер 900… – разговор отдельный. Бывает, человеку сообщают о поползновениях на его счет в банке, а он говорит: «А что это вы с какого-то странного номера звоните?» — «Сейчас вам перезвонят с номера 900…». Или человек говорит: «У меня на карте другой номер телефона» (называет), а ему отвечают: «Сейчас вам перезвонят с этого номера». Не надо ждать, когда вам перезвонят! Если любопытство ваше сильнее, чем чувство безопасности и самосохранения, как только вам сообщили об угрозе вашему счету – прекращайте разговор и перезванивайте сами на номер бесплатной горячей линии своего банка. И даже если вам позвонили с «вашего» номера, все равно будьте бдительны: используя возможности IP-телефонии, через сеть интернет с помощью определенных операций и определенных программ, мошенники сделают так, что на вашем телефоне высветится номер, который вы «заказали», чтобы усыпить вашу бдительность.

У вас кто-то выпытывает конфиденциальную информацию? Или что-то вам не понравилось в телефонном разговоре с незнакомцами, что-то насторожило, появились непонятные ощущения? – доверяйте своим чувствам. Учитесь сомневаться!

Ольга Бертье, «Новоуральский управдом», №3 (116) март 2020 года 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Очень хорошая статья и заголовок. В целом критического мышления не достаёт 90% населения. Верят всему что говорят по телефону и телевизору. Распространяют всякие фейки в разных мессенджерах даже не задумываясь и не пытаясь проверить

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.