В первом полугодии 2020 года в рамках проекта «Business Data» в Новоуральске появятся кафе-пекарня и предприятие, оказывающее услуги в сфере красоты и здоровья. Сообщили об этом 10 марта на пресс-конференции, состоявшейся в пресс-центре ТАСС, министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова и заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.
Началось всё в 2019 году. Группой аналитиков СОФПП с помощью специального программного обеспечения были проанализированы 28000 банковских карт новоуральцев, 6 миллионов платёжных транзакций, траты в десяти категориях бизнеса. Выяснялось, какие товары и услуги жители приобретают в Новоуральске, а какие – за его пределами. На основе полученных данных сделали вывод, что в городе надо открыть кафе, а также предприятия в сфере красоты и здоровья и по уходу за одеждой и обувью.
Так Новоуральск стал пилотом в проекте министерства инвестиций и развития области и СОФПП. Почему именно мы? Виктория Казакова ответила так: «Изначально понятный город, хорошо работает система поддержки предпринимательства. Новоуральский фонд – один из лучших фондов. Новоуральск – первый в инвестиционном рейтинге. Высокая степень вовлечённости госкорпорации «Росатом» в развитие округа. Мы предложили, они согласились, и сделали это достаточно быстро. Сработали слаженно».
Проект «Business Data» направлен, как позиционируется, на повышение качества жизни в небольших городах. Суть его в том, чтобы на основе анализа платежей, которые осуществляются через банковские терминалы, определить, какой бизнес востребован, под это предложить финансовые инструменты и таким образом способствовать развитию предпринимательства.
На первом этапе формируется перечень сфер бизнеса, на которые население тратит деньги в основном за территорией проживания. Далее идёт работа по отбору соответствующих франшиз* и поиску тех, кто заинтересован купить их (при этом используется «кредитный конвейер»). Следующий этап – формирование предодобренных предложений по займам. Предприниматель получает заёмные средства и открывает своё дело.
Почему франшизы? «Мы, – пояснила Виктория Владимировна, – наработали в этом направлении достаточно компетенций. В прошлом году мы первые в России открыли центр франчайзинга. Сформирован магазин франшиз, в нём – 33 бизнеса. В этом году в магазине должно появиться не менее ста франшиз».
– Наши франшизы гибкие, – добавил Валерий Пиличев, – мы можем перестраивать их под нужды клиента… Как происходит анализ. Предположим, человек живёт в локации А. Один-два раза в неделю он едет в локацию Б, где, например, заходит в кафе. Там расплачивается банковской картой. Тут же информация о сделке отправляется в большое хранилище данных. О чём говорит эта транзакция? Ни о чём. Но если 70% жителей локации А в течение какого-то периода времени едут в локацию Б и покупают однотипные товары, мы делаем вывод, что в локации А есть неудовлетворённый спрос. Как будем искать предпринимателей. Первый путь – наиболее простой. Приезжаем в город, собираем предпринимателей и говорим: есть неудовлетворённый спрос, есть франшизы, берите займ в фонде поддержки предпринимательства и вперёд – открываться. Второй путь – более технологичный. В 2019 году мы запустили «кредитный конвейер». Загружаем ИНН предпринимателя в систему, и за 240 секунд она собирает информацию о нём со всех доступных баз, в том числе из социальных сетей. На основе полученных данных формируем предложение о займе.
Проект «Business Data» реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Участвовать в нём могут и действующие предприниматели, бизнесмены с опытом, и начинающие. Можно развивать и собственный бизнес, не франшизу.
В проект приглашаются небольшие бизнесы, организовать которые можно менее чем за 8 миллионов рублей. «Открыть пекарню по франшизе стоит 2,5-3 миллиона», – привёл пример Валерий Валерьевич.
Обязательно софинансирование (расходы делятся пропорционально): займ от СОФПП – до пяти миллионов, личные средства предпринимателя – до трёх миллионов. Ставка – 6% годовых, для моногородов – 3%. «Это очень хорошие условия», – заметил В. Пиличев.
Помимо финансовой поддержки участникам проекта обещают качественное сопровождение (наставничество) и помощь на этапе построения маркетинговой стратегии.
Проект рассчитан на пять лет. В этом году будет запущен в Асбесте, Верхней Салде, Каменске-Уральском и Первоуральске. На очереди – Верхняя Пышма, Верхняя Тура, Волчанск, Карпинск, Качканар, Краснотурьинск, Красноуральск, Малышева, Нижний Тагил, Полевской, Ревда, Североуральск и Серов (моногорода), Заречный и Лесной (атомные города).
– Проект инновационный, революционный. Мы приложим максимум усилий, чтобы он состоялся. У нас обязательно всё получится, – сказала В. Казакова.
Надо отметить, что оптимизм Виктории Владимировны разделяют не все. На пресс-конференции были высказаны опасения, что хоть люди и едут за определёнными услугами в другие города, в их родном городе тот же бизнес может оказаться нерентабельным.
Екатерина Гилязова для «Нашей городской газеты»
Франшиза* – договор с компанией-владельцем об использовании известного бренда на оговорённых условиях. Франчайзер за определённую плату предоставляет партнёру-франчайзи свой товарный знак, схему ведения бизнеса, рекламные материалы, консультационную и техническую поддержку, иногда помогает нанимать персонал.