Проект по повышению уровня жизни в небольших городах реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и призван существенно упростить открытие востребованного бизнеса.
«Проект рассчитан на 5 лет, до 2024 года. В нем примут участие все моногорода и все атомные города Свердловской области. «Пилот» уже стартовал в Новоуральске. В 2020 году проект будет запущен в Каменске-Уральском, Первоуральске, Асбесте и Верхней Салде. Суть Business-Data — в том, чтобы на основе анализа платежей жителей небольших городов, которые осуществляются через банковские терминалы, выявлять нереализованный спрос на товары и услуги. И тем самым определять, какие сферы бизнеса востребованы. Наша задача — помочь с финансированием для открытия нового бизнеса в этих точках», — рассказала министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.
По словам министра, проект предусматривает активное использование франчайзинга: подбор уже готовых франшиз в соответствии с выявленным спросом. «Мы наработали в этом направлении достаточно компетенций. В прошлом году мы первыми в России открыли центр франчайзинга при фонде поддержки предпринимательства. С его помощью упаковано 9 региональных франшиз, а также сформирован магазин франшиз, где на сегодняшний день можно выбрать 33 бизнеса. Мы планируем, что по итогам 2020 года в этом магазине появится не менее 100 франшиз», — пояснила Виктория Казакова.
По словам заместителя директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерия Пиличева, исследование платежных данных позволяет наиболее точно определить проседающие ниши. Например, в Новоуральске анализировали порядка 6 млн платежных транзакций, которые были совершены в 2019 году в 1191 торговой точке. Это данные с порядка 28 тыс. банковских карт новоуральцев.
«Проанализировав эти данные, мы сделали вывод , что в Новоуральске не хватает кафе, предприятий сферы красоты и здоровья, а также ателье, химчисток и мастерских по ремонту одежды и обуви. По каждому городу будут свои выводы. Исследование — это первый этап. На втором этапе проекта мы подбираем франшизы: в нашем арсенале есть как небольшие франшизы, упакованные в фонде, так и партнерские, крупные региональные и федеральные бренды. Третий шаг — поиск предпринимателя, который пожелает открыть бизнес в пустующей нише. Тут возможны также несколько вариантов. Самый простой — выезд в город, организация встреч с предпринимателями. Самый технологичный — предодобренное предложение с помощью запущенного в 2019 году кредитного конвейера. И четвертый шаг — финансирование открытия бизнеса», — рассказал Валерий Пиличев.
Проект предусматривает открытие бизнесов стоимостью не более 8 млн рублей, из которых до 5 млн рублей будет обеспечено за счет займов областного фонда поддержки предпринимательства, до 3 млн — софинансирование со стороны предпринимателя. Речь идет о льготных займах по минимально возможной ставке: в случае с моногородами ставка составит 3% годовых, в остальных — 6% годовых. Поддержка не исчерпывается финансированием. Проект предусматривает сопровождение франшиз и систему наставничества.
По словам Виктории Казаковой, в рамках Business-Data до конца первого полугодия 2020 года в Новоуральске появится как минимум два новых бизнеса: кафе-пекарня и предприятие индустрии красоты.
Проект Свердловской области может быть тиражирован в других регионах. «Мы презентовали проект Business-Data на форуме «Большой открытый диалог» на прошлой неделе, и он был признан одной из лучших региональных практик. Сегодня мы загружаем проект в «Смартеку» Агентства стратегических инициатив — это банк лучших социальных и экономических практик регионов», — добавила министр.
Автор фото Денис Полуэктов, www.acexpert.ru