В Детской библиотеке 19 октября прошли VI Новоуральские краеведческие чтения.
Конференцию на этот раз посвятили 65-летию Новоуральска и 70-летию Уральского электрохимического комбината. Организаторами выступили Публичная библиотека, Новоуральский историко-краеведческий музей и клуб «Новоуральский краевед». Был представлен 21 доклад.
Руководитель художественно-просветительского проекта «Большая семья Росатома» Елена Вихрева и преподаватель Детской художественной школы Алёна Герман поделились опытом работы по созданию литературно-художественных арт-объектов к юбилейным мероприятиям, а учитель из села Тарас-ково Алла Початкова привела исторические факты, что первые самовары появились в первой половине XVIII века в её родном селе Нижнеиргинском.
Краевед Владимир Павлов, корреспондент «Нашей городской газеты», отважился выступить на чтениях впервые, до этого был только слушателем. Говорил о «чешуйчатых» домах на улице Ленина: когда были построены, как появились «чешуйки» и что нет там бетонного фундамента, а в основании – обычные камни, положенные на раствор. Когда дома сносили, один камень Владимир Евгеньевич забрал на память. Взял также фрагмент оформления балкона (прорезные реечки) и табличку «40». С той субботы всё это хранится в Центре патриотизма «Родина». Почему именно «40»? Когда-то у прокуратуры (ул. Ленина, 46) была остановка «Сороковой»…
Слова «дом», «улица» звучали в тот день и из уст самого юного участника мероприятия – шестиклассника из Первоуральска Сергея Дёмина. Школьник познакомил собравшихся с воспоминаниями старожилов об улице Серова в посёлке Талица: как она застраивалась и благоустраивалась, кто и в каких условиях жил на ней, какие проблемы приходилось решать жителям.
Бабушка Сергея – сотрудница первоуральской библиотеки Надежда Дёмина рассказала о Мельниковых из Билимбая, которые оставили заметный след в истории Урала, её коллега Елена Вшивкова – о том, что хорошего и плохого было в Первоуральске в эпоху Сталина.
Были построены (отремонтированы) заводы, больницы, школы, детские сады. Достижение, бесспорно. Но строили-то спецпереселенцы, в основном молодые ребята до 16 лет, люди жили в нечеловеческих условиях, заметила Елена Николаевна. «В чём ужас той эпохи? – спрашивает она и отвечает: – Наверно, в том, что понять сущность репрессий, их целесообразность ни умом, ни сердцем невозможно».
Тронула история. Мальчишки-первоуральцы были расстреляны за… срыв выборов в Верховный Совет СССР. Якобы рвали портреты кандидатов. Разобрались в 1957-м: оказывается, они просто бегали в библиотеке, баловались, свернули газеты в трубки и стали ими друг с другом сражаться…
Приехавшая на Новоуральские краеведческие чтения во второй раз экскурсовод Черемисского историко-литературного музея Наталья Першина выступила с докладом о выдающемся керамисте Петре Кузьмиче Ваулине. «Мне очень приятно, – предварила она выступле-ние, – рассказывать о своих земляках. В 2011 году нам позвонил научный сотрудник из Санкт-Петербурга, он спросил, есть ли у нас жители по фамилии Ваулины. Я сказала, что нет, есть только материалы об известном ямщике Михаиле Кузьмиче Ваулине. А вы, говорит, знаете о его брате?..».
О земляках – Павле Георгиевиче Яргине и Михаиле Дмитриевиче Чазове – говорила и краевед из Режа Людмила Соскова. Знакомые имена она увидела в документах Государственного архива Свердловской области, в списке лишённых избирательных прав.
– О Яргине больше знают на вашей земле. В Верх-Нейвинске он родился и прожил большую часть жизни. В Реже жил немного, но был настолько яркой личностью, что сейчас мы собираем какие-то маленькие чёрточки его биографии, и нам это дорого, – отметила Людмила Яковлевна.
Она обратила внимание на то, что в 1926 году на 147 миллионов жителей Советского Союза приходилось более миллиона «лишенцев», в 1927 году их было уже более трёх миллионов. Вроде бы ничего особенного: всего-то не пошёл голосовать. А на самом деле это было очень серьёзное наказание. «Лишенцы» не могли голосовать и быть избранными в профессиональные организации, занимать ответственные должности, заседать в народном суде, быть защитниками, поручителями, опекунами. С 1929 года было запрещено вступать в профсоюзы, получать пенсии, пособия по безработице. Многих лишали продовольственных карточек. Налоги для них были существенно выше. Детей «лишенцев» могли под любым предлогом исключить из школы. Такая политика помогала большевикам нейтрализовать противников советской власти. Ситуация изменилась лишь в 1937 году, избирательные права гарантировали всем гражданам.
Также доклады представили: замдиректора колледжа НТИ Инесса Балакина (об истории Уральского политехникума), зампредседателя клуба «Ново-уральский краевед» Александр Жданов (о бывшем директоре Уральского электрохимического комбината И.Д. Морохове), научный сотрудник Верхотурского государственного историко-архитектурного музея Наталья Заплатина (о пионерских лагерях Верхотурского района), педагог Новоуральской школы № 1 Ирина Кожевникова (о патриотическом воспитании подрастающего поколения), хранитель музейных предметов Черемисского историко-литературного музея Лариса Колташова (к 90-летию со дня рождения основателя Черемисского историко-литературного музея В. М. Бесовой), ведущий библиотекарь филиала «Читай-город» Публичной библиотеки Наталья Моисеева (о проекте «Большие секреты маленького города»), краевед, родовед Галина Новикова (об архитекторе Невьянской башни Ф. И. Кокорине),
ветеран педагогического труда Валентина Харитонова (о полковой школе),
редактор «Уральского провинциального издательства» Илья Чумаков (о работе над книгами о Новоуральске и новоуральцах), директор «Уральского провинциального издательства» Сергей Чумаков («Весёлые горы как объект духовной поэзии старообрядцев Невьянского края конца XIX – начала XX вв.»), председатель клуба «Ново-уральский краевед» Тамара Ширяева («Неизвестные страницы города Новоуральска»), руководитель музея «Морские мили новоуральцев» Галина Юрова (о ветеране УЭХК А. А. Сивачёве).
Особенно впечатлил доклад старшего научного сотрудника Невьянского государственного историко-архитектурного музея Алексея Карфидова, постоянного участника Новоуральских краеведческих чтений. Он читал сохранившиеся в архиве письма-запросы заведующего отделом крестьянских писем «Крестьянской газеты» Павла Петровича Бажова в Невьянский райисполком и ответы на них.
– Письма, – отметил Алексей Николаевич, – приходили в редакцию газеты ежедневно. Немалую часть составляли письма-жалобы, которые сотрудники газеты помечали знаком «ДН» (деревенские неполадки). Текст письма, содержащий тот или иной случай отрицательного явления деревенской жизни, печатали на бланке отдела крестьянских писем с пометкой «Для сведения и принятия соответствующих мер». Ставили порядковый номер и за подписью заведующего отделом отправляли в соответствующее учреждение для ответа. Если ответ задерживался, из редакции следовало напоминание, а иной раз – и угроза привлечь к суду нерадивого адресата за бездействие.
«Хочу пожелать открытий. Пусть не очень глобальных. Но каждый пусть для себя что-то откроет», – обратилась к пришедшим в начале мероприятия директор Новоуральского историко-краеведческого музея Татьяна Баумштейн. Что касается меня, пожелание сбылось.
В следующем году краеведческие чтения будут посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Екатерина Гилязова для «Нашей городской газеты»