Диалог ради будущего

4
5133

В ходе Недели экологии, организованной по инициативе ФГУП «НО РАО», в Новоуральске прошел ряд мероприятий. Представители общественности и СМИ Челябинской, Томской и Ульяновской областей (тех регионов, где располагаются объекты финальной изоляции радиоактивных отходов или планируется их размещение) посетили хранилище РАО вблизи Новоуральска. Там они не только познакомились с процессом эксплуатации и реконструкции объекта, но и получили информацию о его экологической безопасности.

Итогом мероприятий стал семинар «Экологические аспекты при создании пунктов финальной изоляции радиоактивных отходов», прошедший 17 октября в музейно-выставочном центре. На нем обсудили вопросы экологической политики и информационной открытости Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, участие Общественной палаты Новоуральска в мониторинге экологической ситуации на действующем пункте финальной изоляции РАО. В свою очередь, опытом информационного взаимодействия по теме обращения с РАО поделились делегации Челябинской и Томской областей.

Приповерхностный пункт финальной изоляции РАО в Новоуральске – первый в России. Финальная изоляция РАО предполагает безопасное размещение радиоактивных отходов в пункте захоронения БЕЗ НАМЕРЕНИЯ их последующего извлечения. Срок эксплуатации объекта — с 2016 до конца 2036 года. После загрузки площадку закроют, а поверхность засеют травой. Экологическое наблюдение за местом захоронения размещения РАО будет продолжаться больше 500 лет.

После вступительного слова модератора семинара Григория Зиновьева (руководитель НТИ НИЯУ МИФИ, кандидат технических наук) и Никиты Медянцева (руководитель Центра общественных и международных связей «НО РАО») слово взяли докладчики. Эксперт-эколог ФГУП «НО РАО» Екатерина Шилова рассказала о проводимой экологической политике Национального оператора. Затем выступила Наталья Скрипина, заместитель директора, инженер-эколог ООО «Новоуральский экологический центр». Наталья Александровна высказала мнение о необходимости актуализации действующих нормативно-правовых актов в связи с вопросами применения природоохранного законодательства к хранилищу национального оператора как к потенциально опасному объекту.

В настоящее время в России накоплено более 500 млн куб.м. твердых РАО и неопределенное количество жидких РАО.

Особый интерес у меня вызвали доклад генерального директора ООО «АНК-Сервис» Александра Сапрыгина «Производственно-экологический контроль на ПЗРО вблизи Новоуральска» и доклад на тему «Основы общественного контроля на примере пункта финальной изоляции РАО 3 и 4 классов в Новоуральске», с которым выступил заместитель председателя Общественной палаты НГО Юрий Колмаков. В настоящее время по инициативе членов Общественной палаты Новоуральска на объектах НО РАО — как действующих площадках, так и строящихся — осуществляется контроль не только за наличием альфа- и бета-частиц таких элементов, как уран, кобальт, плутоний и цезий, но и постоянный отбор проб атмосферного воздуха, биоты, подземных вод и снежного покрова. Все это позволяет не только постоянно отслеживать состояние окружающей среды, но и дает возможность годы спустя провести грамотное статистическое исследование возможных изменений экологии. Общественный контроль столь сложных объектов — звучит довольно странно. Тем не менее наличие в рядах общественников специалистов самых разных профессий, в том числе ветеранов и пенсионеров атомной отрасли, владеющих большим объемом информации, обеспечивает независимую верификацию данных, полученных в процессе эксплуатации объектов. По мнению представителей общественности, контроль за радиоактивными отходами и состоянием окружающей среды необходимо продолжать не только после захоронения, но и после окончания периода эксплуатации. Также общественники выразили мнение, что больше активности должно быть и со стороны депутатов на муниципальном и региональном уровнях, и со стороны руководителей муниципалитета.

НО РАО является единственной организацией в России, уполномоченной федеральным правительством строить и эксплуатировать пункты финальной изоляции радиоактивных отходов. Главные принципы функционирования единой государственной системы обращения с РАО: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия РАО; запрет на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ РАО в целях их хранения, переработки и захоронения.

Профессор Томского политехнического университета Леонид Рихванов в докладе «О работе Национального оператора по созданию инфраструктуры финальной изоляции РАО» подчеркнул целесообразность создания системы финальной изоляции радиоактивных отходов с научно-технологической точки зрения. По его мнению, очень важно, что проблемой наконец-то занимаются — и не те, кто производит эти отходы, а отдельная организация. Добыча и обогащение урана, выработка ядерного топлива, эксплуатация АЭС и выработка электроэнергии, атомные подводные лодки и ледоколы, ядерный оружейный комплекс, космические установки, радиационные и химические технологии, исследовательские реакторы — все это источники радиоактивных отходов. Сейчас в России порядка 1300 мест, где они хранятся. И именно НО РАО их старается локализовать, хорошо оборудовав хранилища ? надежные с точки зрения безопасности. Леонид Рихванов отметил: люди должны понимать, что у нас есть радиоактивные отходы и их необходимо безопасно хранить — не только ради нас, но и будущих поколений. А еще поделился своими впечатлениями от поездок на пункты захоронений РАО в Германии и Франции, и отметил, что европейских атомщиков отличает активная работа с общественным мнением. Степень информированности же в регионах России очень разнится, оставляя зачастую желать лучшего. Мифам на атомную тему, к сожалению, многие верят быстрее и легче, чем мнению ученых, занимающихся наукой десятилетиями.

Еще меня очень заинтересовал рассказ первого заместителя директора ФГУП «Южно-Уральский институт биофизики» ФМБА России Анастасии Дмитриевой. Институт биофизики занимается исследованием воздействия ионизирующих излучений на организм человека, радиационной безопасностью и охраной здоровья работников предприятий атомной промышленности и населения, проживающего вблизи этих предприятий. Именно там на протяжении многих лет проводятся фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы в области радиобиологии и радиационной медицины, дозиметрии, радиоэкологии и радиационной безопасности, занимая лидирующее положение не только в России, но и в мире. Дело в том, что до определенного времени, а именно до 1996 года важным направлением их работы являлись эксперименты над животными с целью разработки стандартов радиационной безопасности. Необходимо было установить, какие уровни смертельны, какие опасны для жизни, какие позволяют безопасно трудиться на рабочих местах. Теперь, когда с начала атомной эры прошло 60–70 лет, накоплен огромный материал по воздействию ионизирующего излучения на организм человека, но в середине 50-х годов такой информации не существовало, и её восполняли экспериментами на животных. К середине 60-х исчезли проблемы массового облучения людей. Были разработаны первые стандарты радиационной безопасности. С тех пор ЮУрИБФ сосредоточился на совершенствовании стандартов радиационной безопасности (учёт нераковых и генетических эффектов), реконструкции доз внутреннего облучения, реагировании на аварийные ситуации. ЮУрИБФ находится в городе Озёрске Челябинской области. На ПО «Маяк» был получен плутоний для первой советской атомной бомбы. И именно здесь, на «Маяке», на временном хранении находятся все радиоактивные отходы, которые были получены за многие годы работы института. Анастасия Дмитриева подчеркнула острую потребность Челябинского региона в ускорении процесса создания пункта финальной изоляции РАО 3 и 4 классов.

Также с докладами выступили шеф-редактор РИА «Томск» Михаил Голубев («Участие общественности Томска в обсуждении северского проекта НО РАО») и руководитель Информационного центра по атомной энергии Челябинска Лариса Матвеева («Информирован — значит вооружен? Или защищен?»). Пользуясь незнанием широких масс, тему строительства пунктов захоронения радиоактивных отходов зачастую используют в качестве разменной монеты — в предвыборной борьбе или пиаре. Главное в таких вопросах — знания, информация. А потому, по словам Ларисы Матвеевой, активное участие общественности и СМИ в деятельности предприятия и постоянное получение достоверной информации позволяют решить актуальную проблему радиофобии. Именно к знаниям и надо стремиться всем – и общественности, и СМИ, и простым жителям атомных городов.

Мария Залесова для «Нашей городской газеты»

  • Атомная энергетика не загрязняет атмосферу продуктами горения и не производит парниковых газов.
  • АЭС являются самым экологически чистым способом производства электроэнергии в промышленных масштабах. В настоящее время атомная отрасль обладает всеми необходимыми технологиями для безопасного и эффективного обращения со своими отходами: минимизация объемов, снижение радиационной опасности, переработка и повторное использование, транспортирование, безопасная изоляция и др.
  • 1 килограмм урана с обогащением до 4%, используемого в ядерном топливе, при полном выгорании выделяет энергию, эквивалентную сжиганию примерно 100 тонн высококачественного каменного угля или 60 тонн нефти.
  • Расщепляющийся материал (уран-235) выгорает в ядерном топливе не полностью и может быть использован снова после регенерации (в отличие от золы и шлаков органического топлива).

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересный рассказ про институт биологии, спасибо! Жил недолгое время в Озерске и до сих пор бываю, много знакомых. Там вот эти полигоны, которые используются институтом — они вот прямо в черте города. Жидкие, биологические сами — уничтоженные животные, ну и все, что использовалось: инструменты, аппаратура, сами здания разобранные, всего 3 штуки. Еще после работа Маяка сколько осталось. Они в Озерске очень возмущались, что финалку в Новоуральске первую построили, а не у них. У них действительно очень тяжелая ситуация с этим.

    • Дык, чего переживать? Наоборот пусть радуются — скоро к нам на захоронение всё своё накопившееся дерьмо отправлять будут. )))

  2. Не проще ли было построить ПЗРО не «вблизи Новоуральска», а где нибудь вне населённых пунктов,
    тогда не нужны будут различные шоу на деньги налогоплательщиков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.