Site icon Новоуральский городской портал

Диалог ради будущего

В ходе Недели экологии, организованной по инициативе ФГУП «НО РАО», в Новоуральске прошел ряд мероприятий. Представители общественности и СМИ Челябинской, Томской и Ульяновской областей (тех регионов, где располагаются объекты финальной изоляции радиоактивных отходов или планируется их размещение) посетили хранилище РАО вблизи Новоуральска. Там они не только познакомились с процессом эксплуатации и реконструкции объекта, но и получили информацию о его экологической безопасности.

Итогом мероприятий стал семинар «Экологические аспекты при создании пунктов финальной изоляции радиоактивных отходов», прошедший 17 октября в музейно-выставочном центре. На нем обсудили вопросы экологической политики и информационной открытости Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, участие Общественной палаты Новоуральска в мониторинге экологической ситуации на действующем пункте финальной изоляции РАО. В свою очередь, опытом информационного взаимодействия по теме обращения с РАО поделились делегации Челябинской и Томской областей.

Приповерхностный пункт финальной изоляции РАО в Новоуральске – первый в России. Финальная изоляция РАО предполагает безопасное размещение радиоактивных отходов в пункте захоронения БЕЗ НАМЕРЕНИЯ их последующего извлечения. Срок эксплуатации объекта — с 2016 до конца 2036 года. После загрузки площадку закроют, а поверхность засеют травой. Экологическое наблюдение за местом захоронения размещения РАО будет продолжаться больше 500 лет.

После вступительного слова модератора семинара Григория Зиновьева (руководитель НТИ НИЯУ МИФИ, кандидат технических наук) и Никиты Медянцева (руководитель Центра общественных и международных связей «НО РАО») слово взяли докладчики. Эксперт-эколог ФГУП «НО РАО» Екатерина Шилова рассказала о проводимой экологической политике Национального оператора. Затем выступила Наталья Скрипина, заместитель директора, инженер-эколог ООО «Новоуральский экологический центр». Наталья Александровна высказала мнение о необходимости актуализации действующих нормативно-правовых актов в связи с вопросами применения природоохранного законодательства к хранилищу национального оператора как к потенциально опасному объекту.

В настоящее время в России накоплено более 500 млн куб.м. твердых РАО и неопределенное количество жидких РАО.

Особый интерес у меня вызвали доклад генерального директора ООО «АНК-Сервис» Александра Сапрыгина «Производственно-экологический контроль на ПЗРО вблизи Новоуральска» и доклад на тему «Основы общественного контроля на примере пункта финальной изоляции РАО 3 и 4 классов в Новоуральске», с которым выступил заместитель председателя Общественной палаты НГО Юрий Колмаков. В настоящее время по инициативе членов Общественной палаты Новоуральска на объектах НО РАО — как действующих площадках, так и строящихся — осуществляется контроль не только за наличием альфа- и бета-частиц таких элементов, как уран, кобальт, плутоний и цезий, но и постоянный отбор проб атмосферного воздуха, биоты, подземных вод и снежного покрова. Все это позволяет не только постоянно отслеживать состояние окружающей среды, но и дает возможность годы спустя провести грамотное статистическое исследование возможных изменений экологии. Общественный контроль столь сложных объектов — звучит довольно странно. Тем не менее наличие в рядах общественников специалистов самых разных профессий, в том числе ветеранов и пенсионеров атомной отрасли, владеющих большим объемом информации, обеспечивает независимую верификацию данных, полученных в процессе эксплуатации объектов. По мнению представителей общественности, контроль за радиоактивными отходами и состоянием окружающей среды необходимо продолжать не только после захоронения, но и после окончания периода эксплуатации. Также общественники выразили мнение, что больше активности должно быть и со стороны депутатов на муниципальном и региональном уровнях, и со стороны руководителей муниципалитета.

НО РАО является единственной организацией в России, уполномоченной федеральным правительством строить и эксплуатировать пункты финальной изоляции радиоактивных отходов. Главные принципы функционирования единой государственной системы обращения с РАО: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия РАО; запрет на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ РАО в целях их хранения, переработки и захоронения.

Профессор Томского политехнического университета Леонид Рихванов в докладе «О работе Национального оператора по созданию инфраструктуры финальной изоляции РАО» подчеркнул целесообразность создания системы финальной изоляции радиоактивных отходов с научно-технологической точки зрения. По его мнению, очень важно, что проблемой наконец-то занимаются — и не те, кто производит эти отходы, а отдельная организация. Добыча и обогащение урана, выработка ядерного топлива, эксплуатация АЭС и выработка электроэнергии, атомные подводные лодки и ледоколы, ядерный оружейный комплекс, космические установки, радиационные и химические технологии, исследовательские реакторы — все это источники радиоактивных отходов. Сейчас в России порядка 1300 мест, где они хранятся. И именно НО РАО их старается локализовать, хорошо оборудовав хранилища ? надежные с точки зрения безопасности. Леонид Рихванов отметил: люди должны понимать, что у нас есть радиоактивные отходы и их необходимо безопасно хранить — не только ради нас, но и будущих поколений. А еще поделился своими впечатлениями от поездок на пункты захоронений РАО в Германии и Франции, и отметил, что европейских атомщиков отличает активная работа с общественным мнением. Степень информированности же в регионах России очень разнится, оставляя зачастую желать лучшего. Мифам на атомную тему, к сожалению, многие верят быстрее и легче, чем мнению ученых, занимающихся наукой десятилетиями.

Еще меня очень заинтересовал рассказ первого заместителя директора ФГУП «Южно-Уральский институт биофизики» ФМБА России Анастасии Дмитриевой. Институт биофизики занимается исследованием воздействия ионизирующих излучений на организм человека, радиационной безопасностью и охраной здоровья работников предприятий атомной промышленности и населения, проживающего вблизи этих предприятий. Именно там на протяжении многих лет проводятся фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы в области радиобиологии и радиационной медицины, дозиметрии, радиоэкологии и радиационной безопасности, занимая лидирующее положение не только в России, но и в мире. Дело в том, что до определенного времени, а именно до 1996 года важным направлением их работы являлись эксперименты над животными с целью разработки стандартов радиационной безопасности. Необходимо было установить, какие уровни смертельны, какие опасны для жизни, какие позволяют безопасно трудиться на рабочих местах. Теперь, когда с начала атомной эры прошло 60–70 лет, накоплен огромный материал по воздействию ионизирующего излучения на организм человека, но в середине 50-х годов такой информации не существовало, и её восполняли экспериментами на животных. К середине 60-х исчезли проблемы массового облучения людей. Были разработаны первые стандарты радиационной безопасности. С тех пор ЮУрИБФ сосредоточился на совершенствовании стандартов радиационной безопасности (учёт нераковых и генетических эффектов), реконструкции доз внутреннего облучения, реагировании на аварийные ситуации. ЮУрИБФ находится в городе Озёрске Челябинской области. На ПО «Маяк» был получен плутоний для первой советской атомной бомбы. И именно здесь, на «Маяке», на временном хранении находятся все радиоактивные отходы, которые были получены за многие годы работы института. Анастасия Дмитриева подчеркнула острую потребность Челябинского региона в ускорении процесса создания пункта финальной изоляции РАО 3 и 4 классов.

Также с докладами выступили шеф-редактор РИА «Томск» Михаил Голубев («Участие общественности Томска в обсуждении северского проекта НО РАО») и руководитель Информационного центра по атомной энергии Челябинска Лариса Матвеева («Информирован — значит вооружен? Или защищен?»). Пользуясь незнанием широких масс, тему строительства пунктов захоронения радиоактивных отходов зачастую используют в качестве разменной монеты — в предвыборной борьбе или пиаре. Главное в таких вопросах — знания, информация. А потому, по словам Ларисы Матвеевой, активное участие общественности и СМИ в деятельности предприятия и постоянное получение достоверной информации позволяют решить актуальную проблему радиофобии. Именно к знаниям и надо стремиться всем – и общественности, и СМИ, и простым жителям атомных городов.

Мария Залесова для «Нашей городской газеты»

Exit mobile version