«Я смог, я верил, я не сомневался ни минуты…»

1
2990

Специалист по спецэффектам студии «Weta FX» ДЕНИС ЕЛДЫШОВ дал интервью новоуральскому журналисту ЕКАТЕРИНЕ ГИЛЯЗОВОЙ: поведал свою историю успеха и раскрыл некоторые профессиональные секреты.

– Денис, давно хотела спросить. Ты был детским тренером по футболу, и вдруг – компьютерная графика… Как так случилось?

– Давай расскажу с начала. Родился я в небольшом астраханском городке с населением 20 тысяч человек, где в течение года практически ничего не происходит. Но что отличало меня – я был целеустремлённым и позволял себе мечтать. Это мне всегда помогало.

С детства любил футбол и кино. Казалось бы, разные вещи, но, по сути, они очень похожи. Это командные виды деятельности, и там, и там присутствует креативная часть, есть мотивация, и ты работаешь на публику.

Вся моя жизнь была связана со спортом. Мечтал стать профессиональным футболистом…

– Не сложилось?

– Не получилось из-за здоровья и из-за того, что жил в маленьком городе. Но я выучился на тренера по футболу в академии физкультуры в Волгограде. Переехал в Подмосковье. Пять лет тренировал юных футболистов в филиале академии московского «Спартака». Мне нравилось. Я воплощал свои мечты, но уже не как игрок, а как тренер. Параллельно совершенствовал такие навыки, как дисциплина, целеустремлённость, быть командным игроком и грамотно ставить цели, и это мне сильно помогло.

Карьера тренера, считаю, удалась. Мы ездили по стране, играли с разными командами. Что хотел, всё реализовал. Единственное «но»: я был молодым тренером, соответственно, зарплата у меня была маленькая. Когда женился, появились обязанности, нужно было думать о семье, а ещё помогать родителям.

– И пришлось что-то искать…

– Верно. Смотрел, что есть, что может дать мне преимущество, выгоды. И важно, чтобы профессия нравилась. Это моё правило – заниматься тем, что любишь.

Кино было второй мечтой. Я знал, что за IT-технологиями – будущее, что они активно развиваются, слышал, что многие ребята уезжают за границу, но у меня не было математического бэкграунда, и писать код было для меня довольно скучно. Честно говоря, именно поэтому я выбрал другое направление – VFX, компьютерную графику. Потому что это креативная и весьма захватывающая работа.

Помню, товарищ показал мне фотошоп. Я был в шоке от фотошопа. Потом увидел в ютубе видео про After Effects и Cinema 4D, начал изучать эту тему, читал, в том числе, разные форумы, нашёл несколько online-школ.

– Дорогое обучение?

– По моим тогдашним зарплатам, очень дорогое. Но пытаясь освоить материал по туториалам, понимаешь, что всё-таки нужно пойти учиться, чтобы получить структурированную информацию и чтобы был опытный педагог, который сможет ответить на твои вопросы. Да, ты заплатишь деньги, но сэкономишь время, и у тебя не будет каши в голове. Информации много, я имею в виду в графике, и самое сложное на первом этапе – это всё отфильтровать. Много софтов, направлений – не знаешь, чем заняться, кидаешься на всё, а это, как правило, приводит к не очень хорошим результатам.

– В итоге ты стал работать с визуальными эффектами…

– Начал с композитинга, но быстро понял, что это не моё, и стал работать с визуальными эффектами. Взрывы, разрушения, магия, вода, океан – всё эффектное, что мы видим в кино… вот этим я хотел заниматься. Мне было безумно интересно.

Естественно, для этого надо много учиться. И требуется большое терпение, ведь взрывы, океаны – это чрезвычайно тяжёлые симуляции, иногда ждёшь их несколько дней. Ошибся – заново всё пересчитываешь. Понимаешь, какой уровень напряжения, особенно если от тебя уже ждут финальный результат?

– Сейчас тоже учишься?

– Сейчас активно учу итальянский и английский. Английский необходим для работы – все софты на английском и внутри программы всё на английском. Вообще, в этой профессии всё достаточно стремительно обновляется. Чтобы быть в тренде, быть востребованным, надо постоянно учиться. И я учусь.

– Пройдёмся по фильмам? «Т-34»…

– Наша студия «Film Direction FX» делала финальную сцену: битву на мосту между советским танком Т-34 и немецкой «Пантерой». Конкретно я делал все выстрелы в конце, разрыв гусеницы, разрушение моста и падение танка с моста.

На самом деле там много элементов: пыль, искры, дым. Конечно, мы искали референсы, смотрели хронику, как танк стреляет, как движется, как пыль с траков осыпается, как искры ударяются. Необходимо учитывать всё, всю физику, если хочешь, чтобы твой эффект был реалистичным. Понятно, что графику всё равно видно, но чтобы она не бросалась в глаза…

Помню, разрушение моста… брал за референс разрушение завода ЗИЛ в Москве. Смотрел, как ведёт себя пыль, как падают обломки кирпичей, какого они цвета, насколько быстро летят.

– «Союз спасения»…

– Большое кино про революцию, декабристов. Делал выстрелы из мушкетов и ружей на площади и титры для трейлера, где слова «Союз спасения» превращаются в пепел. Опять же на «Film Direction FX». На этой студии трудились и над сериалом «Ненастье», над сценами Афганистана, взрывов, боёв и обстрелов с вертолёта.

– Что дальше?

– Студия «СИ-ДЖИ-ФЭКТОРИ». Крупнейшая в Москве, в России. Я бы сказал, номер один. На ней мы работали над проектами «Серебряные коньки», «Конёк-Горбунок» и «Шанхайская крепость», а также над видеоклипами для таких известных исполнителей, как Zayn и Ed Sheeran.

Очень понравился проект «Серебряные коньки». Красиво сделан. По-моему, ничем не уступает диснеевским. Я делал разные типы огня: для уличных фонарей, магический, для печи и свечей. Было интересно.

– Что было самым трудным?

– Самый сложный шот делал для китайского проекта «Шанхайская крепость». По сюжету гигантская пушка поднимается из реки, с неё стекают вода, пена и всё такое. Я делал последовательность шотов: сначала пушка идёт под водой, затем поднимается, поворачивается, с неё всё стекает. Было важно соблюсти масштаб. Это были очень значимые шоты, первые в моей практике такие большие. Много деталей, очень непросто. Совершил первые ошибки. Но опыт был полезный, не зря время потратил.

– В процессе работы пересекался с известными людьми?

– Создание графики – это постпродакшн: мы получаем отснятый материал и работаем с ним, накладываем графику, цветокоррекцию, музыку и так далее. Так что с актёрами встречаемся в основном на релизах. Обычно это бывает в Москве, в кинотеатре «Октябрь». Но часто к нам приходят продюсеры и режиссёры, они пытаются донести до нас, как графика должна выглядеть.

– И как же графика должна выглядеть?

– Эффект должен соответствовать масштабу: крупная вода должна вести себя, как большой массив, а капли соответствовать каплям. Важен баланс детализации. Детали решают всё. И важно не перестараться: эффект должен гармонично сочетаться с отснятым материалом, хорошо склеиваться. Большую роль играют свет и тени, но это уже иной департамент.

– Тренерские навыки помогают?

– Помогают. Дисциплина, чувствовать команду… Кино – это командная игра. Если ты закрытый, не хочешь делиться информацией, обучаться, помогать другим, тебя могут не взять в команду. У нас общая цель, все мы должны помогать друг другу идти к этой цели. Конечно, коммуникабельность, позитив… Многие на это обращают внимание. Работа крайне напряжённая, особенно когда дедлайны, всем тяжело. Важно оставаться позитивным, оптимистом.

– На данный момент…

– Уже больше года тружусь в Новой Зеландии, в Веллингтоне, в крупнейшей студии мира по спецэффектам «Weta FX».

– И как тебе?

– Студия считается лучшей в мире. Основал её Питер Джексон, в ней он создавал трилогии «Властелин колец» и «Хоббит». Здесь собраны лучшие специалисты со всего мира. Тебе дают хороший контракт, и ты уже должен показывать результат, делать всё быстро и качественно.

Слышал такой миф, что на Западе у специалиста много времени, поэтому фильмы такие качественные, не то, что в России. Я скажу так: тут ещё хлеще, работы много, и времени на итерации нет совсем. В этом и есть твой уровень: что ты за счёт опыта, профессионализма делаешь всё быстро и качественно.

Здесь сложно, меньше времени, большое давление, иной уровень качества. Но тебе помогают. Ребята по возможности делятся своими знаниями. В России, наоборот, чувствуется некое соревнование. Не знаю, это менталитет, политика студии или что-то ещё, но в этом плане психологически легче. Ты знаешь, что тебе есть у кого спросить, и сам, разумеется, делишься своими знаниями.

– А про фильмы скажешь? Чем занимался и занимаешься в Новой Зеландии?

– Семь месяцев трудился на проекте «Властелин колец: Кольца власти», участвовал в первом, третьем, четвёртом и шестом эпизодах. Делал взрывы для эпичных битв, падение орла и Адара, сражение Арандира с орками, разрушение крепости и многое другое. Сам придумал, как будут выглядеть некоторые эффекты. Меня можно найти в титрах после четвёртого и седьмого эпизодов (так как команда большая, продюсеры поделили её, после каждого эпизода титры обновляются).

Несколько лет назад я и представить не мог, что мне повезёт стать частью коллектива, создающего удивительный мир Толкиена. Это удивительное чувство – стать частью шедевра, который знают во всём мире, удивительное чувство – когда работаешь усердно, почти без выходных… и, наконец, видишь результаты своего труда на экране, замираешь и говоришь себе: я смог, я верил, я не сомневался ни минуты.

Также работал на проекте «Black Adam» (в главной роли – Дуэйн Джонсон), занимался разрушениями, молниями, магическими эффектами.

На днях побывал на премьере второй части «Аватара». Это действительно мировой глобальный проект, такого уровня я ещё не видел: это революция в спецэффектах. По мне – самый красивый визуальный фильм. О семейных ценностях. С огромным наслаждением занимался им. Работы было много. Было очень сложно. Были большие требования. Мне посчастливилось принять участие в создании многих эпических сцен, в создании океана и подводного мира. Режиссёр Джеймс Кэмерон последние месяцы находился у нас в Веллингтоне и лично всё контролировал. До сих пор не верится, что он отсматривал мои эффекты, комментировал их, утверждал. Это не фильм-история, это фильм-эмоция, его надо пережить. Смотреть желательно на большом экране в IMAX.

 – В российских кинотеатрах «Аватар: Путь воды»…

– Надеюсь, «Аватар: Путь воды» покажут в России, хоть и с опозданием. Каждый любитель кино просто обязан посмотреть шедевр, над которым так старательно трудилась наша команда.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.