Вокруг ядра

15
5268
Александр Белоусов: Безопасность, сохранение здоровья наших работников и членов их семей были и остаются приоритетом, денег на это мы не жалеем. Фото: Татьяна Андреева/РГ

Атомное предприятие гарантирует стабильность работникам и помогает городу

Полтора года, прожитые в стрессовой ситуации пандемии, стали серьезным испытанием для всех, но работникам крупных компаний было значительно легче, чем, к примеру, малому бизнесу. Люди поняли, что родное предприятие тебя не бросит и стали больше ценить свою работу, ведь только вместе, в коллективе, можно все преодолеть, считает Александр Белоусов, генеральный директор Уральского электрохимического комбината.

Александр Андрианович, УЭХК — крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана, значительную часть продукции поставляющее на экспорт. Отразилась ли пандемия на этом рынке, на вашем комбинате?

Александр Белоусов: Ощутимого снижения уровня потребления электроэнергии в мире не происходит, и потребность атомных электростанций в топливе сохраняется. Можно сказать, что глобальный кризис, связанный с пандемией COVID-19, нас не задел — не повлиял на спрос и объемы поставок. 100 процентов выпускаемой продукции обеспечено заказами. В 2020 году мы выполнили производственные планы и все договорные обязательства, поэтому не почувствовали и финансовых провалов: выручка составила более 22 миллиардов рублей, из них свыше шести миллиардов — чистая прибыль (показатель 2019 года превысили почти на четыре процента). По итогам нынешнего года прогнозируем объем выручки на уровне 21,8 миллиарда рублей, а прибыль — около 5,5 миллиарда.

А в отдаленной перспективе?

Александр Белоусов: Стратегию развития мы детально прописали до 2030 года. Учитывая, что Госкорпорация «Росатом» активно сооружает АЭС не только в России, но и за рубежом, наш комбинат обеспечен работой минимум на 60 лет — это срок службы реакторов нового поколения. Нет сомнений, что мы выполним все, что планируем, хотя, конечно, могут возникать форс-мажоры. Впрочем, та же пандемия показала, что запас прочности у комбината большой: никакого влияния на стабильность его работы она не оказала. УЭХК — успешное, экономически устойчивое предприятие.

Стабильность в наше время дорогого стоит. Но для развития необходимы перемены. Что меняется на комбинате?

Александр Белоусов: Мы используем самую передовую и высокорентабельную технологию обогащения урана — газоцентрифужную. Она отработана, физика процесса не меняется, но мы постоянно модернизируем оборудование, заменяя выработавшее свой ресурс более современным. Новые поколения газовых центрифуг становятся все эффективнее. В 2022-м планируем устанавливать самые современные на сегодня — поколения 9+. Постоянно обновляем вспомогательное, электротехническое, механическое оборудование и контрольно-измерительные приборы и автоматику. У нас и так практически безлюдные цеха, а в этом году завершен переход на систему АКСУ-3 управления технологическим процессом, в основе которой самые последние новшества в области промышленной электроники.

Результат усилий и вложений — повышение эффективности производства, снижение затрат. Благодаря этому мы сохраняем достойный уровень зарплаты и соцпакет, а также реализуем ряд программ, направленных на развитие города Новоуральска и поддержку его жителей. Наш вклад в бюджеты всех уровней тоже весьма ощутим: в 2020 году комбинат заплатил более 5,2 миллиарда рублей налогов.

Пандемия показала, что запас прочности у комбината большой: особого влияния на стабильность его работы она не оказала

Помощь городу и горожанам оказалась особенно ценной в пандемию. Что было сделано?

Александр Белоусов: Мы оперативно откликаемся на просьбы медсанчасти Новоуральска и администрации города. В 2020 году более 19 миллионов рублей УЭХК направил на расходные материалы, медицинское оборудование, приобретение продуктов и средств гигиены для нуждающихся жителей. В 2021-м 12 миллионов вложили в ремонт помещения для компьютерного томографа и приобретение рентгеновского излучателя к нему. Кроме того, мы отремонтировали наш профилакторий «Изумруд», где в наиболее острые периоды роста заболеваемости дважды изолировали критически важный персонал комбината, а сейчас на базе профилактория организовано реабилитационно-восстановительное лечение переболевших COVID-19 работников УЭХК и жителей города.

Разумеется, с самого начала пандемии все сотрудники обеспечиваются масками, закуплены бесконтактные термометры, средства санитарной обработки и т. д. Общие затраты на защиту персонала от новой коронавирусной инфекции в 2020-2021 годах превысили 200 миллионов рублей. Сумма немалая. Но безопасность, сохранение здоровья наших работников и членов их семей были и остаются приоритетом, денег на это мы не жалеем. Буквально на днях комбинат направил 6,1 миллиона рублей в Центр гигиены и эпидемиологии № 31 Федерального медико-биологического агентства в Новоуральске — эти средства пойдут на приобретение тест-систем и расходных материалов для проведения лабораторных исследований на выявление COVID-19. Благодаря своевременным и даже превентивным мерам нам удалось избежать массовых вспышек заболевания в коллективе и не потерять ни одного человека. Да, люди болеют, я и сейчас ежедневно получаю сводку о заболеваемости, но ситуация под контролем.

А радиационная обстановка тоже строго контролируется? Ведь вы имеете дело с небезопасными материалами.

Александр Белоусов: Конечно, мы не с молоком работаем, хотя на самом деле гексафторид урана — низкоактивный материал, он в несколько раз менее радиоактивен, чем природный уран. В его составе опасен не уран, а скорее фтор. Но утечка этого вещества исключена: давление в каскаде центрифуг ниже атмосферного, то есть в случае нештатной ситуации произойдет не выброс, а, наоборот, попадание воздуха внутрь оборудования. А мы очень бережем и центрифуги, и сырье, ведь они дорогие. Поэтому при малейшем отклонении от нормы система автоматически блокирует возможное попадание воздуха извне.

Еще такой пример: мы берем воду для охлаждения оборудования (речь, конечно, о внешнем контуре) из Верх-Нейвинского пруда — питьевого водоема города — и впоследствии она поступает обратно в пруд. Мы все живем в Новоуральске и сами пьем эту воду, поэтому и к ее безопасности относимся соответственно. Вообще безопасность, ядерная, радиационная, промышленная, охрана труда, безаварийная и эффективная эксплуатация оборудования, — это безусловные приоритеты в работе комбината с самого начала его существования.

В 2022 году будет 10 лет, как вы возглавляете комбинат. Что для вас главное в этой работе?

Александр Белоусов: Событий, действительно важных и значимых для предприятия, за этот период было много. Самое главное, что комбинат развивается, технически и организационно совершенствуется, остается мировым лидером отрасли в области обогащения урана. На УЭХК работает отличная команда: работоспособная, умеющая мыслить на перспективу. Все, чего мы достигли — общий результат.

15 КОММЕНТАРИИ

  1. Вот и славненько. Все сыты, всё победили.
    Только взгляд у интервьюируемого какой-то настороженно-напряженный — уже не первый раз фиксирую при встрече на базаре, в магазине (хоть и в маске). Что-то видать напрягает при нахождении в народе.

    • Ну дык, походу нажрался «абсолютно нерадиоактивного» гексафториду — сырья будущего, котоое свозят к нам со всего мира эшелонами, запив его водой из «чистейшего» Верх-Нейвинского пруда. Вот и прихватило болезного прям на пресс-конференции. ))

      • Природный уран сам по себе слаборадиоактивный, пока его не обогатили, мало того — он гаммонеактивен в отличии от плутония. А вот фтор да это пострашнее, ожог дыхательных путей фтором приводит к летальным исходам. А попадание воды в гексафторид урана приведет к появлению плавиковой кислоты, которая за счёт большого размера молекул наносит большой вред тканям организма попадая в эти самые ткани.

        • Ну ничо, там мозгов давно уже не было, а остальную оболочку можно мякиной набить и оставить это чучело в его кабинете. Ничего не изменится. )))

  2. АКСУ-3 это хорошо, на дворе уже киберфизические системы и 4 промышленная революция, переход на использование технологий больших данных, искусственного интеллекта и облачных вычислений приведёт к тому что подобное производство будет управляться парой диспетчеров и операторов. Так что, если говорить про город то его будущее в неядерных производствах и околоядерных разработках. На самом же комбинате число сотрудников будет сокращаться в результате совершенствования АСУ и интеллектуальных систем управления.

  3. Да действительно, достижения использования урана в мирных целях в том числе и на УЭХК впечатляет! Это заслуги ученых и инженеров в основном прошлых поколений живших в другое время, творящих и строящих промышленность в другую эпоху! Их имена бессмертны! Они у всех на устах!
    Но в наш 21 век наука шагнула далеко вперед! Отсюда вопрос — уделяется ли сейчас время и деньги на развитие новых технологий и не только на комбинате? А есть ли кадры готовые двигать науку вперед? А что будет если за кордоном запустят термоядерную технологию для генерации энергии?
    А что если уже появляются новые технологии?

    • В чём наука шагнула вперёд? Сейчас только развитие технологий на основе научных открытий прошлого века.

    • «А что будет если за кордоном запустят термоядерную технологию для генерации энергии?» — Вы имеете в виду использование ядерного и конкретно термоядерного синтеза для производства электроэнергии? Пока что про экономическую эффективность синтеза по сравнению с делением спорят, не факт, что такое производство электроэнергии будет дешевле.

  4. Ну что вы дорогой друг, какое спорят! Конечно же термоядерный синтез при соединении дейтерия и трития значительно превосходит выделение энергии из обогащенного урана! Да и по затратам на создание топлива для самой установки значительно экономичнее. Кроме этого и безопаснее при налаженном технологическом процессе! Не говорим уже про экологию! Такие экспериментальные установки уже появились! Они называются Wendelstein 7-X и созданы в институте Макса Планка в Германии. В них для удержания термоядерной плазмы в реакторе используется особым образом настроенное и рассчитанное на современных компьютерах магнитное поле. В нашей стране такие работы тоже проводились начиная с 1975 года, но в другую эпоху и в других условиях! Да пока установка экспериментальная! Но работа идет полным ходом. Если немцы запустят термояд в промышленность после 30 года, то им не нужен будет не только обогащенный уран (от которого они отказались), но газ и нефть!

    • Выделение энергии превосходит, но вот только вопрос, на который я не нахожу ответа, так как не сильно погружался в эту тему, как эту энергию будут использовать? Опять нагревать теплоноситель, чтобы раскручивать турбины? Ну так тепловая энергия это лишь мизер как при разделении, так и синтезе. Экономия на уране может быть большой, но в целом если посмотреть на вес комплекс создания такой станции, то экономия на уране, легко может быть компенсирована дороговизной установки за счёт сложных технологий обеспечения стабильности термоядерного процесса. Да и вложенные триллионы в исследования и разработки этих технологий явно захотят окупить.

      • Да Нагревать теплоносители! Только теплоносителей будет на порядок больше! Кроме того можно будет использовать и световую энергию и ее тоже использовать так, как ее используют при генерации электроэнергии в солнечных батареях. Возможны и другие варианты.

  5. Пилюля опять тут википедию постит, засранец…
    типа он самый умный.
    типа поглядите как , как там в европах…
    ты покажи свою установку в работе..
    хули тут питарить всякую бредовую дрянь.

    пилюля где твои ветряки? алень..
    сколько ты за газ плотишь сейчас?

    • А я то думаю куда это десяткин запропал. Где он со своей напористой темнотой засел. Не случилось ли чего! А нет все нормально! Вот он болезный нарисовался и ратует за свой любимый древний газ и его хранителей — чернокрасов!!!

  6. Надо отдать должное, пальчик — укольчик молодец, не увольняет отказавшихся лечиться, видимо их немного, и они статистику ему не портят.

    • Еще бы понять кто такой пальчик? и как термин «ЛЕЧИТЬСЯ» связан со словом «УКОЛЬЧИК». Если это каким то образом связано с модной процедурой, то в российском законодательстве, так же и в другом законодательстве условно-развитых так называемых государств нет статьи по которой за это увольняют. И если на предприятии за это увольняют, то это преступление!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.