О франшизах и фондах

2
1926

На днях получил рассылку от Новоуральского фонда по развитию предпринимательства о новом проекте «Бизнес-дата», в котором мне и, думаю всем остальным желающим, предлагается принять участие.

Главным лозунгом данной рассылки, раз уж он написан большими буквами, значилось «Открыть бизнес с господдержкой просто». Свердловский областной фонд и господдержка – это надежно, подумал я и решил дочитать дальше. Забегая вперед, скажу, что я оставил заявку и пообщался с представительницей фонда на эту тему, но выводы будут в конце данной статьи. А сейчас по смыслу публикую цитаты из рассылки:

«КАКОЙ БИЗНЕС ЗАПУСТИТЬ В НОВОУРАЛЬСКЕ? МЫ ВСЁ РАССЧИТАЛИ. Давно хотим рассказать Вам об одной классной возможности: Вы прямо сейчас можете открыть бизнес В СВОЕМ ГОРОДЕ с заранее подтвержденным спросом, да еще на государственные деньги.»

«Это проект «Business-Data». Его идея очень проста: Анализируем транзакции по банковским картам жителей областных городов, которые они совершают, выезжая за пределы своего города и на территории города.»

«Делаем вывод: что хотят покупать люди? Даем им это в родном городе – подбираем франшизу и открываем качественный бизнес, способный закрыть спрос.»

«Ваша задача – выбрать подходящую франшизу и заявить о своей готовности быть в деле!»

«1. Всё просчитано за вас. Всего мы проанализировали 197 100 000 транзакций и поведение 420 000 пользователей платежных карт из 7 городов Свердловской области. В итоге получили уникальный массив данных о том, что покупают люди. Провести подобное исследование в одиночку нереально.»

«2. Готовые проверенные франшизы. Два года мы собирали наиболее востребованные идеи и составляли портфель франшиз. Сейчас в каталоге франшиз фонда – более 150 предложений. Ознакомьтесь с ними.»

«3. «Дешёвые» деньги и приоритет в выдаче займов. Фонд поддержки предпринимательства предоставляет заём на покупку франшизы. Сумма составляет до 5 млн рублей. Срок займа от 3 до 24 месяцев, процентная ставка – минимальная – от 7,5%.»

ЗАМАНЧИВО? Как же приятно, когда за тебя все посчитали, подобрали, выбрали, принесли на блюдечке и разжевали. Кто не знает, что такое франшиза? Это когда взяли действующий успешный бизнес, и дали возможность его копировать по отработанной схеме. Это когда за тебя все продумали до мелочей, и тебе не надо тратить время на изучение множества вопросов, не надо придумывать и искать решения. Покупаешь и работаешь. Платишь взнос, а потом процент отстегиваешь ежемесячно. Суммы и условия разные, выбор огромный. Цель статьи не рассказать про плюсы и минусы франшиз, а рассказать, что же предлагает одно из подразделений Областного Фонда предпринимательства «Бизнес дата» под этими красивыми лозунгами в рассылке. Поэтому переключаемся.

Прочитав громкие тезисы в рассылке, у меня появился жуткий интерес, и я впервые откликнулся на предложение фонда из рассылки. Надо было всего лишь оставить заявку. Как же это: на государственные деньги открыть бизнес? Да еще и с предварительным анализом по городу! Звучит круто! Но все ли тут имеет реальное подтверждение из жизни, особенно про анализ расходов Новоуральцев?

На мою заявку мне тут же позвонила дешевку из областного фонда и начала со мной работать по разговорному скрипту (это заранее написанный диалог и множество его вариантов развития). Сначала она рассказала, чем занимается их подразделение «Бизнес-дата» и что они придумали. Впрочем, то, что я услышал, уже прочитал в рассылке и на сайте, но послушал еще раз. Не покидала мысль, что мне что-то пытаются продать, поэтому начал искать подвохи и задавать вопросы. Чем глубже я интересовался сутью проекта и смыслом их работы, тем сильнее рушилось представление, о том, куда же тратятся налоги граждан. Так и не понял я, какую вообще ощутимую поддержку оказывает фонд в рамках данного подразделения «Бизнес дата» и какой от нее толк.

Ну давайте разберем толк. Товарищи из фонда пишут, что проанализировали наши расходы и теперь точно знают, куда тратятся наши деньги. Конкретно по Новоуральску прозвучали такие сферы как: Услуги красоты, Отдых и путешествия, Общепит и что-то там еще. При чем девушка из фонда многократно проговаривала фразу: «Это сферы, в которых СПРОС ПРЕВЫШАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». То есть, любой человек это поймет в прямом смысле так: желающих поесть в кафе или заказать пиццу, или слетать в Турцию, или сделать маникюр, или покрасить волосы значительно больше, чем салонов красоты и турагентств, а все столики в кафе вечно заняты. Звучало именно как бред, но девушка меня уверяла видимо без понимания смысла данных фраз. У меня несколько знакомых в Новоуральске занимаются общепитом. Да, доходность там высокая, как и текущие проблемы этой сферы бизнеса, но говорить, что там прям очереди стоят – ну такое. Попасть на маникюр и на стрижку можно тоже без проблем. А уж купить путевку на море вообще можно не выходя из дома. Да и я не заметил, чтобы турагенты в Новоуральске жили припеваючи.

Выводы наших «исследователей» из Областного фонда о том, что спрос превышает предложение, да еще и в конкретных сферах, меня крайне удивили. Захотелось более детально разобраться, на каких, всё-таки, фактах они основаны. Как дожили до такого и почему пришли именно к таким умозаключениям, несоответствующим реальности. У меня сразу возникло предположение, что возможно они считали просто оборотную часть тех сфер бизнеса? Можно ведь продать за 50тыс.р тур и заработать 2т.р., а можно накрасить ногти двум клиентам и заработать тоже 2000р. Наши «исследователи» из проекта «Бизнес дата» изучали наши расходы не только в рамках Новоуральска, но и за его границами. Быть может, тамошние аналитики поняли, что коренной Новоуралец предпочитает отпотчевать в Екатеринбурге, а не в местных кафе и пришли к такому выводу, что местные кафе определенно нуждаются в расширении рынка?

Вопросов, как анализировали информацию по банковским картам Новоуральцев, какие числа получили и как сравнивали, становилось все больше и больше. Захотелось уже увидеть факты, а не только слушать зыбкие выводы из этого анализа. Попросил сотрудницу фонда предоставить данные исследований, чтоб я сам смог поковыряться в полученных цифрах и, возможно, подчерпнуть какую-то идею для себя, которая не вошла в их отчеты.

И тут началось САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ! Цифры такие они не дают просто так. Сначала надо выбрать франшизу из списка, который представлено на сайте областного фонда. Кстати, франшизу можно выбирать как раз на основе выводов из их исследования. Затем связаться с менеджером по выбранной франшизе, послушать еще как он меня «лечить» будет. Обязательно надо заключить договор с франчайзером, и только тогда вам предоставят «священные» циферки, которые обязательно помогут вам многое понять. Но что можно понять, когда ты выбор уже сделал и купил франшизу? Понять, как ты глубоко ошибся, отгрузив пол миллиона? Или понять какие, все-таки, умные ребята из проекта «Бизнес дата» и все продумали за нас? Четко девушка ответить не смогла, потому что тут сломался скрипт разговора и надо было действительно отвечать осознанно.

Кстати, на сайте фонда указаны некоторые цифры по Новоуральску. Там в принципе 7 городов в рамках этого проекта. Реальны цифры или нет, верить только вам, но я просто сравнил их с другим городом Богданович. На сайте пишут, что в Новоуральске за 2020 год было 6 000 000 транзакций (операций по картам). В Богдановиче – 11 000 000. А знаете сколько население Богдановича? 30 тысяч человек – это почти в 3 раза меньше, чем у нас. НО. Пользуются картами в Новоуральске – 28000, в Богдановиче – 21000. Торговых точек в Новоурльске – 1191, а в Богдановиче …барабанная дробь… — 153124. Вы верите? Я нет. Краснотурьинск с населением в 55тыс. человек примерно по показателям похож на Богданович и там 134 тысячи торговых точек! Давайте еще Нижний Тагил (350тысяч население) глянем на том же сайте областного фонда в подразделе «Бизнес дата»: 460 тысяч торговых точек, 69 млн. транзакций. И это за 21 год, который еще не закончился. Цифры, на мой взгляд, взяты методом научного тыка. И к ним, ведь, отослала девушка из фонда в процессе разговора. Глянув на них, просить какие-то детальные данные по их исследованиям уже не захотелось. Скорей всего их нет, или они такие же неправдоподобные.

Какой же сделать вывод о смысле существования проекта «Бизнес дата» в Областном фонде, с учетом того, что цифры по аналитике Новоуральска дадут только после «покупки» какой-нибудь франшизы? Сложилось твердое ощущение, что проект исключительно коммерческий и занимается продажами франшиз под таким вот соусом, с чего имеет свою долю. Существует, я так понимаю, проект на плечах Областного фонда поддержки предпринимательства, который в свою очередь существует на налоги жителей Свердловской области и ни как иначе. Поэтому, конечно, по телефону, девушка неоднократно говорила: «мы вам не навязываем никакую франшизу, вы сами выбираете». Но с какой стороны не заводи разговор, все сводится к тому «купи франшизу».

Ладно, «уговорила». Глянул я подборку франшиз на сайте, которую областной фонд трепетно отобрал для нас граждан, желающих стать предпринимателями. Казалось бы, только самое лучшее и проверенное. Вижу первое попавшееся – барбершоп. Цена открытия миллион рублей. Вот такая сейчас цена входа на рынок, чтобы мужчин стричь. Но это на взгляд фонда. Вы согласны? Я нет. Пролистал дальше, и вижу какую-то Гимнастику для детей «Хэппи гимнастикс». Инвестиции всего 100 т.р. и окупаемость 3 месяца. Ради интереса заглянул в подробности. Взнос за саму франшизу 200 т.р. Почему вдруг эта цифра не входит в инвестиции? Ведь получается уже 300т.р. Это ошибка или снова игра цифрами для завлечения – уже не верю ничему там. Зашел на сайт «счастливой гимнастики», думал там уже сеть городов по стране, а там только Екатеринбург и один адрес зала. То есть даже и не сеть, а просто зарегистрированная торговая марка, которую можно купить как франшизу за приличную сумму. Вот такие франшизы подобрал для нас фонд, чтобы помогать и содействовать бизнесу.

Как все красиво начиналось и как банально закончилось. Я не осуждаю наличие такие проектов, если бы они были исключительно коммерческими при каких-нибудь институтах со своими правдивыми исследованиями и все в таком духе. Хочешь – платишь и получаешь реальные исследования. А если что не так, за это и спросить можно.

По поводу проекта «Бизнес дата» сложилось впечатление, что это бессмысленный проект, паразитирующий на плечах областного фонда. Кто-то сидит там в фонде, и получает зарплату за вовлечение людей туда, кто-то получает премии за такой вот анализ данных и неправдоподобные цифры. Все это под соусом «мы просто помогаем». Но я так и не понял чем. Ах да, совсем забыл: «С господдержкой» и «на государственные деньги». Вы где-то увидели это? Я тоже нет. Фонд только кредиты дает. Но кредит можно и в банке взять почти также. А выбрать франшизу можно на известных ресурсах, почитать отзывы и отчеты покупателей франшиз.

Успехов начинающим предпринимателям!

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Афтору, конечно, респект за анализ и проделанную работу по складыванию кирилицы в понятные схемы…

    но период предпринимательства давно кончился…
    и тут это опять
    займет длинный разказ для первокласниц…

  2. Это вообще трудно назвать предпринимательством. Реальные бизнесы, которые существуют по сей день, это когда ты чем-то занялся, увлекся, стал делать лучше других и тебе юр. лицо потребовалось для масштабирования деятельности, а займы на развитие существующего бизнеса и его масштабирования.

Добавить комментарий для десятый Отменить ответ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.