День Сурка

0
2372

В час, когда над страной угроза

Того, что в ней скоро наступит рай, …

Григорий Данской

– Неделю назад состоялось событие, ставшее за последнее время уже традиционным – Дума приняла два решения, открывающие конкурсную процедуру по отбору кандидатур на должность Главы НГО. Ваши впечатления?

– День Сурка. Дежавю. Усиливающееся какой-то, уже ставшей роковой, двухлетней ритмичностью. Мы объявили очередной конкурс и представили очередную тройку депутатов в состав очередной конкурсной комиссии (ещё троих представит Росатом, троих – Губернатор).

– А как насчёт третьего решения – о возложении на замглавы по стратегическому развитию В.В. Тюменцева временного исполнения полномочий Главы НГО?

– Оно только усилило дежавю – последнее назначение (Владимира Цветова) проходило ровно по тому же сценарию. Очевидно, что Вячеслав Тюменцев является фаворитом конкурса. Интрига лишь в том, кто ещё заявится на участие в нём, и насколько нынешняя процедура будет отличаться от предыдущих – в плане публичности и дискуссионности. Кстати, для тех, кто в интриге готов поучаствовать, напоминаю: основной пакет документов нужно подать до 11 мая, дополнительный (медицинское заключение и справка о судимости) – до 31 мая, первый этап (заочный) пройдёт с 10 по 17 июня, второй (очный) – с 21 по 25 июня.

– Помимо заседания Думы, в тот же день прошла встреча депутатов с представителями Росатома. Это была дежурная встреча или приуроченная к последним событиям?

– Приуроченная. Но надеюсь, такие встречи станут всё же дежурными. Вернее, регулярными. Мы пообщались с Андреем Полосиным, директором департамента по взаимодействию с регионами ГК «Росатом», и Юрием Кривовым, директором по региональной работе и социальным проектам АО «ТВЭЛ».

За отведенный нам час мы успели озвучить ряд проблем, к которым получили достаточно осторожные, с моей точки зрения, комментарии. Приводить чужие ответы на пусть даже свои вопросы – дело неблагодарное. И рисковое. Поэтому делать этого не буду – поделюсь лишь общим послевкусием от услышанного. В авторской интерпретации.

– Поехали.

  • Каковы перспективы открытия Новоуральска (целесообразность, вероятность, сроки, условия)?

Перспективы самые туманные, если не сказать, что их нет. И главная причина в том, что жители в массе своей не хотят открываться. Более половины их, а то и две трети, считают, что статус ЗАТО имеет больше плюсов, чем минусов. Именно это обстоятельство удерживает Росатом от каких-либо инициатив и резких движений. Воля народа – во главе угла. В этом месте от себя хочу в очередной раз хочу настоять: открытие города следует организовывать не как разовый акт. А как поэтапный процесс – учитывающий все риски и аккуратно нейтрализующий негативные последствия. И новоуральцев нужно не только спрашивать, но и разговаривать с ними, разъясняя им ситуацию и предлагая варианты.

  • Каково отношение руководства Росатома к инициативе возвращения городам-ЗАТО права самостоятельно определять для себя способ избрания глав округов?

Прошлогодние поправки в Конституцию ввели понятие публичной власти – подтягивающей под себя, наряду с государственной властью, теперь и местное самоуправление (МСУ). Фактически речь идёт о дальнейшем укреплении вертикали. В рамках реформы готовятся корректировки закона об МСУ. Для этого создана специальная рабочая группа, куда Андрей Полосин и пригласил одного-двух наших представителей. Примечательно, что, отвечая на этот вопрос, он уже ни разу не обмолвился о необходимости прислушиваться к общественному мнению (которое в этом случае однозначно за прямые выборы). И в очередной раз упор был сделан на фигуру главы (чьё качество обеспечивается скорее назначением, нежели выборами). Тогда как, в моём представлении, думать надо в первую очередь о жителях – об их включенности в общественные процессы, сопричастности и ответственности.

  • Планирует ли Росатом принять участие в судьбе концессионного соглашения (коммунальная эпопея, длящаяся уже три года и, похоже, сказавшаяся на карьере не одного Главы)?

С концессией всё непросто. Потому что слишком весомы игроки, слишком широк спектр интересов, слишком велики деньги, слишком серьёзен имущественный комплекс. Потому что затрагивается одна из самых социально-значимых сфер – ЖКХ. На сегодня можно диагностировать вялотекущий конфликт между некоторыми участниками этой истории. Уладить который – то ли некому, то ли руки пока не доходят. Росатом же – о нас помнит, ответственности с себя не снимает, к диалогу готов. Главное, чтобы в результате всех телодвижений – и упомянутые весомые игроки остались сыты, и жители целы. Как это сделать? Откровенно говоря, я так и не понял.

  • В конце 2020 г. поступила информация о том, что ООО «Утилис» планирует дополнить свою деятельность обращением с отходами I и II класса опасности. Дума посчитала это достаточным основанием для оформления пакета челобитных с просьбой вмешаться и не допустить. В том числе, и в Росатом, т.к. начиная с 2022 г. такими отходами планирует заниматься одна из его структур – Федеральный экологический оператор (помимо прочего, занимающийся обращением с РАО). Однако, как следует из поступивших ответов, участие госкорпорации в административных процедурах по данному направлению не предусмотрено. Значит ли это, что рассчитывать на её помощь в этой ситуации не приходится?

С формальной точки зрения, ответы отраслевых чиновников вполне корректны. Досадно то, что наши обращения попали не во все кабинеты, которые могли бы иметь к ним отношение. В дальнейшем эту особенность при раздаче желательно учитывать, а с некоторыми адресатами (например, с Андреем Полосиным и Юрием Кривовым) имеет смысл связываться напрямую. Переживать по поводу отходов I и II класса опасности точно не стоит – «Утилис» ими заниматься не будет, и это было понятно практически сразу. Другое дело, что само присутствие промышленной свалки на территории города создаёт ему массу проблем. Причём, не только экологического, но и морально-психологического, а также репутационного плана. В Росатоме это понимают и руку на пульсе держат. Во всяком случае, помимо официальных рычагов у корпорации имеются ещё и неофициальные. И рано или поздно к ним, возможно, придётся прибегнуть (и тогда рука с пульса, не дрогнув, переляжет на горло).

  • В 2022 г. истекает срок так называемого КГНовского соглашения, по которому часть налога на прибыль, уплаченная предприятиями НГО в областной бюджет, возвращается в Новоуральск. Есть ли намерение и возможность продления данного соглашения?

Соглашение это – достаточно интересный проект. Абсолютно себя оправдавший. Сейчас ведётся серьёзная и кропотливая работа по продлению срока его действия. Не всё гладко. О конкретике (сроках и условиях получения средств, направлениях их освоения) говорить пока рано. Но время ещё терпит. И скорее всего, разочарованы мы не будем.

– А о предстоящей конкурсной процедуре (под которую, собственно, и состоялся брифинг) речь не заходила?

– Заходила. Андрей Полосин предложил предварить её максимально широким обсуждением кандидатов и их программ с общественностью. Что не может не радовать. Однако я не уверен, что предложение сумеет конвертироваться в конкретные действия – поскольку непонятно, кто и каким образом этим будет заниматься.

– Итожим.

– Встречей остался доволен. И даже не столько с содержательной точки зрения. Сколько с точки зрения того, что Росатом, кажется, обнаружил в нас для себя собеседников. И разговор обещает продолжиться.

– Но и после этого ощущение дежавю вас, судя по всему, не покидает?

– Чтобы оно меня покинуло, нужны перемены. То, что у нас сейчас происходит, на перемены не тянет категорически. Да и показаний серьёзных к тому нет – законодательство (об МСУ) крепчает, обстановка (в мире) накаляется, народ (махнув рукой) безмолвствует.

Сурок торжествует.

С Максимом Сергеевым беседовала Екатерина Лешенкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.