В конце марта Общественная палата Новоуральского городского округа заслушала доклады представителей Управления социальной политики № 20, Новоуральского комплексного центра социального обслуживания населения и автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения «Оникс» – учреждений системы социальной защиты населения, которые в настоящее время действуют на территории НГО.
Павел Николаевич Петраков, начальник Управления социальной политики № 20, начал с того, что объяснил, почему Управление вдруг стало двадцатым. Всё дело – в реформировании и оптимизации управлений и учреждений социальной политики Свердловской области. Год назад в области было 54 управления социальной политики, после реформирования, то есть объединения управлений, стало 27. Наше ни с кем объединять не стали, только присвоили номер – 20; коллектив Управления работает в прежнем составе и выполняет те же функции, что и раньше: а именно –
реализует государственную политику в сфере социальной защиты населения, занимается социальным обслуживанием граждан, осуществляет деятельность в области семейной политики.
Выплата пособий и компенсаций, составление индивидуальных программ реабилитации, предоставление гражданам социальных услуг, работа по награждению супружеских пар, которые прожили в браке 50 и более лет, поддержка семей – вот далеко не полный перечень того, что делают сотрудники Управления социальной политики № 20.
Особое внимание уделяется многодетным семьям, таких в НГО – 821. Продолжаются выплаты семьям с детьми от трёх до семи лет.
– Интересная, – говорит Павел Николаевич, – форма оказания помощи малоимущим гражданам – на основе заключения социального контракта.
Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых – ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. По этому соглашению получатели государственной социальной помощи берут на себя определённые обязательства (например, пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело). Цель заключения социального контракта –
помочь нуждающимся перейти на самообеспечение.
Павел Петраков отметил, что Управление взаимодействует и с КЦСОН, и с АНО СОН «Оникс», есть взаимопонимание, взаимовыручка.
О деятельности КЦСОН рассказала заместитель директора учреждения Ольга Сергеевна Илемкова.
КЦСОН является областным учреждением. В структуру центра входит, в том числе, участковая социальная служба (выявляют граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, социальной поддержке; занимаются социальным сопровождением лиц, находящихся на учёте в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних).
Есть отделение срочного социального обслуживания. Допустим, остался пожилой человек один, помочь некому, он может набрать телефон отделения – ему купят продукты и лекарства, помогут что-то сделать. Отделение предоставляет услуги и людям без определённого места жительства (помещение в отделение временного проживания, съём жилья), занимается лицами, освободившимися из мест заключения (помощь с оформлением документов, одеждой и продуктами).
В отделении создана мобильная бригада, которая выезжает в сельские населённые пункты, предоставляет там определённые услуги. Работает социальный пункт проката технических средств ухода. Оказывается содействие в прохождении гражданином курса социальной реабилитации.
Есть отделение общего типа. Это бывший дом-интернат (по ул. Крупской, 8), в 2017-м он был присоединён к КЦСОН. Люди живут по 2-3 человека в комнате, организовано медицинское обслуживание (три раза в неделю посещение терапевта), проводятся праздники, дни рождения.
– В связи с пандемией, – заметила Ольга Сергеевна, – ситуация немного изменилась. С 1 мая все стационарные учреждения области закрыты на карантин. Наши сотрудники работают вахтовым методом: то есть две недели 6-7 человек проживают в доме-интернате вместе с нашими клиентами, предварительно они сдают тест на COVID-19, через две недели заступает другая смена. Клиенты за территорию учреждения не выходят. Все сотрудники привиты. И все клиенты вакцинированы, за исключением нескольких человек, у которых медотвод. Столовую пришлось закрыть – в зале живут сотрудники. Горячее питание привозят три раза в день из кафе «Маргарита». Кормят неплохо.
С 1 февраля к КЦСОН присоединили социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга». На 25.03.2021 г. там находилось 18 детей.
– Наш центр, – подчеркнула Ольга Илемкова, – всегда занимал и занимает активную жизненную позицию. Мы тесно сотрудничаем со многими общественными организациями, плодотворно работаем с администрацией города, с депутатами. Депутаты часто обращаются к нам с просьбой помочь кому-то. Большое внимание уделяется волонтёрскому движению, проводится работа по привлечению благотворительной помощи для клиентов центра и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В 2020 году выдали почти полторы тысячи продуктовых наборов. Участвуем в благотворительных акциях. На центр возложена миссия вручения президентских поздравлений с юбилейными датами ветеранам Великой Отечественной войны и участникам трудового фронта. Есть попечительский и наблюдательный советы. Работает Школа пожилого возраста, в ней 12 отделений: «Компьютерная грамотность», «Активное долголетие», «Творческая и прикладная деятельность» и другие. Большой популярностью пользуется сенсорная комната. Заключён договор с городской администрацией: организуем поездки в медучреждения области (в Екатеринбург и Нижний Тагил), наши специалисты сопровождают всех, кто в этом нуждается. Наше учреждение – одно из лучших в области.
До 31 декабря 2020 года в состав КЦСОН входили отделения социального обслуживания на дому, с 1 января 2021 года они переданы АНО СОН «Оникс» (находится по адресу: ул. Гагарина, 7а). В КЦСОН осталось только отделение обслуживания на дому жителей сельских населённых пунктов: у них есть определённые льготы, которых они могут лишиться, если будут обслуживаться некоммерческой организацией.
Как было отмечено, в настоящее время в Свердловской области социальное обслуживание на дому граждан, частично утративших способность к самообслуживанию, выполняется автономными некоммерческими организациями пока лишь в пяти городах: в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Реже, Невьянске и Новоуральске. Свою деятельность АНО СОН «Оникс» осуществляет по результатам конкурсного отбора. Территорию Новоуральска (на сегодня – 640 человек) обслуживают 35 социальных работников – это теперь уже бывшие работники отделений социального обслуживания на дому КЦСОН, они полным составом перешли в АНО СОН «Оникс» и остались закреплёнными за прежними клиентами. Заработная плата соцработников сохранилась на том же уровне: сегодня средняя заработная плата – 38000 рублей. Все соцработники АНО СОН «Оникс» обеспечены средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки, антисептики), все прошли предварительный медосмотр, была проведена и специальная оценка условий труда. Идёт работа по обеспечению сотрудников спецодеждой. Проводятся мероприятия по вакцинации против коронавирусной инфекции как сотрудников, так и клиентов. Всем соцработникам выданы планшетные компьютеры.
– Соцработнику, – обратила внимание директор АНО СОН «Оникс» Елена Александровна Савенкова, – достаточно, придя в адрес, нажать кнопку – и мы видим, что он пришёл к клиенту, пришёл по графику. Это и для безопасности наших соцработников: в планшете есть функция геолокации – так мы видим, где соцработник находится в данный момент. Благодаря планшету мы можем улучшить качество обслуживания клиентов. Например, можем помочь оплатить жилищно-коммунальные услуги, достаточно считать с помощью планшета QR-код, можем оказать такую услугу, как видеосвязь с родственниками.
На данный момент, доложила Елена Александровна, из 640 человек 140 обслуживаются бесплатно. Это люди, причастные к Великой Отечественной войне, участники боевых действий и люди, чей доход ниже полуторной величины прожиточного минимума. Остальным услуги предоставляются по утверждённым тарифам (информация размещена на сайте АНО СОН «Оникс»).
Организация оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые и социально-правовые услуги. Например, за 12 рублей 60 копеек доставят продукты на дом, за 6 рублей 59 копеек помогут с приготовлением пищи, за те же деньги помоют посуду, за 52 рубля 60 копеек помоют пол (или пропылесосят ковры). Самая востребованная из социально-психологических услуг – беседа – стоит 8 рублей 34 копейки.
По окончании выступлений докладчики ответили на вопросы членов Общественной палаты. Одним из них был такой: «Кто выиграл от реорганизации?». Ответ на него дала Ольга Илемкова. Она сказала, что у новоуральцев появилась возможность получать более широкий спектр услуг: к примеру, КЦСОН при всём желании не мог бы предоставить гражданину услугу сиделки, а АНО СОН «Оникс» – может.
Екатерина Гилязова для «Нашей городской газеты»