Как обстоят дела у тех, чья работа – помогать нуждающимся

0
1450

В конце марта Общественная палата Новоуральского городского округа заслушала доклады представителей Управления социальной политики № 20, Новоуральского комплексного центра социального обслуживания населения и автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения «Оникс» – учреждений системы социальной защиты населения, которые в настоящее время действуют на территории НГО.

Павел Николаевич Петраков, начальник Управления социальной политики № 20, начал с того, что объяснил, почему Управление вдруг стало двадцатым. Всё дело – в реформировании и оптимизации управлений и учреждений социальной политики Свердловской области. Год назад в области было 54 управления социальной политики, после реформирования, то есть объединения управлений, стало 27. Наше ни с кем объединять не стали, только присвоили номер – 20; коллектив Управления работает в прежнем составе и выполняет те же функции, что и раньше: а именно –
реализует государственную политику в сфере социальной защиты населения, занимается социальным обслуживанием граждан, осуществляет деятельность в области семейной политики.

Выплата пособий и компенсаций, составление индивидуальных программ реабилитации, предоставление гражданам социальных услуг, работа по награждению супружеских пар, которые прожили в браке 50 и более лет, поддержка семей – вот далеко не полный перечень того, что делают сотрудники Управления социальной политики № 20.

Особое внимание уделяется многодетным семьям, таких в НГО – 821. Продолжаются выплаты семьям с детьми от трёх до семи лет.

– Интересная, – говорит Павел Николаевич, – форма оказания помощи малоимущим гражданам – на основе заключения социального контракта.
Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых – ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. По этому соглашению получатели государственной социальной помощи берут на себя определённые обязательства (например, пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело). Цель заключения социального контракта –
помочь нуждающимся перейти на самообеспечение.
Павел Петраков отметил, что Управление взаимодействует и с КЦСОН, и с АНО СОН «Оникс», есть взаимопонимание, взаимовыручка.

О деятельности КЦСОН рассказала заместитель директора учреждения Ольга Сергеевна Илемкова.

КЦСОН является областным учреждением. В структуру центра входит, в том числе, участковая социальная служба (выявляют граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, социальной поддержке; занимаются социальным сопровождением лиц, находящихся на учёте в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних).
Есть отделение срочного социального обслуживания. Допустим, остался пожилой человек один, помочь некому, он может набрать телефон отделения – ему купят продукты и лекарства, помогут что-то сделать. Отделение предоставляет услуги и людям без определённого места жительства (помещение в отделение временного проживания, съём жилья), занимается лицами, освободившимися из мест заключения (помощь с оформлением документов, одеждой и продуктами).
В отделении создана мобильная бригада, которая выезжает в сельские населённые пункты, предоставляет там определённые услуги. Работает социальный пункт проката технических средств ухода. Оказывается содействие в прохождении гражданином курса социальной реабилитации.
Есть отделение общего типа. Это бывший дом-интернат (по ул. Крупской, 8), в 2017-м он был присоединён к КЦСОН. Люди живут по 2-3 человека в комнате, организовано медицинское обслуживание (три раза в неделю посещение терапевта), проводятся праздники, дни рождения.

– В связи с пандемией, – заметила Ольга Сергеевна, – ситуация немного изменилась. С 1 мая все стационарные учреждения области закрыты на карантин. Наши сотрудники работают вахтовым методом: то есть две недели 6-7 человек проживают в доме-интернате вместе с нашими клиентами, предварительно они сдают тест на COVID-19, через две недели заступает другая смена. Клиенты за территорию учреждения не выходят. Все сотрудники привиты. И все клиенты вакцинированы, за исключением нескольких человек, у которых медотвод. Столовую пришлось закрыть – в зале живут сотрудники. Горячее питание привозят три раза в день из кафе «Маргарита». Кормят неплохо.

С 1 февраля к КЦСОН присоединили социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга». На 25.03.2021 г. там находилось 18 детей.
– Наш центр, – подчеркнула Ольга Илемкова, – всегда занимал и занимает активную жизненную позицию. Мы тесно сотрудничаем со многими общественными организациями, плодотворно работаем с администрацией города, с депутатами. Депутаты часто обращаются к нам с просьбой помочь кому-то. Большое внимание уделяется волонтёрскому движению, проводится работа по привлечению благотворительной помощи для клиентов центра и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В 2020 году выдали почти полторы тысячи продуктовых наборов. Участвуем в благотворительных акциях. На центр возложена миссия вручения президентских поздравлений с юбилейными датами ветеранам Великой Отечественной войны и участникам трудового фронта. Есть попечительский и наблюдательный советы. Работает Школа пожилого возраста, в ней 12 отделений: «Компьютерная грамотность», «Активное долголетие», «Творческая и прикладная деятельность» и другие. Большой популярностью пользуется сенсорная комната. Заключён договор с городской администрацией: организуем поездки в медучреждения области (в Екатеринбург и Нижний Тагил), наши специалисты сопровождают всех, кто в этом нуждается. Наше учреждение – одно из лучших в области.

До 31 декабря 2020 года в состав КЦСОН входили отделения социального обслуживания на дому, с 1 января 2021 года они переданы АНО СОН «Оникс» (находится по адресу: ул. Гагарина, 7а). В КЦСОН осталось только отделение обслуживания на дому жителей сельских населённых пунктов: у них есть определённые льготы, которых они могут лишиться, если будут обслуживаться некоммерческой организацией.

Как было отмечено, в настоящее время в Свердловской области социальное обслуживание на дому граждан, частично утративших способность к самообслуживанию, выполняется автономными некоммерческими организациями пока лишь в пяти городах: в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Реже, Невьянске и Новоуральске. Свою деятельность АНО СОН «Оникс» осуществляет по результатам конкурсного отбора. Территорию Новоуральска (на сегодня – 640 человек) обслуживают 35 социальных работников – это теперь уже бывшие работники отделений социального обслуживания на дому КЦСОН, они полным составом перешли в АНО СОН «Оникс» и остались закреплёнными за прежними клиентами. Заработная плата соцработников сохранилась на том же уровне: сегодня средняя заработная плата – 38000 рублей. Все соцработники АНО СОН «Оникс» обеспечены средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки, антисептики), все прошли предварительный медосмотр, была проведена и специальная оценка условий труда. Идёт работа по обеспечению сотрудников спецодеждой. Проводятся мероприятия по вакцинации против коронавирусной инфекции как сотрудников, так и клиентов. Всем соцработникам выданы планшетные компьютеры.

– Соцработнику, – обратила внимание директор АНО СОН «Оникс» Елена Александровна Савенкова, – достаточно, придя в адрес, нажать кнопку – и мы видим, что он пришёл к клиенту, пришёл по графику. Это и для безопасности наших соцработников: в планшете есть функция геолокации – так мы видим, где соцработник находится в данный момент. Благодаря планшету мы можем улучшить качество обслуживания клиентов. Например, можем помочь оплатить жилищно-коммунальные услуги, достаточно считать с помощью планшета QR-код, можем оказать такую услугу, как видеосвязь с родственниками.

На данный момент, доложила Елена Александровна, из 640 человек 140 обслуживаются бесплатно. Это люди, причастные к Великой Отечественной войне, участники боевых действий и люди, чей доход ниже полуторной величины прожиточного минимума. Остальным услуги предоставляются по утверждённым тарифам (информация размещена на сайте АНО СОН «Оникс»).

Организация оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые и социально-правовые услуги. Например, за 12 рублей 60 копеек доставят продукты на дом, за 6 рублей 59 копеек помогут с приготовлением пищи, за те же деньги помоют посуду, за 52 рубля 60 копеек помоют пол (или пропылесосят ковры). Самая востребованная из социально-психологических услуг – беседа – стоит 8 рублей 34 копейки.

По окончании выступлений докладчики ответили на вопросы членов Общественной палаты. Одним из них был такой: «Кто выиграл от реорганизации?». Ответ на него дала Ольга Илемкова. Она сказала, что у новоуральцев появилась возможность получать более широкий спектр услуг: к примеру, КЦСОН при всём желании не мог бы предоставить гражданину услугу сиделки, а АНО СОН «Оникс» – может.

Екатерина Гилязова для «Нашей городской газеты»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.