Site icon Новоуральский городской портал

Больше металла – больше оружия!

Руководство завода № 261 НКАП СССР, 1945 год

О деятельности завода № 261 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны

75 лет прошло с того памятного дня сорок пятого, когда последние залпы возвестили миру о победе над фашизмом. В каждой семье были люди, отдавшие жизнь, здоровье и даже детство за свободу народов. В грозные годы Великой Отечественной войны советский народ одержал великую Победу не только на полях сражений, но и в тылу. Труженики тыла, выполняя напряжённые планы военного хозяйства по выпуску танков, самолётов, гранат, снарядов, проявляли массовый трудовой героизм. Указом президента РФ 2020 год объявлен Годом памяти и славы.

В Городском архиве хранятся уникальные документы завода № 261 Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР (НКАП), который в октябре 1941 года был эвакуирован из Москвы в г. Березовский Свердловской области, а в 1944 году перебазирован в пос. Верх-Нейвинск.

Уникальные документы завода рассказывают о том, как с началом войны изменилась жизнь в стране. В Ленинграде, Москве и на территории европейской части страны было объявлено военное положение. С 23 июня 1941 года началась всеобщая мобилизация на фронт мужчин и частично женщин. Одновременно с мобилизацией на фронт шло бронирование специалистов для работы на промышленных предприятиях. Комитетом обороны принято решение о срочной эвакуации оборонных заводов и населения из прифронтовой полосы в районы Сибири, Урала, Поволжья и в Среднюю Азию. Во всех сферах жизни населения страны был введён жёсткий режим экономии ресурсов.

Не менее интересны и те документы, которые рассказывают об основной деятельности завода.

В 1940 году на заводе было налажено серийное производство бензо-, водо-, маслозаправщиков самолетов, авторазливочных станций химических жидкостей для ампул, а также емкости для химических жидкостей (бензобаки, контейнеры), баллоны с кислородом и ацетиленом.

В этот период на заводах НКАП началось наращивание темпов производства. Перед заводом № 261 руководство Второго главного управления НКАП поставило задачу увеличения мощности по выпуску шасси и вооружения к самолётам. На завод было возложено производство агрегатов шасси и комплектующих для самолётов ПС-84, ДС-З (Дуглас). Завод начал реконструироваться и перешёл на «чисто оборонную продукцию».

На момент объявления военного положения предприятие занималось серийным производством шасси и комплектующих для самолётов ПС-84 (с 1942 года это ЛИ-2), ПЕ-2, а также производством химвооружения (приборы УХАП, ЗАРП), приспособлений и оборудования для него (держатели, подвески и др.).

В августе 1941 года, в связи с обстановкой на фронте и начинающейся эвакуацией оборонных предприятий из прифронтовой полосы, номенклатуры авиационных заводов корректируются. В номенклатуру изделий завода № 261 включается производство шасси и комплектующих для самолета ЯК-1, химических дымовых приборов, кроме этого поступают заказы от профильных заводов на другие изделия оборонного назначения.

В октябре 1941 года Второе главное управление НКАП в связи с особой важностью применения в борьбе с танками и мотомехчастями противника поручает ряду авиационных заводов, в том числе и заводу № 261, производство ампуломётов.
В 1942 году завод № 261 был объединен с заводом № 120, а в марте 1943 года восстановлен в самостоятельную хозяйственную единицу.

В этот период в производстве завода находились шасси и комплектующие для самолётов ЛИ-2, ЯК-6, запущено в производство шасси ЯК-7, были также заказы на шасси БИ-1 – первого ракетного истребителя в Советском Союзе. Мало кто знает, что испытания первого в Советском Союзе ракетного истребителя БИ проходили на Урале, а летчиком-испытателем этого самолёта в 1942 году был назначен Георгий Бахчиванджи.

Самолет ИЛ-10 с укреплением УХАП

В период Великой Отечественной войны завод активно занимался опытной научно-исследовательской работой. В конструкторском бюро, лаборатории и производственных цехах завода работали опытные и высококвалифицированные кадры. В этом направлении завод активно сотрудничал с Главным управлением по опытно-исследовательским работам НКАП, с Государственным союзным конструкторским бюро № 47 и профильными заводами отрасли, занимающимися новыми разработками в области самолётостроения.

В 1943 году, для улучшения производственно-бытовых условий работы завода, руководство НКАП приняло решение перебазировать его на площадку завода № 484 в рабочий поселок Верх-Нейвинск (на территорию нынешнего Новоуральска). Оба завода были объединены в один под номером 261 с подчинением Второму главному управлению НКАП.

На новых площадях действительно были свои преимущества. Производственные помещения и склады располагались рядом, недалеко проходила железная дорога. При заводе уже было организовано подсобное хозяйство, существовали отдел рабочего снабжения и жилые поселки для размещения рабочих и их семей. В соответствии с документами в 1943 году на заводе работало 1292 человека.

После переезда на новую площадку профиль завода не изменился. Работая по государственной программе, он также выполнял заказы Главного управления Военно-воздушных сил Красной Армии, Гражданского воздушного флота, Авиации дальнего действия, а также заказы профильных заводов на оборонные изделия.

Стрельба из ампуломета

Весь военный период, несмотря на эвакуацию и тяжёлые производственно-бытовые условия, завод работал бесперебойно, выполняя план и срочные задания НКАП. Коллектив завода активно участвовал в социалистическом соревновании, стахановцы и члены комсомольско-молодёжных бригад достигали высочайших показателей по перевыполнению норм производства. В документах имеются примеры удивительной работоспособности и самоотверженного труда рабочих, когда показатели перевыполнения достигали 800% — это работа на двух и трёх станках одновременно.
По данным многочисленных документальных источников, СССР за годы войны произвел более 116 000 самолетов (из них более 97 000 – боевые). В тяжёлые, трагические годы Великой Отечественной войны советская авиапромышленность сражалась как вся страна. Победа в той страшной войне стала победой и советского авиапрома. Весомый вклад в эту победу внес и коллектив завода № 261 НКАП, который был высоко оценен советским руководством. По окончании войны коллектив предприятия был награжден медалями «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.»

История Великой Отечественной войны до сих пор вызывает огромный интерес у многих. Страничка военной истории завода № 261 также интересна. Уникальные документы, на основе которых она написана, дают более полную и наглядную информацию о продукции завода, некоторых образцах техники и вооружения Красной Армии в период войны.

Специалистами Городского архива подготовлена электронная выставка под названием «Деятельность завода № 261 НКАП в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», на которой представлены ранее не опубликованные документы завода: приказы НКАП и завода № 261, переписка, отчёты о выполнении плана, характеристика изделий, сведения о кадрах завода и фотографии. Ознакомиться с выставкой можно на официальном сайте Городского архива, в разделе «75-летие Великой Победы» (http://архив-новоуральск.рф/index/75-letie-pobedy-v-velikoj-otechestvennoj-vojne/0-319).

Елена Латушко, заведующая отделом Городского архива (для «Нашей городской газеты»)

Exit mobile version