Храму святого Серафима Саровского — 25 лет

14
4215

В день памяти великого русского святого Серафима Саровского, 1 августа 1995 года, была совершена первая служба в Свято-Серафимовском храме Новоуральска.

Четверть века для храма — срок небольшой, тем более если сравнивать этот отрезок времени с двадцатью веками существования христианства, но за эти годы церковь стала привычной частью Новоуральска, местом, куда приходят не только помолиться, но и просто отдохнуть под шум березовой рощи. Создание общины и строительство храма в середине 90-х, как и сегодня, не было простым делом — у любого начинания всегда есть не только сторонники, но и противники, но тем не менее воля Божия была со строителями храма.

В начале 90-х годов в Новоуральске проживало около 90 тысяч человек, город обладал хорошо развитой инфраструктурой, однако православного храма в городе не было, и верующие ездили в храмы близлежащих населенных пунктов. О том, чтобы пригласить священника на дом для совершения треб, не могло быть и речи, так как требовалось оформление пропуска на въезд.

В 1994 году группа православных верующих Новоуральска обратилась к занимавшему тогда Екатеринбургскую кафедру епископу Никону с просьбой благословить их, организовать православную общину во имя св. прп. Серафима Саровского, небесного покровителя всех закрытых городов Министерства атомной промышленности. Получив архиерейское благословение и пройдя государственную регистрацию, новообразованная община обратилась к администрации Новоуральска с просьбой о выделении места для строительства православного храма. Администрация пошла навстречу верующим, выделив под храм одно из лучших мест в городской зоне, в березовой роще, на пригорке, с удобными подъездами общественного транспорта. Тут решено было поставить шатровую деревянную церковь, проект которой был создан научно-производственным центром «Демиург» архитектурного института Екатеринбурга.

Строительство храма

Закладка первого камня была произведена 26 сентября 1994 г., и менее года ушло на возведение церкви. Финансировали строительство храма администрация города и Уральский электрохимический комбинат, а непосредственное строительство выполняла компания «ЯВА». Активное участие в строительстве принимали и жители города: «Около 50-60% горожан пожертвовали свои средства на строительство церкви» («Новая городская газета», №39 от 30.09.94г.).

Первые богослужения в храме св. Серафима Саровского начались в августе 1995 г., и с того времени община зажила полноценной жизнью. В том же году при храме открылась Воскресная школа для детей и взрослых, а священники храма помимо служб ведут миссионерскую деятельность в медицинских заведениях, несут Слово Божие в учебные учреждения и другие организации города, участвуют в культурных мероприятиях, возрождая традиции России. Например, Саровские чтения (проводившиеся в городе трижды), открытие мемориальных памятников, ежегодные выставки «Весна Пасхальная», «Сказки Рождества» и др. Благодаря небесному покровителю Новоуральска — преподобному Серафиму Саровскому — церковь живет вместе с городом и, уповая на Бога, с надеждой смотрит в будущее.

Говоря о дне сегодняшнем, нельзя не провести параллель со временем преподобного Серафима, с XIX веком. В первой половине позапрошлого века в Россию пришло моровое поветрие – так тогда называли эпидемию. Самое смертоносное заболевание ХIХ века, холера, впервые появилось на юге Российской империи в 1820-е годы, но только через десять лет показало свою страшную силу. В 1830 году к эпидемии, которая только в России заберет жизни почти двухсот тысяч человек, в Москве отнеслись с иронией, как всегда надеясь на климат. «Станем ее выкуривать, выживать, спросимся врачей, будем слушать их советы — пишет журнал «Московский Телеграф». — Самое же главное средство – смелый, бодрый, веселый дух, осторожность, не робость, предохранительность, не пугливость». Однако к осени веселье сменил ужас. Число погибших росло, власти закрыли университеты, общественные места, запретили публичные увеселения и повсюду учредили карантин. Наступившая зима ненадолго задержала поветрие, но уже весной 1831 года в Санкт-Петербурге начались первые вспышки, а летом болезнь разошлась на полную.

«Болезнь свирепствует с адскою силой. Стоит выйти на улицу, чтобы встретить десятки гробов на пути к кладбищу… Кажется, настала минута всеобщего разрушения, и люди, как приговорённые к смерти, бродят среди гробов, не зная, не пробил ли уже и их последний час» — такими сохранились те дни в записках очевидцев. И потом началось то, что становится понятным нам сейчас, спустя недолгий срок самоизоляции: всеобщее недовольство введенными карантинами, ограничениями и кордонами, которые сильно ударили по торговле, привело к «холерным бунтам», прокатившимся по городам империи. Случившееся в то же время польское восстание породило в обществе полонофобию и слухи, что поляки ночами отравляют огороды и колодцы. Нередко разъяренная толпа ловила на улицах таких «холерщиков» и устраивала над ними самосуд. В наши дни поляков-холерщиков заменили соседи, не соблюдающие «масочный», и самосуд перенесся в виртуальную среду, на странички социальных сетей. Это неоспоримое преимущество цивилизации.

Какое отношение это имеет к преподобному Серафиму? В то время ему шел восьмой десяток, и уже долгие годы он был монахом в Саровском монастыре, а монастыри, как сегодня, так и тогда, были центрами паломничества, куда стекалось множество верующих в ожидании чуда. И чудо случилось. Преподобный Серафим не раз делал предсказания, относящиеся к Саровской обители, и когда холера появилась в России, он предсказал, что жертв ее не будет ни в Сарове, ни в Дивеево. Саровские монахи, лично видевшие тогда Серафима и слышавшие эти слова, стали свидетелями того, что предсказание исполнилось, в дни первой холеры ни в Дивеево, ни в Сарове от поветрия не умер ни один человек, несмотря на то, что заболевшие были. Конечно, тут можно увидеть стечение обстоятельств, а также удаленность монастыря от столиц, но в этом и отличие верующих от неверующих – для первых жизнь полна смысла, а для вторых — случая.

Для нас в этой истории важно то, что Серафим не сомневался в существовании холеры, не был, как бы сейчас сказали, «холеродиссидентом». Напротив, есть свидетельства, что он исцелял от болезни, и в этом трезвое христианское отношение к происходящему — принимать то, что посылает тебе Бог. А ведь в те дни тоже были ограничения, перекрывались дороги, паломники не могли свободно прийти к святыне и причаститься в монастыре. Но это не вызывало злобы у святого. Он помогал тем, кому мог, и не возникало у него мысли подстрекать народ к бунту или отрицать болезнь. Трезвое отношение к жизни и терпеливое перенесение испытаний — вот дар святого Серафима. И если мы хотим подражать ему, то нужно, как и он, смирить свои страсти, ограничить себя и, ненадолго став отшельниками, сберечь чью-то жизнь.

В день юбилея, 1 августа, в 9.00, в храме будет отслужена Божественная литургия. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в городе особых торжеств в честь 25-летия не будет, и мы призываем верующих, как постоянных прихожан, так и желающих прийти на праздник гостей, соблюдать все необходимые санитарные указания. В исполнении этих предписаний нет маловерия, но только любовь и забота о ближних – пусть видящие нас не раздражаются, но получат пример следования Христу в смирении перед властями, как церковными, так и государственными.

Материал предоставлен
Свято-Серафимовской общиной Новоуральска

14 КОММЕНТАРИИ

  1. Докатился город атомщиков! Раньше отмечали юбилеи заводов, боевых и творческих побед, Великих Героев, гордились новыми достиженями в науке, культуре, производстве, а теперь вот 25-летие мракобесни празднуем. ПОЗОР!!!

    • Вас призвали что-то отмечать? У православных всю жизнь всякие даты и праздники, вас никто не призывает к ним присоединяться

      • На этом сайте не было поздравления атомщикам, в первое воскресение июля..
        тупо забыли кто мы и откуда…
        не было даже намека на профессионалов из за которых создан Берией целый город..
        Поселбанские хевимераллурги и то, отметили свой праздник салютом..
        без собирания массовки… в 3-е воскресенье июля…

        ты думаешь люди это не заметили?

        Но материал про опиум для народа(прям вот цитата Остапа Бендера)
        почему то упрямо появился тут на сайте…

        тебе это и хотел сказать коллега…

        • Да не житель это. Халявщик, по версии Лени Голубкова из МММ. Приклеился к бедолагам добывающим атом. Со своими танцами вокруг татема.

        • Разве этот вопрос к сайту? Они публикуют материалы, которые предоставляют. В конце статьи указано: «Материал предоставлен Свято-Серафимовской общиной Новоуральска». В чём проблема PR-службе Комбината предоставить свои материалы? И это вопрос уже к тому, кто под громким ником «с бывшего комбината» почему его бывшие коллеги не считают нужным сделать желаемые ему публикации? Почему он сам видя, что есть дефицит таких материалов не написал свою статью про атомною отрасль и её ключевую роль в нашем городе? Или опять «мне все должны»: опубликовать, напечатать, дать почитать, а я лишь буду судить, критиковать?

          • Эх ты, умник анонимный. Я потому и подписываюсь «с бывшего комбината», что никакой это уже не комбинат. А почему — посмотри и подумай сам, что от некогда градообразующего предприятия осталось за прошедшие 10 лет. Скоро и того что есть не будет. Не, ну может тока заводоуправление с Белоусовым останется и PR-служба. ))
            А здесь вообще-то обсуждают городские новости и то что сайт выкладывает в их качестве. Что выкладывают, то и обсуждаем.

    • очень странный рупор. Который игнорирует очень хороший новый храм и нашего нового настоятеля, а новый батюшка наша надежда!!!! Какой то это рупор отвратительный, что попало ставят, а про наш храм ни словечка!!!!!!!

  2. Смешно. Раздел «Культура» , а тут церковь. Церковь уже к культуре относится?
    Все перемешалось в доме ………….!

    • Ничего. Скоро церковь заменит у нас и культуру, и науку, и образование. Всё к тому идёт ((

    • А по вашем Церковь это не часть культуры? Вы видимо не задумывались, что такое культура

  3. Похоже, скоро «части культуры» — «очень хороший новый храм» и храм — юбиляр будут делить паству. Дама с собачкой — ходите сразу в оба.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.