В день памяти великого русского святого Серафима Саровского, 1 августа 1995 года, была совершена первая служба в Свято-Серафимовском храме Новоуральска.
Четверть века для храма — срок небольшой, тем более если сравнивать этот отрезок времени с двадцатью веками существования христианства, но за эти годы церковь стала привычной частью Новоуральска, местом, куда приходят не только помолиться, но и просто отдохнуть под шум березовой рощи. Создание общины и строительство храма в середине 90-х, как и сегодня, не было простым делом — у любого начинания всегда есть не только сторонники, но и противники, но тем не менее воля Божия была со строителями храма.
В начале 90-х годов в Новоуральске проживало около 90 тысяч человек, город обладал хорошо развитой инфраструктурой, однако православного храма в городе не было, и верующие ездили в храмы близлежащих населенных пунктов. О том, чтобы пригласить священника на дом для совершения треб, не могло быть и речи, так как требовалось оформление пропуска на въезд.
В 1994 году группа православных верующих Новоуральска обратилась к занимавшему тогда Екатеринбургскую кафедру епископу Никону с просьбой благословить их, организовать православную общину во имя св. прп. Серафима Саровского, небесного покровителя всех закрытых городов Министерства атомной промышленности. Получив архиерейское благословение и пройдя государственную регистрацию, новообразованная община обратилась к администрации Новоуральска с просьбой о выделении места для строительства православного храма. Администрация пошла навстречу верующим, выделив под храм одно из лучших мест в городской зоне, в березовой роще, на пригорке, с удобными подъездами общественного транспорта. Тут решено было поставить шатровую деревянную церковь, проект которой был создан научно-производственным центром «Демиург» архитектурного института Екатеринбурга.
Закладка первого камня была произведена 26 сентября 1994 г., и менее года ушло на возведение церкви. Финансировали строительство храма администрация города и Уральский электрохимический комбинат, а непосредственное строительство выполняла компания «ЯВА». Активное участие в строительстве принимали и жители города: «Около 50-60% горожан пожертвовали свои средства на строительство церкви» («Новая городская газета», №39 от 30.09.94г.).
Первые богослужения в храме св. Серафима Саровского начались в августе 1995 г., и с того времени община зажила полноценной жизнью. В том же году при храме открылась Воскресная школа для детей и взрослых, а священники храма помимо служб ведут миссионерскую деятельность в медицинских заведениях, несут Слово Божие в учебные учреждения и другие организации города, участвуют в культурных мероприятиях, возрождая традиции России. Например, Саровские чтения (проводившиеся в городе трижды), открытие мемориальных памятников, ежегодные выставки «Весна Пасхальная», «Сказки Рождества» и др. Благодаря небесному покровителю Новоуральска — преподобному Серафиму Саровскому — церковь живет вместе с городом и, уповая на Бога, с надеждой смотрит в будущее.
Говоря о дне сегодняшнем, нельзя не провести параллель со временем преподобного Серафима, с XIX веком. В первой половине позапрошлого века в Россию пришло моровое поветрие – так тогда называли эпидемию. Самое смертоносное заболевание ХIХ века, холера, впервые появилось на юге Российской империи в 1820-е годы, но только через десять лет показало свою страшную силу. В 1830 году к эпидемии, которая только в России заберет жизни почти двухсот тысяч человек, в Москве отнеслись с иронией, как всегда надеясь на климат. «Станем ее выкуривать, выживать, спросимся врачей, будем слушать их советы — пишет журнал «Московский Телеграф». — Самое же главное средство – смелый, бодрый, веселый дух, осторожность, не робость, предохранительность, не пугливость». Однако к осени веселье сменил ужас. Число погибших росло, власти закрыли университеты, общественные места, запретили публичные увеселения и повсюду учредили карантин. Наступившая зима ненадолго задержала поветрие, но уже весной 1831 года в Санкт-Петербурге начались первые вспышки, а летом болезнь разошлась на полную.
«Болезнь свирепствует с адскою силой. Стоит выйти на улицу, чтобы встретить десятки гробов на пути к кладбищу… Кажется, настала минута всеобщего разрушения, и люди, как приговорённые к смерти, бродят среди гробов, не зная, не пробил ли уже и их последний час» — такими сохранились те дни в записках очевидцев. И потом началось то, что становится понятным нам сейчас, спустя недолгий срок самоизоляции: всеобщее недовольство введенными карантинами, ограничениями и кордонами, которые сильно ударили по торговле, привело к «холерным бунтам», прокатившимся по городам империи. Случившееся в то же время польское восстание породило в обществе полонофобию и слухи, что поляки ночами отравляют огороды и колодцы. Нередко разъяренная толпа ловила на улицах таких «холерщиков» и устраивала над ними самосуд. В наши дни поляков-холерщиков заменили соседи, не соблюдающие «масочный», и самосуд перенесся в виртуальную среду, на странички социальных сетей. Это неоспоримое преимущество цивилизации.
Какое отношение это имеет к преподобному Серафиму? В то время ему шел восьмой десяток, и уже долгие годы он был монахом в Саровском монастыре, а монастыри, как сегодня, так и тогда, были центрами паломничества, куда стекалось множество верующих в ожидании чуда. И чудо случилось. Преподобный Серафим не раз делал предсказания, относящиеся к Саровской обители, и когда холера появилась в России, он предсказал, что жертв ее не будет ни в Сарове, ни в Дивеево. Саровские монахи, лично видевшие тогда Серафима и слышавшие эти слова, стали свидетелями того, что предсказание исполнилось, в дни первой холеры ни в Дивеево, ни в Сарове от поветрия не умер ни один человек, несмотря на то, что заболевшие были. Конечно, тут можно увидеть стечение обстоятельств, а также удаленность монастыря от столиц, но в этом и отличие верующих от неверующих – для первых жизнь полна смысла, а для вторых — случая.
Для нас в этой истории важно то, что Серафим не сомневался в существовании холеры, не был, как бы сейчас сказали, «холеродиссидентом». Напротив, есть свидетельства, что он исцелял от болезни, и в этом трезвое христианское отношение к происходящему — принимать то, что посылает тебе Бог. А ведь в те дни тоже были ограничения, перекрывались дороги, паломники не могли свободно прийти к святыне и причаститься в монастыре. Но это не вызывало злобы у святого. Он помогал тем, кому мог, и не возникало у него мысли подстрекать народ к бунту или отрицать болезнь. Трезвое отношение к жизни и терпеливое перенесение испытаний — вот дар святого Серафима. И если мы хотим подражать ему, то нужно, как и он, смирить свои страсти, ограничить себя и, ненадолго став отшельниками, сберечь чью-то жизнь.
В день юбилея, 1 августа, в 9.00, в храме будет отслужена Божественная литургия. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в городе особых торжеств в честь 25-летия не будет, и мы призываем верующих, как постоянных прихожан, так и желающих прийти на праздник гостей, соблюдать все необходимые санитарные указания. В исполнении этих предписаний нет маловерия, но только любовь и забота о ближних – пусть видящие нас не раздражаются, но получат пример следования Христу в смирении перед властями, как церковными, так и государственными.
Материал предоставлен
Свято-Серафимовской общиной Новоуральска