В кругу церковной жизни особое время отведено Великому посту, который начнется в этом году 2 марта.

Период Великого поста и Пасхи очень светел, красив и трогателен по своему духовному содержанию. Дни эти начинаются Прощеным воскресеньем, когда верующие просят у всех прощения и всех прощают. Это время полно молитв, служб, духовных и телесных подвигов, а итогом его является торжество Воскресения Христова — Пасха. Пост — это время исправления, духовного и телесного подвига, а Пасха – торжество веры.

Основной причиной, по которой христиане всего мира налагают на себя пост и другие ограничения в эти дни, является желание верующих во всем следовать примеру Христа, Который постился сорок дней вскоре после Своего крещения, удалившись в пустыню (Мф. 4, 2). Таким же примером служат и ветхозаветные праведники Моисей ( Исх. 34, 28) и Илия (3 Цар. 19, 8).

Длительность поста в сорок дней была установлена в древности, именно отсюда происходит и церковное название Четыредесятница, часто встречающееся в древних письменных памятниках. Изначально в I-II веке было два дня поста перед Пасхой — четверг и пятница — зачаток будущей Страстной седмицы, затем к этим дням стал присоединяться сорокадневный пост.

Великий пост является самым строгим из всех церковных постов. Древние христиане воздерживались даже от вкушения воды до третьего часа дня и в пищу употребляли только хлеб и овощи. Как и сегодня, запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.
Самый строгий пост Православная Церковь предписывает хранить в первую и последнюю (Страстную) недели. В понедельник и вторник первой седмицы (недели) внушается соблюдать высшую степень поста: «вовсе ясти не подобает».

В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, сухоядение – принятие пищи один раз в день, вечером. В субботние и воскресные дни дважды в день разрешается вареная пища с елеем (растительным маслом). Только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.

Однако суровость правил не мешает Церкви проявлять любовь и милосердие к нуждающимся, действуя в духе любви и милосердия Божия. Например, Православная Церковь не возлагает правил поста во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не запрещает им участвовать в таинствах и праздновании Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны в Святую Четыредесятницу творить дела любви и милосердия и, равно как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
Вот что пишет по этому поводу епископ Илларион (Алфеев). «Что же такое пост? Если говорить о внешней стороне, то пост – это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи… Но все это – лишь внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, например болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь».

Разумное отношение к любому посту выразил апостол Павел в послании к Римлянам: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (14:3). И в сам праздник Пасхи, когда пост завершается, ежегодно звучит проповедь св. Иоанна Златоуста, в которой мы слышим такие слова: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные, ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые, почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне!», а значит, воскресший Христос принимает каждого человека, приходящего к Нему.

Не менее важно и отличие великопостных богослужений в храме от служб повседневных. Богослужение первой недели отличается особенной продолжительностью. Вечером в первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) читается канон Св. Андрея Критского, в котором все верующие с покаянием обращаются к Богу. В пятницу первой недели после литургии происходит освящение колива — отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона. Он в 362 году предупредил христиан г. Антиохии о тайном распоряжении императора Юлиана окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Антиохийский епископ Евдоксий, узнав об этом, повелел христианам в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В первое воскресенье Великого поста совершается чин торжества православия, установленный при царице Феодоре в 842 году в честь победы над ересью иконоборчества и восстановления почитания икон. В конце литургии священнослужители совершают молебен на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и об обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви. Затем читается Символ веры и произносятся молитвы о вечной памяти всем скончавшимся защитникам веры православной и о долгоденствии живущим.

Нельзя не упомянуть и еще один момент богослужения — покаянную молитву святого Ефрема Сирина. Во время Великого поста она читается и в церкви, и дома и выражает то душевное настроение и мысли, которые должен сохранять в эти дни каждый христианин. Найти молитву можно в любом православном молитвослове, но есть также переложение этой молитвы в стихах у А.С. Пушкина:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи..

По материалам Церковного устава и православных интернет-ресурсов

Для тех православных христиан, которые имеют возможность держать пост в соответствии с традицией, Церковный устав предписывает следующие правила:

— в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;
— полностью запрещается скоромное — продукты животного происхождения;
— в будние дни едят один раз в день — вечером; по субботам и воскресеньям — два раза — в обед и вечером;
— в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;
— во вторники и четверги — горячая пища без масла;
— по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);
— в Великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.
Обращаем особое внимание, что строго следовать Церковному уставу обязаны лишь священнослужители, монахи и послушники, и то только в том случае, когда нет противопоказаний по здоровью, так как осознанный вред себе в данном случае ничем не лучше, чем злоупотребление алкоголем и табакокурение.

Если вы обычный человек, который пять дней в неделю ходит на работу, стоит у станка, работает учителем и прочее, то вам не обязательно в особо строгие дни сидеть на хлебе и воде, достаточно придерживаться постного меню. Ведь главное в посте – «не мясо не вкушать, а друг друга не съесть».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.