Уже несколько лет идут разговоры о реконструкции Центрального стадиона им. Г. Д. Завады. Проект есть (сейчас он на стадии корректировки), но когда начнётся его реализация, не ясно, поскольку, как всегда, всё зависит от наличия средств. Однако известно, что первым этапом реконструкции будет снос отслуживших своё строений. И прежде всего главного здания стадиона — физкультурного павильона или, как его позже стали называть, административно-бытового корпуса (АБК), введённого в эксплуатацию в 1950 году.
В конце минувшего года администрация спортивного клуба «Кедр» выехала из АБК и разместилась в новых помещениях в Привокзальном районе (ул. Мичурина, 7а). Сейчас идёт «расселение» спортивных групп, занимающихся в административном здании (волейбол, теннис). В конце февраля его предполагается закрыть и законсервировать до момента сноса. В период консервации здание будет находиться под постоянным видеонаблюдением.
Неумолимое время заставляет нас расставаться с историческим прошлым, с тем, с чего начинался город: деревянными домами на Садовой, «чешуйчатыми» — на Ленина. И вот теперь пришёл черёд знакомого с детства яркого образца сталинской архитектуры — административного здания Центрального стадиона. О его судьбе и о том, что будет со всем стадионом, мы побеседовали с директором спортклуба «Кедр» Юрием Топчиевым.
— Каково состояние административно-бытового корпуса? Неужели он настолько изношен, что его нельзя сохранить?
— В 2014 году проводилась экспертиза состояния здания, в ходе которой были выявлены трещины в фундаменте. Намного раньше в директорском кабинете вскрывали полы и обнаружили, что балки перекрытия лопнули. Их подлатали, и так мы жили с ними дальше. В других кабинетах второго этажа на стенах стали появляться трещины. На них ставили маячки, а весной и осенью они отваливались. То есть стены «гуляли». В экспертном заключении 2014 года указано, что несущие и ограждающие конструкции здания находятся в недопустимом состоянии, которое в любой момент может перейти в аварийное. Эксперты оценили износ здания в размере 65% и рекомендовали признать его непригодным для эксплуатации и подлежащим сносу.
Мы консультировались с Управлением капитального строительства о возможности реконструкции АБК. Специалисты сказали, что для приведения его в соответствие строительным нормам нужно убрать все внутренние перегородки и перекрытия, оставить только наружные стены и внутри построить всё заново. Это очень дорого и экономически нецелесообразно. Внешний вид здания, конечно, отражает то время, в которое оно было построено, но, по мнению специалистов, какой-то архитектурной ценности оно не представляет.
Надо ещё отметить, что игровой зал в АБК не соответствует никаким современным нормам для подобных помещений. Там совершенно нет места ни для зрителей, ни для судей, поэтому мы никогда не сможем его сертифицировать.
Кроме того, помещения, которые занимал аппарат спортклуба, тоже были неудобные. Они вроде бы и большие, но их было не так много, и мы не могли в них все уместиться, не нарушая нормативы по охране и организации труда. А здесь, в новых помещениях, мы разместились очень комфортно, с соблюдением всех норм и требований.
На наше старое административное здание влияют не только время, но и природные факторы. Например, вся дождевая вода с Центральной площади течёт к нам, подмывая и входную колоннаду, и фундамент АБК. Поэтому было принято решение на месте административного корпуса ничего не строить, а разбить сквер и оформить аллею спортивной славы. Соответствующее задание было направлено в Управление капитального строительства для включения этой разработки в проект реконструкции. На мой взгляд, плюс такого решения в том, что с площади сквозь входную колоннаду будут шикарно смотреться и футбольное поле, и новые подтрибунные помещения.
— То есть в откорректированном проекте никакого нового здания АБК не будет?
— Да, точно не будет. Это уже окончательное решение. Ликвидируются и рядом стоящие киоски, на этом месте, как я уже сказал, появится сквер. Исчезнет и восточная трибуна, вместо неё появится подпорная стенка. Дело в том, что первоначально заложенная в проект вместимость обеих трибун на 3968 посадочных мест после расчёта эффективности использования (исходя из численности населения города) оказалась завышенной. Поэтому при корректировке предложено уменьшить её до полутора-двух тысяч и организовать зрительные места для маломобильных групп населения на уровне игрового поля.
— А что ещё вошло в проект реконструкции?
— Прежде всего, так называемое ядро: футбольное поле, беговые дорожки и сектора для прыжков и метания. Далее — новые подтрибунные помещения. Первоначально в них на втором этаже была запланирована беговая дорожка 60 м с прыжковой ямой. Но в связи с высокой стоимостью всей реконструкции (460 млн) решили от неё отказаться, хотя я долго сопротивлялся этому решению, доказывая её необходимость для круглогодичных тренировок. Но победила точка зрения, что проект надо удешевлять. В подтрибунных помещениях должны разместиться фитнес- и тренажёрный залы, пункт проката коньков, раздевалки для спортивных команд, медицинский кабинет, буфет. Над трибуной должен быть сооружён защитный козырёк.
Высокая стоимость реконструкции объясняется ещё и тем, что будут сноситься почти все существующие постройки, за исключением площадок для баскетбола, тенниса, пляжного волейбола, экстремальных видов спорта и хоккейного корта. Подлежат замене все подземные коммуникации, поскольку они практически сгнили.
Существующее футбольное поле надо будет просто собрать и вывезти.
— Дренаж под ним есть?
— Есть, но он давно не работает. После каждого большого дождя по полю можно плавать. Ребята ходят с вилами, тычут в грунт, чтобы вода ушла, но это не помогает. Поэтому реконструкцией предусмотрен новый дренаж, и на него будет уложен искусственный газон. Шесть беговых дорожек (сейчас их пять) получат тоже искусственное наливное покрытие. Проектом предусматривается, как я уже говорил, строительство новой западной трибуны. Кроме того — гаража со складскими помещениями и забора, ограждающего территорию стадиона. При этом историческая часть забора со стороны Центральной площади сохранится, а остальной периметр будет построен заново. К слову, огораживание территории — это не прихоть, не дань традиции, а требование безопасности для мест массового пребывания людей. Кстати, проектом предусмотрено устройство дополнительного входа на стадион со стороны Дома культуры. Ну и для посетителей стадиона необходимы парковки. Небольшое количество парковочных мест появится за хоккейным кортом, а роль главной парковки будет играть Центральная площадь.
— Когда должна быть закончена корректировка проекта?
— Надеемся, что она будет завершена в марте-апреле. В своём техзадании мы предложили проектировщикам разбить реконструкцию на этапы, чтобы легче решались вопросы финансирования. В этом году хотелось бы получить для начала миллионов 20 на снос АБК и прилегающих строений. По технологии реконструкция должна идти сверху вниз, а не наоборот. Поэтому западная трибуна и подтрибунные помещения остаются и будут функционировать, пока очередь не дойдёт до них.
— На административном здании находится мемориальная доска, посвящённая Григорию Демидовичу Заваде. Что будет с ней?
— Вопрос пока не решён. Будем советоваться со специалистами-архитекторами, с общественностью. Одно из возможных решений — поместить её на входной группе стадиона.
— Переезд администрации спортклуба в Привокзальный район как бы отрывает вас от спортивной базы. Это не затруднит ваше взаимодействие с ней?
— Конечно, нет. Ведь объекты, находящиеся на территории стадиона, у нас далеко не единственные. Их гораздо больше, причём достаточно удалённых. Это комплексы зданий и сооружений: стрелковый тир, лыжная база, горнолыжный комплекс, спортивная база «Айсберг», Дворец спорта «Дельфин», зал игровых видов спорта (на улице Автозаводской), лыжероллерная трасса и стрельбище «Зелёный мыс», физкультурно-спортивные клубы, три десятка дворовых спортплощадок во всех районах города. Хозяйство, как видите, большое, разбросанное, так что наш переезд практически ничего не меняет во взаимодействии с ним.
Беседовал Владимир Павлов, «Наша городская газета»