Культура будущего в шаговой доступности

18
6781

Уходящий год для Новоуральска был юбилейным. Прошедшие концерты, встречи, масштабные мероприятия в учреждениях культуры ярко продемонстрировали и профессионализм кадров, занятых в этой сфере, и наличие современных площадок для их проведения, оснащенных современным оборудованием, и уровень подготовки всех участников процесса. Каким же образом культура в небольшом, казалось бы, городе вышла на столь современный и практически столичный уровень? О том, как работает отдел культуры сегодня, «Нашей городской газете» рассказывает заведующая отделом культуры администрации НГО Ирина Вячеславовна Шаповалова.

– Ирина Вячеславовна, расскажите, на что вы ориентируетесь в своей работе? Как расставляются приоритеты?
— 2,5 года назад на партийном форуме «Единой России» в Омске под руководством Д. А. Медведева было принято решение рекомендовать руководству страны признать культуру стратегической отраслью и национальным приоритетом. И это неслучайно: культура – крупный по своей значимости ресурс, который в отличие от природных ресурсов можно бесконечно восполнять, используя творческий потенциал человечества. Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую бы культура не влияла. Национальный проект «Культура» поставил перед нами серьезные задачи, и все наши усилия направлены на достижение главной цели – привлечь зрителя, слушателя, читателя, заинтересовать и увлечь искусством раз и навсегда!

— О национальных проектах сейчас говорят много, однако далеко не каждый знает, для чего они нужны и какие именно улучшения принесут в его жизнь. Нацпроект «Культура» рассчитан до 2024 года, из чего он строится и какие программы в приоритете?
— Установлено шесть ключевых ориентиров, определяющих круг современных требований к культурным процессам. Это сохранение культурно-исторического наследия; формирование культурных потребностей населения; повышение уровня доступности и привлекательности, культурных благ и услуг; совершенствование ресурсной базы сферы культуры; создание и продвижение культурных брендов региона; поддержка одаренных детей и талантливой молодежи — речь не только о подготовке кадров, но и о поддержке добровольческих движений. Не секрет, что потребность в интересном досуге, в культурном общении, реализовать себя в творчестве у людей сегодня только растет. А во многих небольших городах, таких как Новоуральск, центры культурной жизни зачастую с устаревшей материальной базой. Но к нам это не относится. Мы делаем все, что от нас зависит, чтобы сохранить все многообразие и качество культурных услуг, повысить их социальную значимость, сделать их доступными для всех желающих, продолжаем модернизацию учреждений культуры.

— Очень многое сейчас работает иначе, нежели мы привыкли, — Интернет, современное оборудование…
— Нужно понимать принципиальную разницу между нашим сознанием и сознанием поколения, выросшего в информационную эпоху. Мы мыслим «исторически», для нас все сведения имеют смысл, если они встроены в некую причинно-следственную цепочку. У современных молодых людей всё по-другому: они находятся на острове посреди информационного океана. Они думают иначе, действуют иначе — какую бы отрасль культуры мы ни взяли, везде требуются новые формы. От анонсов мероприятий, информации на сайтах и в соцсетях до виртуальных залов и интерактивных экспозиций. Фонды библиотек, архивов, музеев – сейчас все переводится в электронный вид. И мы, конечно же, не отстаем, максимально внедряя новые информационные технологии. Например, Новоуральск — один из первых городов, где создан виртуальный зал, который позволяет людям увидеть самые масштабные культурные мероприятия не выезжая за пределы своего города. Допустим, в Москве, в Концертном зале им. Чайковского, идет концерт, а мы смотрим его в режиме реального времени и чувствуем причастность к происходящему. В музее создаются виртуальные экспозиции, развиваются интерактивные форматы проведения мероприятий. Активно идет оцифровка книг.

— А сам нацпроект предполагает создание каких-то условий для привлечения населения в учреждения культуры? Ведь постоянно делать что-то новое, не давая загнуться уже имеющемуся, наверняка дорого…
— Вообще, любой орган местного самоуправления в сфере культуры выполняет свои полномочия в рамках федерального законодательства и Устава города, действуем посредством программно-целевого метода управления через выдачу муниципальных и государственных заданий на услуги и работы.

Но кроме бюджетных средств есть множество ресурсов, которые можно и нужно использовать для получения финансирования на реализацию проектов. Общий объем средств нацпроекта «Культура» до 2024 года — 113,5 млрд. рублей.
Это значительное увеличение финансирования. Только деньги эти — не «на бедность», они — на развитие. И распределяются на конкурсной основе. Необходимо суметь доказать, что средства вам нужны, что вы сможете освоить их вовремя — в срок и максимально эффективно. Получение их зависит от каждого из нас.

— Что подразумевается под развитием, на что именно можно потратить такие средства?
— Деньги по таким конкурсам выделяются на создание, реновацию и ремонт объектов культуры (например, именно так в этом году были отремонтированы и реконструированы мастерские театра кукол «Сказ»); оснащение учреждений образования и культуры оборудованием (закуплены инструменты для школы искусств); поддержку творческих инициатив граждан и организаций; культурно-просветительские проекты; повышение квалификации специалистов сферы культуры; развитие волонтерского движения и конечно – на внедрение информационных технологий — например, у нас в городе работает виртуальный зал, VR-класс. В общей сложности, благодаря проектной деятельности нам удалось дополнительно привлечь в этом году более 48 миллионов рублей.

— Серьезная работа. Значит, многое достигается за счет проектной деятельности?
— Да, и занимаемся мы такой работой не первый год. Суммы привлеченных средств ежегодно растут, в 2016 году было 8 миллионов. Управление проектами сегодня активно дополняет устоявшуюся форму управления организациями и дает возможность не только учреждениям, но и частным лицам осуществлять разнообразные творческие идеи. И это, на мой взгляд, наиболее эффективный путь реализации стратегических целей культурной политики и ее механизмов, распределения ресурсов — когда выделение средств ведется преимущественно на конкурсной основе и под конкретные проекты. На самом деле грантов и фондов очень много. А хороших проектов мало. Например, в одном из таких фондов 1 млрд. рублей был направлен на поддержку народного творчества и краеведения. И эта сумма беспрецедентна. Она превышает сумму на эти цели в федеральном бюджете. Такого не было никогда! А проектов на эти деньги — нет!

— Однако Новоуральск участвует в таких конкурсах, и вполне успешно…
— Мы создали ресурсный центр, который помогает подобрать фонд под конкретную заявку, проводит ее экспертизу на соответствие требованиям того или иного фонда, помогает, проводит обучение по оформлению конкурсной документации. Центр был создан в этом году на базе библиотеки. И уже провел более 100 индивидуальных и групповых консультаций, накопил обширную базу грантодателей, и с его помощью было профинансировано 6 проектов. Так как часть конкурсов направлена на поддержку проектов некоммерческих организаций, в 2018 году мы создали такую — «Новоуральск — территория культуры». В совете НКО — директора всех учреждений. В этом году через нее прошло финансирование проектов учреждений культуры на сумму порядка 3 млн. рублей.

— Большое значение для Новоуральска имеет программа «Территория культуры Росатома». Расскажете о специфике работы этой программы в закрытых городах и конкретно у нас?
— «Территория культуры Росатома» организует проекты с участием артистов и творческих коллективов, поддерживает таланты и дарования, содействует местным проектам и инициативам. А еще — создает собственные культурные продукты, повышает квалификацию работников культуры, осуществляет деятельность в рамках проекта «Цифровая культура». Например, весной 2019 года создан портал «Культура атомных территорий», который формирует единое социокультурное пространство, рассказывает о значимых событиях, привлекает аудиторию на мероприятия. Есть мобильная версия портала. А мы в рамках этой программы объединили специалистов в профессиональные секции: театры, музеи, библиотеки, дополнительное образование, дома культуры. Секции работают по отраслевым планам, реализуют совместные проекты, саммиты, форумы, вебинары с привлечением мега-специалистов. Банк вебинаров формируется в нашей Публичной библиотеке.

— Какой вы видите культуру Новоуральска в будущем?
— Сегодня мы испытываем переизбыток информации, и она перестала быть ценностью. Мы живем в постинформационном обществе, то есть в обществе коммуникационном. Главной ценностью являются эмоции и то, как подается информация. Сегодня огромное количество форматов общения. Социодемография, еще недавно используемая в маркетинге, отступает. Появились новые параметры. Пространства активности должны быть гибкими, быстротрансформирующимися, безбарьерными. Сегодня меняется всё быстро: роли, имидж, функции учреждения, аудитория. И с аудиторией требуется говорить на равных, создавать центры эстетического воспитания, проводить исследовательскую и проектную деятельность с ориентацией на возраст, решать образовательные задачи. Делается ставка на диджитал: цифровизация коллекций, дигитанные аудио и видеогиды, ассистенты по знакомству с возможностями учреждения, имиджевые видео, мультимедийные технологии, инсталляции, визуализация, спецконтент и спецэффекты, мобильные приложения. Система не должна быть застывшей и фригидной, ведь образовательный уровень молодежи очень повысился, потребности аудитории очень поменялись. Потому будущее нашей культуры — только в постоянном развитии и совершенствовании. Не только в росте профессиональных знаний, но и в умении воплощать в жизнь новые прогрессивные идеи, в готовности к инновациям, в умении экспериментировать, вносить новое в практическую деятельность всех наших учреждений.

Беседовала Мария Залесова («Наша городская газета»)

18 КОММЕНТАРИИ

  1. О БОЖЕ КАКОЙ ПАЗОР
    Северида, как можно сочинять такие ужасные отчеты?..отого отдела культуры.. если культура в новоуральске держится на отчетах перед начальством..

    вот давай я тебе шас протранслирую мнение горожан о нашей елке(культурное кстате мероприятие-или я апять не праф?)

    почему вова в своем кремле елку устраивает и ставит на красной площади главную елку страны.. на главной площади страны, как считается..

    и вот мнение горожан(не мое кстате, я такова придумать не мог)
    — Это какому дибилу пришло в голову спрятать елку с центральной площади?.. Мы ходили на елку в новогоднюю ночь и встречались там с друзьями и знакомыми с которыми могли год не видеться.. Не смотря На то что живем в одном городе. Елка должна стоять на главной площади города а не в кустах . Елка для россиян это символ обьединения.. общения и дружбы..
    ———————————-
    мой комент:
    Это вова чтоля скамандовал городским дЭбилам спрятать елку… едросам этим паганым?
    Да ни когда не поверю..
    я поверю что вова с трампом бухали в новогоднюю ночь где ни буть на даче у Меркель..
    это очень похоже на истину..

    -Но ни когда не поверю что Путин скомандовал убрать новогоднюю елку с центральной площади крупнейшего атомграда..

    это зделали месные Дебилы называющиеся -ответственные лица
    И мер не мог не знать о такой диверсии

    дак вова чтоля виноват в нашей жизни, если на местах такие дибилы?

    ———————

    • Красная площадь в Москве большую часть времени пешеходная, поэтому там и катки и ёлки и концерты и всё что хочешь, без опасности для людей. В Новоуральске центральная площадь транзитная для транспорта и близко к жилым домам, в которых людям дискомфорта от ёлки, народа и музыки. Возле КСК был некий компромисс: через дорогу от жилых домов и площадь пешеходная. Возле парка аттракционов хорошо по многим параметрам. Идеально было бы, где всегда была ёлка УАМЗ, но там построили ТЦ «Кирпич».

      • Упс дружище, кем бы ты нибыл..
        Вот я тебя и поймал..
        То что ты сейчас транслируешь в своем коменте это городская легенда придуманная еще до приезда в город Секрет сервис..
        сочиняли эту легенду в красном доме причем советуясь с городскими ФСБшниками и ментами.. Да еще в те годы кода по всей стране гремели теракты….

        Давай разрулим ситуацию — если городское ФСБ и менты не могут обезпечить безопасноть жителей.. и тем более отчитаться перед своим москальским или обласным начальством дак это чо за чмыри такие?..
        я так то налоги плачу за их форму пистики, афтоматы, и боевую подготовку.. жрут то они, на деньги вовы от продажы нефти чтоля?

        и тут мы глобально переходим на празник города кода приезжал Секрет сервис..
        та же площадь.. та же догога… ментоф на площади больще чем людей..
        мне два дома пришлось пройти в сторону привокзального что ба просто покурить..
        (место для курения организовано даже на комбинате в основных цехах кстате)

        .. и мы имеем глобальный рекорд городкой плошади по количеству народа..
        30 000 (как насчитали менты.. реально было больше)
        это очень много

        (хоть одна моська из городского музея зафиксировала это?.. только отчеты -музей открыт даже ночью=а куля там смотреть?)
        если они до сих пор не могут разобраться, где день рождения комбината.. и где день рождения города..
        10 лет разница..
        — вывод один — комбинат на верхнейвинских болотах строили инопланетяне..
        Вы то куля тут присоседились?..

        —————————
        дак мне продолжать жечь..
        или все таки признаете что деся знает больше, чем ваши отчеты начальству..)))

        • Мой коммент не про «бумажную» безопасность, а про реальную. В 80-е трафик был минимальный и площадь была вполне удобна. На данный момент это не реально не безопасно и не удобно. Сам был на ёлке в 80-е и 2000-е, поэтому могу сравнить. А Серетный сервис выступал лишь один день, а не пару месяцев подряд.

          • да обидно мне дружище..
            что твой комент не о безопасности людей
            ты просто жопу свою защищаешь..
            и действуешь по анегдоту советского времени
            -Наша Милиция нас бережот, сначала посадит, потом стережот..

  2. И мы так то ведем разговор о культуре
    и хлоп деся режет строчкам:
    — дак как же культура в башкирии
    — дак как же культура у татар в казани
    Это все наши люди..
    — дак как же культура на том же кавказе..

    -Ответ один — месные там культуру держат , везде..
    сохраняя традиции и помня, что тут у них было в разные годы..

    А что могут понаехавшие тут, Севериды и Меры..?
    прочая мутная компания?
    Они вааще чо знают то… про то как мы тут выживали?
    Понаехали , им дали задание строчи под копиру, получишь зарплату..
    они и рады стараться

    • Да что вы Матушка Вселенная…))
      Откуда такая неадекватная реакция?
      Если мы договорились что интернет это глобальная помойная яма куда все неадекваты и городские сумашедшие сливают свои сконструированные наборы букв…
      .. и идет соревнование:
      редактор сливает материал своих небылиц..
      и тут же бригада зубастикоф сочиняет довесок своих букаф, чтобы показать значимость фиктивного события..
      которого и не было вовсе в природе…

      — обычная компьютерная игра в буквы

      сколько уже можно приводить примеры?..)))

    • Если вы хотите отгрызь кусок интернета и установить там свои рамсы
      — Все что тут написано =чистая правда

      то вы давайте прекращайте играть в Гитлера(этого алкаша) пытавшегося завоевать мир..

      (вот реальный дибил.. сделал бы умнее =как Миша и Рая горбачевы(туристы).. просто прокатился бы по миру и посмотрел насколько он многообразен и интересен…)

    • … И оставайтесь уже с нами , на нашей помойке..
      вы нам тут роднее и ближе…

      мы ведь даже Путина ни когда не видели живьем..
      ..прикинь в городском музее под стеклом будет лежать маленькая пуговица..
      и экскурсовод во всех деталях и крассках русского могучего, будет рассказывать нам..
      Да приезжал вова.. Сходил вон поссать в кусты за КСК, где елка теперь стоит.. вот пуговица от ширинки и отпала..
      И наша секция городских следопытыф(во главе с руководителем) много лет искали этот артефакт и принесли его таки в музей…
      А вот вову живьем ни кто не видел.. и водку с ним
      (как нам показали, он пил на кавказе)
      ни кто тут не пил..

      А вот легенду о Существовании мировой звезды музыкальной эстрады Секрет сервис.. мы таки проверили
      видели их на сцене..)))

  3. …иочень хотим проверить легенду о существовании Сюзи Кватро..
    а вдрук, это такой же фейк ньюс как наша Северида..

    -прикинь как будет обидно
    Северида как фейк ньюс существует..
    А Сюзи Кватро нет…

    -А мы так то выросли на её музыке, как бы Леня Брежнеф,
    со своим отделам культуры и не запрещал..

  4. Трудно вообще сформулировать необходимость существования Отдела культуры. Это не касается самих учреждений в него входящих.
    Фото самой Шаповаловой 20-летней давности?

    • Дружище ты правильно заметил…
      могу сказать еще
      что мы даже расшифровали заголовок этого послания горожанам от отдела культуры..

      КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО В ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ

      -но вам она не достанется, мы не дадим вам сделать этот последний шаг..)))

  5. Да конешно..))

    Для примера вот тебе:
    https://www.youtube.com/watch?v=XCnf6D6mYI4
    .. и мой вопрос на это видео:
    как они смогли сделать то чево в природе ни когда не было?

    —————————
    дак и прикол то в том что Северида даже идеи этого понять не может
    надо же так одеревенеть мозгам?

    а считается, между прочим, городской элитой..)))

    вместе с
    отделом культуры,
    пройдохой на ТВ,
    мутными деятелями КСК,
    музыкальной школой с её органом за бешенные деньги..

    ой, на сколько, этот список велик
    мне самому страшно стало, когда составил его полностью..

    .. И все это новоуральская Культура..)))

Добавить комментарий для 10 Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.