Культура будущего в шаговой доступности

18
7169

Уходящий год для Новоуральска был юбилейным. Прошедшие концерты, встречи, масштабные мероприятия в учреждениях культуры ярко продемонстрировали и профессионализм кадров, занятых в этой сфере, и наличие современных площадок для их проведения, оснащенных современным оборудованием, и уровень подготовки всех участников процесса. Каким же образом культура в небольшом, казалось бы, городе вышла на столь современный и практически столичный уровень? О том, как работает отдел культуры сегодня, «Нашей городской газете» рассказывает заведующая отделом культуры администрации НГО Ирина Вячеславовна Шаповалова.

– Ирина Вячеславовна, расскажите, на что вы ориентируетесь в своей работе? Как расставляются приоритеты?
— 2,5 года назад на партийном форуме «Единой России» в Омске под руководством Д. А. Медведева было принято решение рекомендовать руководству страны признать культуру стратегической отраслью и национальным приоритетом. И это неслучайно: культура – крупный по своей значимости ресурс, который в отличие от природных ресурсов можно бесконечно восполнять, используя творческий потенциал человечества. Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую бы культура не влияла. Национальный проект «Культура» поставил перед нами серьезные задачи, и все наши усилия направлены на достижение главной цели – привлечь зрителя, слушателя, читателя, заинтересовать и увлечь искусством раз и навсегда!

— О национальных проектах сейчас говорят много, однако далеко не каждый знает, для чего они нужны и какие именно улучшения принесут в его жизнь. Нацпроект «Культура» рассчитан до 2024 года, из чего он строится и какие программы в приоритете?
— Установлено шесть ключевых ориентиров, определяющих круг современных требований к культурным процессам. Это сохранение культурно-исторического наследия; формирование культурных потребностей населения; повышение уровня доступности и привлекательности, культурных благ и услуг; совершенствование ресурсной базы сферы культуры; создание и продвижение культурных брендов региона; поддержка одаренных детей и талантливой молодежи — речь не только о подготовке кадров, но и о поддержке добровольческих движений. Не секрет, что потребность в интересном досуге, в культурном общении, реализовать себя в творчестве у людей сегодня только растет. А во многих небольших городах, таких как Новоуральск, центры культурной жизни зачастую с устаревшей материальной базой. Но к нам это не относится. Мы делаем все, что от нас зависит, чтобы сохранить все многообразие и качество культурных услуг, повысить их социальную значимость, сделать их доступными для всех желающих, продолжаем модернизацию учреждений культуры.

— Очень многое сейчас работает иначе, нежели мы привыкли, — Интернет, современное оборудование…
— Нужно понимать принципиальную разницу между нашим сознанием и сознанием поколения, выросшего в информационную эпоху. Мы мыслим «исторически», для нас все сведения имеют смысл, если они встроены в некую причинно-следственную цепочку. У современных молодых людей всё по-другому: они находятся на острове посреди информационного океана. Они думают иначе, действуют иначе — какую бы отрасль культуры мы ни взяли, везде требуются новые формы. От анонсов мероприятий, информации на сайтах и в соцсетях до виртуальных залов и интерактивных экспозиций. Фонды библиотек, архивов, музеев – сейчас все переводится в электронный вид. И мы, конечно же, не отстаем, максимально внедряя новые информационные технологии. Например, Новоуральск — один из первых городов, где создан виртуальный зал, который позволяет людям увидеть самые масштабные культурные мероприятия не выезжая за пределы своего города. Допустим, в Москве, в Концертном зале им. Чайковского, идет концерт, а мы смотрим его в режиме реального времени и чувствуем причастность к происходящему. В музее создаются виртуальные экспозиции, развиваются интерактивные форматы проведения мероприятий. Активно идет оцифровка книг.

— А сам нацпроект предполагает создание каких-то условий для привлечения населения в учреждения культуры? Ведь постоянно делать что-то новое, не давая загнуться уже имеющемуся, наверняка дорого…
— Вообще, любой орган местного самоуправления в сфере культуры выполняет свои полномочия в рамках федерального законодательства и Устава города, действуем посредством программно-целевого метода управления через выдачу муниципальных и государственных заданий на услуги и работы.

Но кроме бюджетных средств есть множество ресурсов, которые можно и нужно использовать для получения финансирования на реализацию проектов. Общий объем средств нацпроекта «Культура» до 2024 года — 113,5 млрд. рублей.
Это значительное увеличение финансирования. Только деньги эти — не «на бедность», они — на развитие. И распределяются на конкурсной основе. Необходимо суметь доказать, что средства вам нужны, что вы сможете освоить их вовремя — в срок и максимально эффективно. Получение их зависит от каждого из нас.

— Что подразумевается под развитием, на что именно можно потратить такие средства?
— Деньги по таким конкурсам выделяются на создание, реновацию и ремонт объектов культуры (например, именно так в этом году были отремонтированы и реконструированы мастерские театра кукол «Сказ»); оснащение учреждений образования и культуры оборудованием (закуплены инструменты для школы искусств); поддержку творческих инициатив граждан и организаций; культурно-просветительские проекты; повышение квалификации специалистов сферы культуры; развитие волонтерского движения и конечно – на внедрение информационных технологий — например, у нас в городе работает виртуальный зал, VR-класс. В общей сложности, благодаря проектной деятельности нам удалось дополнительно привлечь в этом году более 48 миллионов рублей.

— Серьезная работа. Значит, многое достигается за счет проектной деятельности?
— Да, и занимаемся мы такой работой не первый год. Суммы привлеченных средств ежегодно растут, в 2016 году было 8 миллионов. Управление проектами сегодня активно дополняет устоявшуюся форму управления организациями и дает возможность не только учреждениям, но и частным лицам осуществлять разнообразные творческие идеи. И это, на мой взгляд, наиболее эффективный путь реализации стратегических целей культурной политики и ее механизмов, распределения ресурсов — когда выделение средств ведется преимущественно на конкурсной основе и под конкретные проекты. На самом деле грантов и фондов очень много. А хороших проектов мало. Например, в одном из таких фондов 1 млрд. рублей был направлен на поддержку народного творчества и краеведения. И эта сумма беспрецедентна. Она превышает сумму на эти цели в федеральном бюджете. Такого не было никогда! А проектов на эти деньги — нет!

— Однако Новоуральск участвует в таких конкурсах, и вполне успешно…
— Мы создали ресурсный центр, который помогает подобрать фонд под конкретную заявку, проводит ее экспертизу на соответствие требованиям того или иного фонда, помогает, проводит обучение по оформлению конкурсной документации. Центр был создан в этом году на базе библиотеки. И уже провел более 100 индивидуальных и групповых консультаций, накопил обширную базу грантодателей, и с его помощью было профинансировано 6 проектов. Так как часть конкурсов направлена на поддержку проектов некоммерческих организаций, в 2018 году мы создали такую — «Новоуральск — территория культуры». В совете НКО — директора всех учреждений. В этом году через нее прошло финансирование проектов учреждений культуры на сумму порядка 3 млн. рублей.

— Большое значение для Новоуральска имеет программа «Территория культуры Росатома». Расскажете о специфике работы этой программы в закрытых городах и конкретно у нас?
— «Территория культуры Росатома» организует проекты с участием артистов и творческих коллективов, поддерживает таланты и дарования, содействует местным проектам и инициативам. А еще — создает собственные культурные продукты, повышает квалификацию работников культуры, осуществляет деятельность в рамках проекта «Цифровая культура». Например, весной 2019 года создан портал «Культура атомных территорий», который формирует единое социокультурное пространство, рассказывает о значимых событиях, привлекает аудиторию на мероприятия. Есть мобильная версия портала. А мы в рамках этой программы объединили специалистов в профессиональные секции: театры, музеи, библиотеки, дополнительное образование, дома культуры. Секции работают по отраслевым планам, реализуют совместные проекты, саммиты, форумы, вебинары с привлечением мега-специалистов. Банк вебинаров формируется в нашей Публичной библиотеке.

— Какой вы видите культуру Новоуральска в будущем?
— Сегодня мы испытываем переизбыток информации, и она перестала быть ценностью. Мы живем в постинформационном обществе, то есть в обществе коммуникационном. Главной ценностью являются эмоции и то, как подается информация. Сегодня огромное количество форматов общения. Социодемография, еще недавно используемая в маркетинге, отступает. Появились новые параметры. Пространства активности должны быть гибкими, быстротрансформирующимися, безбарьерными. Сегодня меняется всё быстро: роли, имидж, функции учреждения, аудитория. И с аудиторией требуется говорить на равных, создавать центры эстетического воспитания, проводить исследовательскую и проектную деятельность с ориентацией на возраст, решать образовательные задачи. Делается ставка на диджитал: цифровизация коллекций, дигитанные аудио и видеогиды, ассистенты по знакомству с возможностями учреждения, имиджевые видео, мультимедийные технологии, инсталляции, визуализация, спецконтент и спецэффекты, мобильные приложения. Система не должна быть застывшей и фригидной, ведь образовательный уровень молодежи очень повысился, потребности аудитории очень поменялись. Потому будущее нашей культуры — только в постоянном развитии и совершенствовании. Не только в росте профессиональных знаний, но и в умении воплощать в жизнь новые прогрессивные идеи, в готовности к инновациям, в умении экспериментировать, вносить новое в практическую деятельность всех наших учреждений.

Беседовала Мария Залесова («Наша городская газета»)

18 КОММЕНТАРИИ

  1. О БОЖЕ КАКОЙ ПАЗОР
    Северида, как можно сочинять такие ужасные отчеты?..отого отдела культуры.. если культура в новоуральске держится на отчетах перед начальством..

    вот давай я тебе шас протранслирую мнение горожан о нашей елке(культурное кстате мероприятие-или я апять не праф?)

    почему вова в своем кремле елку устраивает и ставит на красной площади главную елку страны.. на главной площади страны, как считается..

    и вот мнение горожан(не мое кстате, я такова придумать не мог)
    — Это какому дибилу пришло в голову спрятать елку с центральной площади?.. Мы ходили на елку в новогоднюю ночь и встречались там с друзьями и знакомыми с которыми могли год не видеться.. Не смотря На то что живем в одном городе. Елка должна стоять на главной площади города а не в кустах . Елка для россиян это символ обьединения.. общения и дружбы..
    ———————————-
    мой комент:
    Это вова чтоля скамандовал городским дЭбилам спрятать елку… едросам этим паганым?
    Да ни когда не поверю..
    я поверю что вова с трампом бухали в новогоднюю ночь где ни буть на даче у Меркель..
    это очень похоже на истину..

    -Но ни когда не поверю что Путин скомандовал убрать новогоднюю елку с центральной площади крупнейшего атомграда..

    это зделали месные Дебилы называющиеся -ответственные лица
    И мер не мог не знать о такой диверсии

    дак вова чтоля виноват в нашей жизни, если на местах такие дибилы?

    ———————

    • Красная площадь в Москве большую часть времени пешеходная, поэтому там и катки и ёлки и концерты и всё что хочешь, без опасности для людей. В Новоуральске центральная площадь транзитная для транспорта и близко к жилым домам, в которых людям дискомфорта от ёлки, народа и музыки. Возле КСК был некий компромисс: через дорогу от жилых домов и площадь пешеходная. Возле парка аттракционов хорошо по многим параметрам. Идеально было бы, где всегда была ёлка УАМЗ, но там построили ТЦ «Кирпич».

      • Упс дружище, кем бы ты нибыл..
        Вот я тебя и поймал..
        То что ты сейчас транслируешь в своем коменте это городская легенда придуманная еще до приезда в город Секрет сервис..
        сочиняли эту легенду в красном доме причем советуясь с городскими ФСБшниками и ментами.. Да еще в те годы кода по всей стране гремели теракты….

        Давай разрулим ситуацию — если городское ФСБ и менты не могут обезпечить безопасноть жителей.. и тем более отчитаться перед своим москальским или обласным начальством дак это чо за чмыри такие?..
        я так то налоги плачу за их форму пистики, афтоматы, и боевую подготовку.. жрут то они, на деньги вовы от продажы нефти чтоля?

        и тут мы глобально переходим на празник города кода приезжал Секрет сервис..
        та же площадь.. та же догога… ментоф на площади больще чем людей..
        мне два дома пришлось пройти в сторону привокзального что ба просто покурить..
        (место для курения организовано даже на комбинате в основных цехах кстате)

        .. и мы имеем глобальный рекорд городкой плошади по количеству народа..
        30 000 (как насчитали менты.. реально было больше)
        это очень много

        (хоть одна моська из городского музея зафиксировала это?.. только отчеты -музей открыт даже ночью=а куля там смотреть?)
        если они до сих пор не могут разобраться, где день рождения комбината.. и где день рождения города..
        10 лет разница..
        — вывод один — комбинат на верхнейвинских болотах строили инопланетяне..
        Вы то куля тут присоседились?..

        —————————
        дак мне продолжать жечь..
        или все таки признаете что деся знает больше, чем ваши отчеты начальству..)))

        • Мой коммент не про «бумажную» безопасность, а про реальную. В 80-е трафик был минимальный и площадь была вполне удобна. На данный момент это не реально не безопасно и не удобно. Сам был на ёлке в 80-е и 2000-е, поэтому могу сравнить. А Серетный сервис выступал лишь один день, а не пару месяцев подряд.

          • да обидно мне дружище..
            что твой комент не о безопасности людей
            ты просто жопу свою защищаешь..
            и действуешь по анегдоту советского времени
            -Наша Милиция нас бережот, сначала посадит, потом стережот..

  2. И мы так то ведем разговор о культуре
    и хлоп деся режет строчкам:
    — дак как же культура в башкирии
    — дак как же культура у татар в казани
    Это все наши люди..
    — дак как же культура на том же кавказе..

    -Ответ один — месные там культуру держат , везде..
    сохраняя традиции и помня, что тут у них было в разные годы..

    А что могут понаехавшие тут, Севериды и Меры..?
    прочая мутная компания?
    Они вааще чо знают то… про то как мы тут выживали?
    Понаехали , им дали задание строчи под копиру, получишь зарплату..
    они и рады стараться

    • Да что вы Матушка Вселенная…))
      Откуда такая неадекватная реакция?
      Если мы договорились что интернет это глобальная помойная яма куда все неадекваты и городские сумашедшие сливают свои сконструированные наборы букв…
      .. и идет соревнование:
      редактор сливает материал своих небылиц..
      и тут же бригада зубастикоф сочиняет довесок своих букаф, чтобы показать значимость фиктивного события..
      которого и не было вовсе в природе…

      — обычная компьютерная игра в буквы

      сколько уже можно приводить примеры?..)))

    • Если вы хотите отгрызь кусок интернета и установить там свои рамсы
      — Все что тут написано =чистая правда

      то вы давайте прекращайте играть в Гитлера(этого алкаша) пытавшегося завоевать мир..

      (вот реальный дибил.. сделал бы умнее =как Миша и Рая горбачевы(туристы).. просто прокатился бы по миру и посмотрел насколько он многообразен и интересен…)

    • … И оставайтесь уже с нами , на нашей помойке..
      вы нам тут роднее и ближе…

      мы ведь даже Путина ни когда не видели живьем..
      ..прикинь в городском музее под стеклом будет лежать маленькая пуговица..
      и экскурсовод во всех деталях и крассках русского могучего, будет рассказывать нам..
      Да приезжал вова.. Сходил вон поссать в кусты за КСК, где елка теперь стоит.. вот пуговица от ширинки и отпала..
      И наша секция городских следопытыф(во главе с руководителем) много лет искали этот артефакт и принесли его таки в музей…
      А вот вову живьем ни кто не видел.. и водку с ним
      (как нам показали, он пил на кавказе)
      ни кто тут не пил..

      А вот легенду о Существовании мировой звезды музыкальной эстрады Секрет сервис.. мы таки проверили
      видели их на сцене..)))

  3. …иочень хотим проверить легенду о существовании Сюзи Кватро..
    а вдрук, это такой же фейк ньюс как наша Северида..

    -прикинь как будет обидно
    Северида как фейк ньюс существует..
    А Сюзи Кватро нет…

    -А мы так то выросли на её музыке, как бы Леня Брежнеф,
    со своим отделам культуры и не запрещал..

  4. Трудно вообще сформулировать необходимость существования Отдела культуры. Это не касается самих учреждений в него входящих.
    Фото самой Шаповаловой 20-летней давности?

    • Дружище ты правильно заметил…
      могу сказать еще
      что мы даже расшифровали заголовок этого послания горожанам от отдела культуры..

      КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО В ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ

      -но вам она не достанется, мы не дадим вам сделать этот последний шаг..)))

  5. Да конешно..))

    Для примера вот тебе:
    https://www.youtube.com/watch?v=XCnf6D6mYI4
    .. и мой вопрос на это видео:
    как они смогли сделать то чево в природе ни когда не было?

    —————————
    дак и прикол то в том что Северида даже идеи этого понять не может
    надо же так одеревенеть мозгам?

    а считается, между прочим, городской элитой..)))

    вместе с
    отделом культуры,
    пройдохой на ТВ,
    мутными деятелями КСК,
    музыкальной школой с её органом за бешенные деньги..

    ой, на сколько, этот список велик
    мне самому страшно стало, когда составил его полностью..

    .. И все это новоуральская Культура..)))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.