Бытует мнение, что уральцы слишком просты, неотёсанны и мало просвещены. Помните язвительно — издевательское «ты что, с Урала?».
Наш театр кукол «Сказ», находясь в постоянном поиске новых форм общения со зрителями, смело ломает сложившиеся стереотипы. Каждым своим премьерным спектаклем он показывает и доказывает, насколько мы умеем идти в ногу со временем, а по мне, и вовсе опережаем его. Нынче театру помогает широко известный русский и советский писатель, фольклорист, публицист и журналист Павел Петрович Бажов – коренной уралец! В конце ноября впервые шагнул со сцены в жизнь спектакль «Медной горы Хозяйка» по мотивам сказов Бажова. Он приурочен к отмечаемой в этом году дате – 140-летию со дня рождения писателя.
Я на премьере, и со мной незримо присутствует сам Павел Петрович. Спектакль по известному с детства сюжету получился не только зрелищно-созерцательный, но и вдумчиво-серьёзный. Представил его на суд новоуральских зрителей приглашённый театром главный режиссёр Хабаровского театра кукол Элистин Михайлов.
Герои Бажова – рабочий мастеровой люд, вгрызающийся в недра земли. И как же необычно это обыграно, с оригинальным показом горных рабочих в жутких, до утробного стона страданиях. Театральное детство с участием традиционных кукол перемежается мелодичными припевками и пританцовками живых артистов, не только разъясняя суть происходящего, но и сглаживая для зрителей весь его драматизм. А он – несомненен, ведь герои у Бажова всегда находятся в состоянии творческого беспокойства. Поэтому, несмотря на справедливость, которая торжествует в финале, они не бывают счастливы.
В горной мифологии, созданной писателем, все мастера, отдавая земле свою энергию, долго не живут, «хезают», как писал сам автор, и умирают. Наш спектакль – яркий, звучный, пронзительный, с самоцветным отблеском сверкающих декораций и иллюминационных спецэффектов — заканчивается жизнеутверждающим музыкальным номером с участием всех артистов. Благодаря этому финал не оставляет ощущения безысходности и безнадёги.
По завершении спектакля я встретилась с Элистином Михайловым, и вот что мне удалось выяснить: с творчеством П.П. Бажова он, как и все, знаком с детства. Поэтому и решил поставить спектакль, в основу которого лёг одноимённый сказ – «визитная карточка» творчества писателя, «где есть что подумать и что показать». Применил лубочный принцип подачи материала, продемонстрировав покартинное представление сюжета, когда сценическое повествование чередуется с музыкальными трактовочными номерами. На мой вопрос: для просмотра детьми какого возраста предназначен спектакль? – ответил, что у Бажова мало произведений для совсем меленьких детей, да и в них много старинных и специфических слов и выражений. Поэтому понятнее спектакль будет школьникам, а я бы добавила – и их родителям. Думаю, Павел Петрович оценил бы глубину и богатство недр творческого потенциала создателей спектакля и серьёзные трудозатраты всех работающих над ним людей.
А что касается простоты уральцев, то ещё Л.Н. Толстой сказал: «Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее».
Татьяна Жемчугова, «Наша городская газета»