Я – учитель

1
4502

Этот день настал. Диплом об окончании Уральского государственного педагогического университета у меня в руках.

Позади пять лет учёбы, десятки экзаменов и зачётов, сотни прочитанных и законспектированных статей, книг и много всего того, чего я так ждала, мечтая с первого класса стать учителем. Целенаправленное и уверенное движение к намеченной цели в школе и университете помогло мне осуществить давнюю мечту.
Выбор жизненного пути и профессии – дело ответственное. Я не сомневалась в правильности своего решения, меня не тревожило множество вопросов, потому что я была уверена, что, преподавая, буду создавать интересную жизнь, наполненную удивительными событиями.

И нет никаких сомнений, куда идти дальше. Только вперёд! Впереди уроки, отметки, журналы, отчёты, тетради, педсоветы, конкурсы – всё то, чем наполнена школьная жизнь. Впереди та дорога, которую я выбрала осознанно, понимая всю ответственность за принятое решение.

Немного позже, 1 сентября 2010 года, когда за партами будет сидеть мой первый класс, я почувствую себя счастливой – задуманное много лет назад воплотилось в жизнь!

… Прошло девять лет. Много это или мало? Я не знаю, но определённо уверена, что за эти годы в моей профессиональной деятельности были победы и поражения, слёзы счастья и слёзы досады, смех и строгий голос, пятёрки и двойки. Был тот опыт, который не может сравниться ни с чем и который даёт мне возможность с гордостью сказать: «Я – учитель».

И профессия моя настолько не простая, что порой напоминает кубик Рубика. Это популярное увлечение молодёжи как никакое другое близко для определения учительства. Пока все цветовые грани ментального кубика Рубика не будут на своих местах, учитель не будет тем, кто вдохновляет, за кем идут и кому верят.

Первая грань – страсть. Я пришла в профессию не по принуждению, не из-за того, что выбора не было. Пришла, потому что чувствую страсть к преподаванию. Скорее всего, эта грань – красного цвета, который, по мнению психологов, делает человека разговорчивым и усиливает эмоции.

Вторая грань – трудолюбие. Быть учителем – дело не простое. Несмотря на то, что учительство – тяжёлая работа, я получаю удовольствие. И нет, я не трудоголик, я – трудолюб. Оранжевый цвет, по-моему, очень подходит для создания ощущения радости от труда.

Чтобы быть учителем, надо развиваться. Именно это является залогом успешности. Чудес не бывает, поэтому практика и только практика –
третья грань синего цвета, олицетворяющего бесконечность.

Учителю сложно достичь успеха без умения концентрироваться на главном. Получается, что это четвёртая сторона. Думаю, она зелёного цвета, который так благотворно влияет на человека.

Пятая грань – преодоление и настойчивость. Они помогают превозмогать себя, находить силы, чтобы пробиваться через неудачи и критику. И эта грань – жёлтого цвета, символизирующего яркое полуденное солнце.

Шестая сторона – служение. Каждый раз я отдаю что-то ценное ученикам. Сторона – белого цвета, который считается символом мира, в котором исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует он на нас как молчание. Но это молчание – полное возможностей. Именно значение белого цвета помогает мне глубже понять миссию учителя: служить ученикам, открывая каждому мир его возможностей.
Собрав все грани кубика Рубика, учитель становится учителем. И можно было бы поставить на этом точку, но нет… Учитель не может, однажды собрав свой кубик, успокоиться. Он разберёт его снова, или ему помогут сделать это, вводя новые законы, стандарты, экзамены. Кубик – это ведь головоломка. Тем он и интересен, тем и примечателен кубик Рубика, что собрав его однажды, я не раз разберу его – потому что есть в преподавании всегда новое, интересное, непознанное. И снова надо думать, размышлять, расставляя всё по своим местам… Процесс преподавания интересен своей незавершённостью. Если учитель собрал свой кубик однажды и навсегда, то это опасно. Учитель сам должен быть интересен, а интерес этот рождается в процессе решения головоломки.

Сейчас я на время соединила все цветовые стороны кубика, нашла ответы на вопросы – провела внутреннюю ревизию, без которой невозможно сказать, кто ты. Открывая вместе с учениками мир русского языка и литературы, я верю, что помогаю им собрать свой кубик Рубика, расставить на свои места то важное, что сейчас есть в их жизни.

Быть учителем – очень ответственно. Обязательства пронизывают каждый мой шаг в профессии. Это придаёт особую значимость всему происходящему в школе. Как начать урок, что делает класс, когда один отвечает, какой задать вопрос, где лучше сделать паузу, что следует пробудить в душах учеников? На мне лежит ответственность за каждый урок – важно всё.

Всё чаще слышу разные суждения о свободе учителя. Конечно, есть законодательная база, регламентирующая работу учителя. Я же говорю о свободе как состоянии внутреннем. Одновременно со словом «свобода» в сознании возникает понятие ответственности. Учитель должен быть свободным и ответственным. Только так педагог может воспитать подростков, готовых думать, критически относиться к действительности, брать ответственность за свою жизнь. Так или иначе, но понимание категории свободы начинается с учителя. Когда придёт осознание понятия, сразу появится и понимание ответственности. Свобода в преподавании – синоним возможности, которая позволяет растить свободных, творческих детей. И в этом ответственном деле важна работа всего коллектива учителей – команды единомышленников, которые смотрят на концептуальные вещи в образовании и воспитании одинаково.

В круговороте дел учителя готовы затрачивать душевные и физические силы, чтобы оказать поддержку ребёнку в любой ситуации, при решении любого вопроса. Вообще, детские проблемы естественны, поэтому и решать их интересно. В работе учителя очевидна проблема своевременного выявления трудностей ученика, но я знаю, что мне под силу её решить, используя один способ – чуткое отношение к делу. Учитель, прислушиваясь к своему сердцу, и учится, и учит.

Мне нравится выискать в тексте интересное, делиться своими открытиями с учениками. Радуюсь, когда к этому творческому полёту присоединяются и юные исследователи – ученики. Они показывают мне новые грани известных вещей. И в этом удивительно прекрасном творческом полёте каждый участник ощущает себя нужным.

В процессе поиска решения своей головоломки я опираюсь ещё на несколько постулатов, которые помогают мне в профессии.

Дети талантливы. Именно поэтому допускаю, что внешкольные проекты можно реализовать совместно с учениками. Это интересно и необычно. Мало кто будет отрицать, что есть вещи, в которых дети разбираются лучше. И я готова признать их превосходство в этом, научиться у них.

Кто ищет – тот всегда найдёт. Мне важно показать ребёнку, что существует масса возможностей «доверстать» образование. Мы живём в мире информации, важно уметь ориентироваться в ней, находить нужную и давать ей адекватную оценку.

Ошибка – точка роста. Хочу учить ребёнка определять степень нужности того или иного действия. Всё всегда делать на отлично сложно (от этого неврозы развиваются, а не личность формируется). Можно так и не узнать, в чём ты лучший. А ведь именно это самоопределение формирует уникальность каждого. К ошибкам учу относиться спокойно, потому что ошибка становится шагом в развитии.

Слово должно быть событием. Делаю акцент на умении коммуницировать, умении совместно достигать результатов, находя креативные средства, критически оценивания происходящее.

Быть учителем – трудозатратно, интересно, увлекательно, потому что образование является дверью в будущее. Но парадоксально и удивительно, что никто не представляет, как устроено будущее. Мир изменяется с огромной скоростью. И я желаю, чтобы ученики могли ориентироваться в жизни, в которой так много неопределённости и двусмысленности. И школа может дать ученику возможности решать свою головоломку – кубик Рубика – с увлечением, при этом понимая, что в его силах реализовать все намеченные планы.

Мой кубик Рубика не будет собран без вышеперечисленных принципов преподавания. Я не хочу быть учителем-«схемой», потому что в учителе важна личность, которая и будет для растущего ребёнка ориентиром в мире взрослых. Поэтому я считаю, что в педагогику нужно идти по призванию. Занятие делом по душе делает человека счастливым. Чувствую, что быть учителем – моё призвание.

Я – учитель. Открывая своё сердце детям, вижу, что они отвечают мне взаимностью. Я благодарна судьбе, что моя мечта осуществилась. Я – учитель! И хочется стать непревзойдённым профи в этом безумно интересном деле.

Мария БАРЫШНИКОВА,
учитель русского языка и литературы гимназии № 41


Дорогие коллеги!

День учителя – отличный повод сказать тёплые слова тем, кто помогает ученикам открывать новые горизонты, верит в них и вместе с ними готов преодолевать препятствия на непростом пути познания. Новоуральские педагоги, благодаря вашему труду тысячи выпускников вспоминают школьные годы с благодарностью.
Наша профессия сложная, насыщенная, но именно вас, мудрых учителей, готовых вести к знаниям, встречают дети, пришедшие в школу с широко открытыми глазами. Ведь именно от учителей зависит, сохранит ли ребёнок этот пытливый и пристальный взгляд к жизни.

Спасибо вам за то, что вдохновляете детей на пути к знаниям. Спасибо вам за терпение, мудрость и за уроки, которые вы даёте. С праздником вас, коллеги!

Андрей ВЕЛИКОВ,
директор гимназии № 41

Материал подготовлен к Дню учителя для «Нашей городской газеты»

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.