75 лет назад впервые был описан борщевик Сосновского. Это растение когда-то культивировали в СССР как кормовое, но потом стали постепенно отказываться. Одичавший борщевик — отличное название для фильма ужасов. Теперь регионы тратят миллионы рублей на борьбу с ним. Но война с сорняком без восстановления сельского хозяйства ни к чему не приведет.
17 апреля 1944-го в Тбилиси был подписан в печать 12-й выпуск издания «Заметки по систематике и географии растений», в котором исследовательница флоры Кавказа ботаник Ида Манденова впервые описала борщевик Сосновского. Такое название он получил благодаря ей — в честь другого ботаника Академии наук Грузинской ССР Дмитрия Сосновского.
Вообще его именем названо несколько видов растений, но именно борщевик, превратившийся в ядовитый сорняк в центральной России, стал известен всем.
После Великой Отечественной, когда необходимо было восстанавливать поголовье скота, в сельском хозяйстве оценили новую неприхотливую культуру. Борщевик отлично подходил для силосования — то есть заквашивания кормов.
Но довольно быстро выяснилось, что сок борщевика вызывает сильные ожоги. Это стало одной из причин отказа от выращивания новой культуры в промышленных масштабах. Однако бомба замедленного действия уже была заложена. Борщевик начал занимать все новые и новые территории, даже несмотря на то, что от него отказались.
Ситуация стала еще сложнее, когда сельское хозяйство средней полосы России пришло в упадок и фактически перестало существовать. Поля не возделывались, пастбища — заброшены. В итоге в нескольких регионах борщевик стал стихийным бедствием, как паводок или лесные пожары.
Например, в Костромской области еще четыре года назад борщевик занимал почти три с половиной тысячи гектаров земель. Этот регион стал одним из тех, где новую культуру в 1940-х — 1950-х стали активно внедрять. Но молоко коров, поевших борщевик, обладало горьким привкусом. Засеивать поля новой культурой перестали, но с этой задачей огромные зонты борщевика отлично справлялись сами.
В 1980-х, говорят ученые, селекционеры вывели новый сорт борщевика, не содержащий вредных эфирных масел. Его уже хотели внедрять — испытания прошли успешно. Но развалился Советский Союз. Сельское хозяйство по инерции протянуло еще несколько лет, чтобы тоже уйти в небытие.
Малые русские города сейчас зачастую зарастают деревьями и кустами. Нормы городского быта по озеленению или не соблюдаются или отсутствуют. А русские села средней полосы затерялись среди полей, часто не возделываемых и заросших либо высокой травой, которую то и дело норовят спалить (а с ней и деревни), либо непроходимым лесом, либо борщевиком, который своими огромными зонтами постепенно накрывает округу.
С ним, конечно, можно и нужно бороться, но если не возделывать угодья, вряд ли затраты будут иметь смысл. И во что тогда выльется этот борщевик?
Этой стране ничего не поможет. Все развалится и уйдет в небытие.