Кто в ответе за приборы?

0
559

Эта статья, подготовленная пресс-службой филиала АО «РИР» в г. Новоуральске, содержит официальную позицию ресурсурсоснабжающей организации по вопросу приборного учета. РИР планировал опубликовать ее в ближайшем выпуске газете «Нейва», но получил отказ, поскольку данная публикация не соотносится с официальной позицией Администрации округа. Редакция газеты «Новоуральский управдом» убеждена, что до жителей города необходимо доносить достоверную и всестороннюю информацию, поэтому публикуем материал новоуральского филиала АО «РИР» в нашем издании.

Прошлогодняя корректировка платы за отопление в Новоуральске стала ключевым событием в городском инфополе на долгие месяцы. Многие жители города оказались введены в заблуждение активистами-общественниками, которые в своих публикациях ставили под сомнение правильность расчетов по корректировке. Что в итоге? Попытки уличить РИР в неправильности начислений ни к чему не привели.

37 проверок надзорных и правоохранительных органов, проведенных по жалобам на корректировку платы по отоплению, подтвердили правильность начислений филиала РИР.

Ни в одном случае расчет не был изменен, поскольку ресурсоснабжающая организация действовала строго в рамках действующего законодательства.

Снова ищут виноватых?

Поскольку РИР подтвердил, что является добросовестным поставщиком услуг, то основной причиной доначислений за тепло сейчас называют неработающие общедомовые приборы учета. Склонные к популизму активисты в своих публикациях пытаются обвинить УЖК «Новоуральская» и ресурсоснабжающую организацию в заинтересованности и даже в сговоре. Легко и вольно обращаясь с цифрами и фактами назначают виноватых, при этом совершенно не учитывают особенности законодательства и трактуют букву закона исключительно так, как им выгодно.

Помните, как в басне у Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник: и дело не пойдет на лад, да и примечено стократ, что кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней, он лучше дело все погубит, и рад скорей посмешищем стать света, чем у честных и знающих людей спросить иль выслушать разумного совета».

Давайте разберемся, какая ситуация с приборным учетом, кто должен следить за исправностью общедомовых счетчиков и как законодательно решен этот вопрос.

Приборы учета – собственность жителей

Законодательством четко определено, что общедомовые приборы учета являются собственностью жителей многоквартирного дома. Текущим обслуживанием, ремонтом, поверкой по договору с жильцами занимается управляющая компания.

Ресурсоснабжающая организация не вправе вмешиваться в отношения УК с жителями, а также проводить ремонтные работы или замены приборов. Ответственность за исправную работу узла учета несет управляющая компания.

Приборы учета могут выйти из строя в любое время года, и говорить о какой-либо заинтересованности РИРа в том, чтобы прибор не эксплуатировался, не приходится. Фактические расчеты показывают, что потребление тепла по приборам учета в отопительный сезон с ноября по март превышает норматив.

Представители РИРа неоднократно объясняли на заседаниях Думы общественным обвинителям, что жилые дома и ТЭЦ соединяются муниципальными тепловыми сетями.

По закону РИР зарабатывает только на том количестве тепла, которое с ТЭЦ отпускает в эти самые тепловые сети.

А оно всегда определяется приборами учета на границе между ТЭЦ и муниципальными сетями и никак не зависит от нормативов в отдельных домах.

Тепло, которое доходит до домов жителей, оплачивается потребителями как отопление и горячая вода, а все остальное тепло по закону признается «потерянным» в сетях. Вопрос: так кто же оплачивает потери в сетях? Ответ: сетевая организация. В нашем случае МУП «Водогрейная котельная», которое владеет тепловыми сетями. Если жители оплатят по расчету больше хоть на 1 калорию тепла, то МУП «Водогрейная котельная» заплатит РИРу меньше на это же самое количество. И именно МУП заинтересован, чтобы жители платили как можно больше, а на потери приходилось как можно меньше тепла. И почему обвинители РИРа уже несколько месяцев подряд никак не могут разобраться в такой простой схеме?

Специалисты РИРа, следуя букве закона, занимаются приемкой узлов учета в эксплуатацию, а в процессе работы прибора имеют право проверять их работоспособность. Обратите внимание: имеют право, а не обязанность. Управляющие компании направляют в РИР акты неисправности или снятия оборудования в поверку или ремонт, поэтому жители, которые хотят контролировать работоспособность прибора учета, имеют полное право уточнить информацию о его состоянии в самой управляющей компании или на ее сайте.

Кто страхует управляющую компанию?

В Федеральном законе 261 в статье 13 часть 12 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» указано, что если прибор не эксплуатируется, то указанные в законе организации, при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета обязанности по надлежащей эксплуатации, через два месяца после обнаружения такого факта обязаны приступить к их эксплуатации с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

Обращаем внимание читателя: прибор должен не просто долго находится в ремонте или на поверке, а быть буквально «брошенным», то есть с ним никто ничего не делал. Иначе жители дома заплатят за прибор дважды: за ремонт своего, а также за покупку и работы по установке нового.

Так какие же организации должны отремонтировать или заменить прибор учета, вышедший из строя, если этого не сделала управляющая компания? Ответ в том же законе, статья 13 часть 9: организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В ответе «Водогрейная котельная» и «Водоканал»

РИР однозначно не относится к числу организаций, имеющих обязанность отремонтировать или заменить прибор учета по одной простой причине: новоуральский филиал не имеет тепловых сетей, а значит не имеет и непосредственного присоединения к сетям домов жителей.

Тепловые сети в Новоуральске муниципальные. А вот МУП НГО «Водогрейная котельная», как организация, осуществляющая передачу тепловой энергии и имеющая непосредственное присоединение к сетям новоуральских домов, как раз и обязана по закону осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет. А поскольку в ряде домов в состав одного узла учета ресурсов одновременно входят приборы, определяющие расход не только отопления и горячей воды, но также и холодной воды, то под определение, содержащееся в законе, попадает еще одно муниципальное предприятие – «Водоканал». И именно муниципалам следует «подхватить упавшее знамя».

Минстрой России все разъяснил

В ноябре 2022 года АО «РИР» обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с запросом на разъяснение того, есть ли у филиала РИР обязанность заниматься заменой и ремонтом приборов учета, если этого не делает управляющая компания. Ответ Минстроя содержится в письме от 17.11.2022 №60916-ОЛ/04 за подписью директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Олеси Лещенко: «В случае, если многоквартирный дом, являющийся объектом потребления коммунальных ресурсов, непосредственно присоединен к сетям, принадлежащим транспортирующей организации, осуществляющей передачу таких коммунальных ресурсов, обязательства, определенные частью 12 статьи 13 ФЗ №261, должны быть возложены на транспортирующую организацию, поскольку данная организация в полной мере соответствует всем критериям, указанным в части 9 статьи 13 ФЗ №261». В Новоуральске такой организацией является МУП НГО «Водогрейная котельная», и именно муниципальному предприятию следует не кивать в сторону РИР, а самим включаться в работу по выявлению неработающих приборов учета и их замене или ремонту. Только новоуральцы вряд ли будут рады дважды заплатить двум разным организациям за обслуживание общедомовых приборов учета. А именно к этому в своих статьях ведут общественные «эксперты».

Попытки вовлечь филиал РИР в «коммунальные разборки» по своей сути не решают реальных проблем жителей. Администрации округа необходимо лоббировать переход на оплату отопления по фактическому потреблению, тогда и корректировка платы уйдет в прошлое. А установление контроля со стороны муниципальных предприятий за исправностью приборов учета станет реальной помощью новоуральцам.

17 января на заседании постоянной думской комиссии по муниципальной собственности и жилищно-коммунальному хозяйству представители РИР вышли с предложением — создать рабочую группу по контролю за приборным учетом и перейти от обсуждения проблемы к ее решению с привлечением представителей управляющих компаний, МУП «Водогрейная котельная» и Комитета по ЖКХ и жилищной политике Администрации округа. Депутаты инициативу поддержали, и хочется верить, что это событие станет первым шагом к конструктивной работе для наведения порядка с приборным учетом.

Материал подготовлен пресс-службой
филиала АО «РИР»

Источник: Новоуральский управдом №1 от 10.02.2023

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.