По законам матриархата

0
2889

В январе на одном из известных российских информационных сайтов был опубликован материал, в котором женщины, отказавшиеся «увековечивать» имя отца в свидетельствах о рождении, объяснили причины своего решения, а также рассказали, как на это реагирует общественность. Одной из героинь статьи стала Мария Чернобровкина, решившая дать своему ребенку матчество.

В 19 лет девушка перенесла операцию на репродуктивную систему. Долгое время думала, что из-за этого стала бесплодной, хотя врачи говорили, что с организмом все хорошо. 10 лет безуспешно пыталась забеременеть и в итоге поставила на себе крест как на матери. Но год назад Мария попала к эндокринологу, и после гормональных исследований у нее выявили дисфункцию надпочечников — прописали лечение, а через два месяца она узнала, что беременна. Беременность не входила в ее планы, но, потратив столько лет на то, чтобы забеременеть, отказаться от родов было бы глупо. Держа тест с двумя полосками, она испытала и радость, и страх: на тот момент закончились ее отношения с мужчиной. По словам героини, все было как в дешевой мыльной опере: вечером расстались, а утром узнала, что беременна. «Отцу» сообщили новость сразу же, но он сказал, что ребенок ему не нужен. После этого девушка поняла, что не хочет давать ребенку отчество от мужчины, который отказался от него и не будет принимать участие в его воспитании ни физически, ни финансово. Мария заявила: «Я никогда не стану бегать за мужчиной с просьбой признать ребенка, выплатить алименты. Считаю, что если такой человек не хочет быть отцом, то ему не место в свидетельстве о рождении». Ситуация, к сожалению, страшная, но увы – нередкая.

Но интересен в этой истории и юридический момент. Можно ли официально дать ребёнку матчество? По Семейному кодексу ребёнку присваивается отчество по имени отца. Причем сменить отчество в зрелом возрасте формально проще, нежели дать матчество новорождённому ребёнку. С одной стороны, ЗАГСы часто идут навстречу одиноким матерям, лишь бы не ставить в графе «отчество» прочерк. С другой – сохраняют жёсткое предубеждение против матчеств.

Немного статистики:

  • В России распадается больше половины браков.
  • Около 70 процентов мужчин не платят алименты бывшим женам.
  • Около 5 из 17 млн российских семей — семьи с матерями-одиночками, еще в 600 тыс. семей детей воспитывают отцы-одиночки (почти 33 процента всех семей в России — неполные).

В России есть два закона, которые регулируют вопросы о присвоении отчества. Это статья 58 Семейного кодекса, согласно которой ребенку дается отчество по имени папы, если иное не предусмотрено национальными обычаями или законами субъектов РФ. И статья 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», где говорится, что человек после 14 лет может поменять отчество на любое другое по желанию.

Если отца у ребёнка нет, то маму просят выбрать любое понравившееся мужское имя и сформировать отчество из него. В случае Марии существует мужская версия её имени – Марий. Однако если бы не было мужской версии имени, то, скорее всего, девушке бы отказали. Стать Валентиновной или Александровичем по матери можно, в регистрации Оксановича или Мариновны почти наверняка откажут.

Но Мария – далеко не единственная, кто записал ребенка, по сути, под выдуманным мужским отчеством. По словам таких мам, традиции, укоренившиеся в нашей стране, законодательно привязывают женщин и их детей к субъектам, которые никаким образом не причастны к их жизни. На сайте Российской общественной инициативы даже была создана петиция, призывающая внести закон, благодаря которому детям официально можно будет давать матчество. По мнению автора петиции, женщин ущемили в правах, лишив возможности регистрировать детей под именем матери. Но судя по тексту петиции и интервью, которые дают некоторые поклонницы матчества, большинству из них важны не столько «ущемленные права», сколько возможность показать всему миру, какой отец ребенка «козёл», даже значиться отцом не заслужил, и как они героически справляются с воспитанием самостоятельно.

Конечно, с одной стороны, логика в этой истории с матчествами есть. Женщин, которых бросили мужчины, много. И нежелание давать ребенку отчество такого биологического отца вполне понятно. Но какими бы одинокими матерями некоторые женщины ни были, отец у ребенка есть в любом случае, а уж по какой причине он не участвует в жизни и воспитании ребенка, это уже другой вопрос. И возможно, всю энергию стоило бы направить на решение именно этой проблемы.

«Наша городская газета»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.