Все проблемы муниципального предприятия жилищно-коммунальной сферы характерны практически для любого предприятия ресурсоснабжения. От директора такого предприятия требуются профессиональные знания специалистов сферы, лидерские качества и опыт руководителя по работе в критических условиях, широкий кругозор, чтобы видеть ситуацию целиком и не упустить важные элементы, социальные навыки по созданию и сплочению коллектива.
Как правило, собственник такой организации — муниципалитет. И позиция Администрация как собственника оказывает определяющее влияние на деятельность организации, вопросы назначения директора, финансовую помощь для содержания имущества, умение выстраивать отношения со всеми участниками рынка. При правильной позиции Администрации муниципальные организации ресурсоснабжения никогда не попадут в ситуацию, в которой оказался наш муниципальный «Водоканал».
Проблема организаций ЖКХ — неплатежи населения. Именно из-за них предприятия испытывают существенные финансовые трудности, соответственно, не могут выполнять инвестиционные программы, заложенные в тарифы, так как вынуждены закрывать этими деньгами финансовые дыры.
Долгое время Администрация Новоуральского городского округа мало заботило состояние сетей водоснабжения. Средства выделялись по остаточному принципу. Это привело к тем проблемам, с которыми новоуральцы сталкиваются сейчас в ежедневном режиме. Аварии, отсутствие давления, отключения, временные трубопроводы.
Казалось бы, ситуация требует экстренных мер — огромных финансовых вливаний в ремонты сетей. И я не про те метры, которые своими силами пытаются выполнить «Водоканал» и его немногочисленные подрядчики, — я про серьезные объемы и привлечение крупных строительных организаций, чтобы за короткое время купировать хотя бы часть проблем с изношенными сетями.
Но…
Действия новоуральской администрации в отношении МУП «Водоканал» за последние годы просто не находят логического объяснения. В отсутствие должного финансирования на ремонты сетей мэр Тюменцев делает две стратегические ошибки:
1. С помощью подконтрольных организаций («Водоканал» и «Водогрейная котельная») вынуждает УЖК «Новоуральская» подать на банкротство. И тем самым лишает эти организации денежных средств, которые УЖК «Новоуральская» исправно, из месяца в месяц, отдавала в счет погашения задолженности населения, исполняя ранее достигнутые между организациями соглашения.
Я подсчитала: за эти 3 года, что идет банкротство, он мог получить не меньше 80 млн.руб. Но не получил, виновника вы теперь знаете.
2. Заменяет Ильина П.А. — грамотного специалиста и руководителя, который многие годы руководил предприятием, — на человека практически без опыта работы в сфере вообще и руководящей работы в частности.
По этому поводу имеется интересная история. Когда я на Думе предложила Главе Тюменцеву пояснить причины увольнения Ильина, он, сославшись на широкий круг знакомых директоров «Водоканалов» и глав городов, назвал одну из причин: все ему известные «Водоканалы» — прибыльные. Вроде как П.А. не справился. Прошло три года, и на заседании Думы 3 декабря этого года я задала вопрос о ситуации с «Водоканалом». И все тот же Глава Тюменцев, не моргнув глазом, видимо, оправдывая фиаско директорства своего ставленника, всё так же на широкую публику заявляет, что все «Водоканалы» убыточны. Вот так обновил свои убеждения, культурно выражаясь.
Сейчас уже ясно, что нынешний директор «Водоканала» Свиридов С.Н. не справился и усугубил финансовую ситуацию (задолженность по налогам более 30 млн.рублей, за электроэнергию — 138 млн.рублей, а предприятию грозит реальное банкротство) и не сработался с коллективом. Нехватка персонала на «Водоканале» почти 100 человек. Управленческой команды нет. Работа с должниками практически не ведется. С другими участниками рынка у «Водоканала» взаимодействие тоже нулевое, если вообще не отрицательное. Только за ноябрь этого года в арбитраж поступило 10 исков с участием новруральского «Водоканала». Причем по 9 из них — в качестве ответчика, и сумма этих исков — почти 8,5 млн рублей.
Вот в такой ситуации находится новоуральский «Водоканал» сегодня. И в качестве мер реанимации планируется перечислить предприятию из бюджета почти 200 млн. рублей.
Пойди эти деньги на ремонты сетей, я бы еще поняла. Так нет! Для погашения задолженности перед поставщиками! Я думаю, это не последние суммы, которые из бюджета заплатит муниципалитет за долги «Водоканала». Потому как вряд ли найдутся специалисты антикризисного направления на нашем «Водоканале».
В ноябре на комиссии Думы по ЖКХ принято решение рекомендовать Администрации совместно с «Водоканалом» представить в январе 2026 года план финансового оздоровления организации. У меня серьезные опасения, что это будет очередная отписка на 1 листе формата А4, 14-ым шрифтом. Время покажет.
Вывод такой: непродуманные решения людей у власти запросто могут привести к коллапсу. В данном случае — к коллапсу на конкретном предприятии, а платить за ошибки будет город из бюджета.
PS для неумных людей, которые любят цитировать интернет-болтунов, но не любят читать документы. Задолженность УЖК перед кредиторами (в том числе «Водоканал», «Водогрейная котельная») на дату последнего отчета конкурсного управляющего составляет 558 млн.руб. Задолженность населения перед УЖК 574 млн. руб. Данные представлены на официальном сайте fedresurs.ru/ за подписью конкурсного управляющего.
Выводы можно сделать самостоятельно.


