Святой старообрядец, священномученик, харизматичный духовный лидер. Стойкий борец за веру и церковные традиции. Талантливый оратор, страстный полемист, неутомимый проповедник. Яростный обличитель и народный заступник. Смиренный молитвенник, авторитетный политик и исповедник. Примерный семьянин, любящий муж и отец. Выдающийся писатель и публицист, автор многочисленных сочинений, родоначальник новой российской словесности, вольного образного слова. Поистине культовая личность… Всё это о нём.
Протопоп Аввакум. Впервые услышала про него в школе, на уроке истории.
Он или церковный реформатор патриарх Никон – на чьей мысленно стороне я была? Сочувствовала ли «огнепальному страдальцу»? Что в общем думала о ситуации? Того уж не вспомнить. А хотелось бы.
Запомнилось лишь имя. Непривычное. Поэтому, наверно.
Новая встреча произошла в прошлом году. Когда смотрела, что есть в интернете о Прокопии Мезенине – моём пра- в 11 поколении. Сын протопопа Аввакума… – прочитала у известного краеведа Владимира Трусова. То есть, протопоп Аввакум – тот самый, из школьного учебника – мой предок?! Вот так находка!
Ну, привет! Давай знакомиться заново! Процесс, представляется, будет долгий – на десяток лет растянется. Предстоит не раз восхититься и, возможно, где-то разочароваться, чему-то удивиться, с чем-то не согласиться, многое понять и переосмыслить. Огромное спасибо говорю здесь всем, кто собрал и опубликовал информацию, кто изучил, проанализировал, поделился мыслями, кто сохранил.
Пока отметила для себя, что Аввакум писал с юмором, с иронией и с подробностями, первым стал писать по-русски (а не на старославянском), органично и искусно соединял книжный язык с разговорным. У него учились литературному языку многие писатели; в их числе – Бунин, Гончаров, Достоевский, Лесков, Пришвин, Тургенев. Его сочинения – яркие, образные, отличаются достоверностью и темпераментностью, наполнены смелыми меткими сравнениями и в то же время просты и понятны; некоторые, в том числе переведённое на многие языки мира «Житие…», написаны в земляной тюрьме в заполярном Пустозёрске.
В земляной тюрьме – в срубе, наполовину под землёй, в четыре квадратных метра, высотой около полутора метров, с единственным окном-дверью, где было весной по колено воды, летом – нечем дышать, а зимой – нечем согреться, где печной дым удушал и выедал глаза, – человек провёл четырнадцать лет. Мог, вероятно, и дольше, если б в 1682-м не казнили – сожгли заживо.
На хлебе и воде жил. Раздетый (поскольку одежда не просыхала, и в ней тут же заводились паразиты). Покрытый гнойными язвами. Окружённый тучами гнуса. Что примечательно, даже в таких условиях находил друзей и единомышленников. Тюрьма не сломала Аввакума, напротив – сама сломалась: за десять лет полностью обветшала.
Не сломили и десять лет изнурительных походов (ссылки за активное сопротивление церковным реформам) по Сибири и Забайкалью, где Аввакуму, его жене и детям довелось есть траву, сосновую кору и трупы животных.
По возвращении из ссылки Аввакум, как пишут, «вошёл в моду»: его приглашали в знатные дома, о здоровье сам царь справлялся. Каждое выступление его – прирождённого оратора, мастера публичной дискуссии – собирало толпы. Толпы верующих шли к нему за советом и благословением.
И сторонники, и враги уважали Аввакума за суровый нрав и высочайшую принципиальность. Он не боялся заступаться за бедных и с юмором решал застарелые нравственные проблемы города. Его преследовали, а он не переставал обличать жестокую и несправедливую власть, до последнего вздоха защищал старинный, традиционный образ жизни.
Родился 25 ноября (5 декабря) 1620 года в семье священника. Уже в 23 (ранее положенного срока – что свидетельствует об особом, выдающемся, складе личности) и сам стал священником. В мае 1652-го удостоился сана старшего священника. Протопопа.
Так – протопопом – себя и прозывал. И других к тому приучил.
P. S. Одна из целей теперь – посетить нижегородскую землю, а именно село Григорово, где прошли первые годы жизни будущего святого, и село Лопатищи, где сам Аввакум служил священником и где его супруга Анастасия и их сын Прокопий (мои, получается, много раз пра-) появились на свет. Верю, поездка окажется богатой на впечатления.
P. P. S. Говорят, это только легенда – про родство Прокопия Мезенина и протопопа Аввакума, и подтверждений ей нет. Не спорю… но всё же чувствую…


