Site icon Новоуральский городской портал

Сага о счётчиках

Закон предоставил жителям разные варианты передачи показаний счётчиков. И разрешил людям делать это, как им удобно. Удобно тебе это делать через свою управляющую компанию или её цифровые ресурсы? — управляющая компания должна у тебя показания принять и передать ресурснику.

Это – краткое изложение п. 31.1 пп «е» действующего Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №345 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

С переходом на прямые договоры в этой части ничего не изменилось.

«Управляющая организация все также обязана ежемесячно предоставлять ресурсоснабжающей организации показания индивидуальных приборов учета, если их передали ей жители», — неоднократно разжёвывали региональным властям смысл этой нормы закона лидеры Всероссийской политической партии «Единая Россия» посредством партпроекта «Школа грамотного потребителя».

Мэр, шагающий не в ногу

Позиция же новоуральского мэра Тюменцева и его администрации расходится с позицией лидеров «Единой России» и законами Российской Федерации. Четвёртый месяц главная городская проблема у местных чиновников — как всеми своими административными ресурсами отстранить неугодные управляющие компании от приёма показаний счётчиков и заставить новоуральцев передавать их по новому номеру телефона.

А всё потому, что создали на коленке под это дело новую организацию и вбухали в неё огромные деньги. Вот поднаготная, почему своим журналистам и блогерам мэр сказал, что главное во всей этой истории — кричать, по какому телефону показания счётчиков принимать.

Даже когда управляющие компании инициировали сохранение для жителей возможности передачи показаний по единому номеру 5–88–00, это вызвало категорическое неприятие со стороны администрации! Чем не угодила мэрии добрая инициатива? Законодательно не запрещено, людям удобно. Но нет же! Публичные обвинения в фейках, фантазии на тему: если управляющая компания стала бесплатно принимать показания счётчиков, зачем тогда «Водоканал» ей деньги платил да ещё по агентскому договору?

Давайте зададим вопрос по-другому: а вы видели этот агентский договор? Знаете, что именно в нём было? «Водоканал»-то с администрацией помалкивают.
Знаете, почему?

Как появился агентский договор?

С марта 2020 года МУП «Водоканал», перейдя на прямые договоры с жителями, стал исполнителем коммунальных услуг. С новым статусом у него появилось огромное количество новых обязанностей — принимать показания счётчиков от населения, расчёт платы жителям по индивидуальному и общедомовому потреблению и т. д.
Кому интересно, полный перечень — в п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 345 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Что сделал новоуральский «Водоканал»? Штата специалистов для работы с квартирными водосчётчиками у него не было. Как и собственного абонентского стола, чтобы работать с жителями. Поэтому все свои новые обязанности, связанные с водосчётчиками, «Водоканал» в полном объёме на законных основаниях передал предприятию «Управдом-Энергосервис». И больше 3-х лет пользовался его услугами совершенно бесплатно: между предприятиями было соглашение об информационном обмене.
Такая вот одна из приятных «плюшек», которую получил «Водоканал», согласившись перейти на прямые договоры с жителями.
А в 2023 году появились договорные отношения. И для «Водоканала» это было выгодней, чем организовывать и содержать собственный абонентский стол.

Что было в агентском договоре?

Приём показаний счётчиков 11 дней в месяц — пункт 2.1.5 этого договора. Это всего одна из его позиций, лишь 5% от общего объёма работ, связанных со счётчиками, которые по агентскому договору «Управдом- Энергосервис» выполнял для «Водоканала».

Также сотрудники «УЭС» (идём прямо по тексту договора):
• вводили счётчики холодной воды в эксплуатацию,
• устанавливали на них контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб и т. п., которые фиксировали факт вмешательства в работу прибора,
• ходили с контрольными проверками водосчётчиков по квартирам жителей, — ежемесячно считали объёмы и плату за холодную воду и водоотведение по каждому из 40 000 лицевых счетов,
• проводили огромное количество других расчётов — от среднемесячного расхода холодной воды также по всем лицевым счетам до общего объёма потребления жителями услуг «Водоканала»,
• выполняли перерасчёты — например, при изменении тарифов на холодную воду, в связи с временным отсутствием потребителей и др.,
• ежемесячно передавали в НРИЦ по каждому лицевому счёту всю информацию о водосчётчиках, их показаниях, объёмах и стоимости коммунальных услуг «Водоканала» для формирования платёжек,
• консультировали жителей по всем вопросам, связанным с водосчётчиками, выдавали справки об их приборах, способе и порядке расчёта объёма и стоимости коммунальных услуг,
• вели всю необходимую отчётность для «Водоканала» и для контролирующих его органов,
• обеспечивали наличие и работу офиса для консультаций потребителей по всем вопросам, связанным с приборным учётом, начислением платы, расчётом объёмов услуг и др., а также для приёма заявлений и документов, необходимых для ввода водосчётчиков холодной воды в эксплуатацию,
• и др.

Как-то так. В общей сложности почти 20 пунктов. Все виды работ со счётчиками, предусмотренные законодательством.

Что сейчас нужно знать и понимать новоуральцам

Первое. Обязанность принимать показания счётчиков закреплена законом за всеми без исключения управляющими компаниями Российской Федерации. И у новоуральской мэрии нет и никогда не будет полномочий отстранить какую-либо управляющую компанию города от приёма показаний. Бот, сайт, единый номер 5–88–00 — это разные варианты, которые предоставляет управляющая компания жителям во исполнение этого закона. Так было много лет, и так будет всегда.

Второе. Показания приборов учёта жителей управляющим компаниям необходимы для контроля в интересах жителей расчёта платы за услуги. И ресурсники при получении этой информации от жителей по закону обязаны передавать её в управляющие компании (см. уже упомянутое Постановление Правительства РФ № 345, пп. ж) п. 31).
У «РИРа» есть своя подрядная организация, которая выиграла серьёзный независимый аукцион и рассчитывает плату за электричество и горячую воду по показаниям жителей. А также осуществляет расчёт платы за общедомовое потребление холодной воды и водоотведение.
Поэтому чем больше источников, искусственно созданных для приёма показаний, тем больше посредников, — и больше вероятность ошибок в расчётах.

Третье. В январе и в феврале 2024 года подавляющее большинство населения для передачи показаний воспользовалось именно ботом, сайтом upravdom44.ru и единым номером 5–88–00.
Это прямо подтверждает тот факт, что людям удобней сотрудничать именно со своей управляющей компанией. Никто из жителей не запутался, дальнейший процесс передачи в «Водоканал» данных по холодной воде происходит четко и с соблюдением установленных законом сроков. Обо всем этом управляющая компания публично отчитывается перед населением в своей официальной группе в ВКонтакте.

Четвёртое. А вот со стороны «Водоканала» с огромной задержкой передавать в управляющую компанию те крохи показаний, полученные от жителей на новый номер, — это некрасиво и незаконно. Потому что управляющей компании эти данные нужны для расчётов, а расчёты нужны людям в платёжках.

Пятое. И вот сейчас жители увидели: в январе управляющая компания приняла от жителей и передала в «Водоканал» весь объём показаний счётчиков — «Водоканал» должен был рассчитать и поставить в платёжные документы за февраль объёмы и плату за услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
И не справился с этим.
Точнее, не справилась с расчётами созданная под это дело с подачи мэрии АНО «ГЦРЭ» (Автономная некоммерческая организация «Городской центр ресурсосбережения и энергоэффективности»). И многие новоуральцы увидели в своих платёжках за февраль совсем не те цифры, которые передавали. Соответственно, плату за потреблённую холодную воду и водоотведение им выставили неверно. Что было ожидаемо: ведь для расчётов нужно располагать гораздо бОльшим объёмом информации, чем полученные от населения показания счётчиков.
Вот такое ресурсосбережение и энергоэффективность по-тюменцевски…
И это уже не шутки.
Если в магазине покупателя обсчитают, это называется обман потребителя. И за такие дела привлекают к ответственности — административной или уголовной, в зависимости от суммы обмана. В общем, некрасиво начала свою деятельность мэрская новая протеже.

Шестое. Кто и как сейчас реализует остальные пункты абонентского договора? Кто-нибудь знает, где получить сейчас справку? Кто и как сейчас фиксирует несанкционированное вмешательство в работу холодного водосчётчика и проверяет достоверность его сведений? Ведь на их основе потребителям рассчитываются объём потребления холодной воды и стоимость — и по отдельному лицевому счёту, и по всему дому.
А как вообще проходит сейчас контрольный обход и проходит ли? Раньше он был одномоментно по всем видам счётчиков в каждой квартире дома. Сейчас это будут делать разные организации — каждый по «своему» счётчику, а человек должен для этого несколько раз отпрашиваться с работы? Где получить консультацию по счётчику холодной воды? Как закрыть лицевые счета — например, при продаже квартиры? Люди уже третий месяц не могут понять, куда им бежать. И с каждым днём таких людей всё больше. А «Водоканал» с мэрией молчат. Потому что, видимо, сейчас уже поняли, счётчик— это не только циферки в окошке под стеклом.

Седьмое. Новую схему передачи показаний (через ресурсы Центра по энергосбережению) мэрия преподносит новоуральцам как новое экономическое чудо. Как сообщила «Новоуральская вещательная компания» 16 февраля в своём паблике, «для поставщиков ресурсов такое решение позволит значительно сократить финансовые затраты». Ждём от администрации сюжет и публикации с экономическим подтверждением этой фразы — хор-р-роший такой, «взрослый» материал, прям с расчётами и комментариями экономистов «Водоканала», опять же проиллюстрированных цифрами.

Потому что администрация байки уже рассказывала про экономическое чудо «ОКС». Де-факто оно оказалось уродцем, которым занимаются и ФАС, и правоохранительные органы, и суд, и уже налоговая подключилась. Новое заседание по иску о возврате в казну Новоуральска незаконно переданного «ОКСу» здания назначено на 12 апреля.

А ещё:
• По итогам проверок, которые провели Департамент ГЖИ Свердловской области и Межрегиональное управление 31 Федерального медико- биологического агентства, «ОКС» вынесено 9 предостережений.
• «РИР» с регулярностью начал выходить в арбитраж с исками к «ОКСу»: за последний год общая сумма исковых требований составила (по информации сайта https://checko.ru) без малого 500 тысяч руб лей.

Кстати, последнюю хохму про «ОКС» знаете? Даже бывший директор «ОКСа» Шадрин уже судится со своими детищами — «ОКСом» и его дочкой, ООО «Новый город». Оба спора связаны с имущественными правами, в основе обоих — иски Шадрина о взыскании с ответчиков сумм по договору займа/кредитному договору.
И один суд он уже почти даже выиграл: в деле с «Новым городом» есть свежеиспечённый судебный приказ от 29 февраля 2024 года. Будет ответчик его оспаривать или нет — на момент написания этой публикации неизвестно, срок подачи апелляции не вышел.

Но это уже совсем другая история:)

«Новоуральская независимая газета» №2 (12) от 15 марта 2024 года
vk.com/@-216484452-saga-o-schetchikah

Exit mobile version