Начальник Управления образования НГО Татьяна Николаевна Аленькина, директор лицея № 56 Ольга Евгеньевна Южакова, а также заместители директоров по учебно-воспитательной работе гимназии Алла Витальевна Ваганова, гимназии № 41 Ольга Михайловна Хомей и лицея № 58 Надежда Ивановна Григорьева приняли участие в конкурсе «Флагманы образования. Муниципалитет».
Всероссийский конкурс «Флагманы образования. Муниципалитет» президентской платформы «Россия – страна возможностей» – первый масштабный профессиональный конкурс для представителей муниципальной системы образования. В этот раз он реализовался в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование», проводился при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Цели конкурса назывались следующие: 1) поиск, развитие и поддержка лидеров системы образования; 2) формирование кадрового резерва системы образования; 3) выявление тех, чьи профессиональные навыки помогут реализовать национальные задачи, тех, кто владеет лучшими практиками, решениями, инструментами и готов делиться ими со своими коллегами.
Организаторы позиционировали конкурс как площадку для обмена опытом и распространения лучших практик, на которой управленцы системы образования могут заявить о себе и найти единомышленников, как открытый ресурс для саморазвития и профессионального совершенствования.
Конкурс был объявлен в декабре 2021 года. Все желающие поучаствовать в нём – это могли быть как опытные управленцы, так и начинающие – должны были до марта зарегистрироваться на сайте. В марте прошло online-тестирование, по его итогам из 1600 команд (в составе каждой было пять представителей управленческого звена) 120 вышли в очные полуфиналы.
Тестирование состояло из трёх частей: «Функциональная грамотность», «Общие знания», «Психолого-педагогические и экономико-правовые аспекты организации работы муниципальной системы образования». Участники смогли проверить свой уровень знаний по истории и культуре России, русскому языку, культуре речи, праву и географии, определить, насколько хорошо они осведомлены об изменениях в нормативных правовых документах сферы образования.
Полуфиналы (их было два) проводились в июле в Москве. Новоуральцы участвовали в первом, соперничали с командами из Дальневосточного, Приволжского, Сибирского и Уральского федеральных округов.
В рамках конкурсных испытаний участники проявили свои аналитические, надпрофессиональные и управленческие навыки, продемонстрировали психолого-педагогические компетенции и умение решать проблемы разного профиля. Команды успешно справились с кейс-турниром, а затем – с испытанием в формате мастермайнда.
Была организована и насыщенная деловая программа. В том числе состоялись:
- панельная дискуссия «Роль муниципальной системы образования в решении задач Концепции подготовки педагогических кадров до 2030 года»,
- лекция «Профориентация сегодня: взгляд в будущее»,
- воркшоп «Интерактивный контент в социальных сетях»,
- форсайт-сессия «От вызовов времени – к приоритету образования»,
- педагогический гейм «Год педагога и наставника с удовольствием: точка сборки»,
- проектная сессия «Муниципальное образовательное событие как проект».
Важным событием полуфинала стала стратегическая сессия «Экософия». На ней говорили о создании единого стандарта проведения уроков, направленных на формирование экологической культуры.
В заключительный день первого полуфинала участники конкурса обсудили в Госдуме финансово-экономические механизмы развития системы образования. Также конкурсанты обсудили актуальные проблемы патриотического воспитания молодёжи на площадке Общественной палаты Российской Федерации.
В финал попали 30 команд из 16 регионов, в том числе пять – из Свердловской области: Департамента образования Екатеринбурга, Железнодорожного района Екатеринбурга, Лесного, Новоуральска и Полевского. Все боролись за возможность попасть в кадровый резерв, пройти переподготовку по специальности «Менеджер» на базе Института управления образованием Российской академии образования и стажировку в лучших образовательных организациях страны. Победили в итоге управленцы из Белгородской, Кемеровской и Липецкой областей, Краснодарского края и Чеченской Республики.
Финал прошёл с 4 по 7 ноября в Центре знаний «Машук» в Пятигорске. Программа его была довольно обширной.
Помимо прочего участники занимались проектированием муниципальных образовательных событий предстоящего «Года педагога и наставника». В результате были разработаны программы событий, которые финалисты будут реализовывать у себя на местах. Это будут мероприятия, направленные на популяризацию профессии учителя, а также института наставничества, привлечение партнёров для решения социальных проблем, подготовку кадров и поддержку молодых педагогов.
Было также практическое задание «Анализ деятельности муниципального органа управления образованием», которое включало в себя проведение комплексного анализа работы муниципалитета на основе информации, размещённой в открытых источниках.
Выполняя задания кейс-турнира, финалисты показали умение работать в социальных сетях. Здесь оценивались навыки использования социальных сетей как эффективного инструмента коммуникаций с разными целевыми аудиториями и как актуального ресурса для продвижения бренда муниципалитета.
Для региональных координаторов конкурса была проведена проектная сессия. Представители 16 субъектов России обсудили барьеры, которые мешают педагогам и управленцам участвовать в профессиональных конкурсах, и пути их преодоления. Особое внимание уделили развитию сети психолого-педагогических классов в школах, которые создаются по инициативе Министерства просвещения России. Кроме того, участники сессии подчеркнули важность постпроектного сопровождения не только победителей, но и всех участников конкурсов.
Прошли и различные мастер-классы и лекции. В том числе говорили о принципах успешных публичных выступлений перед СМИ, об актуальных медиатрендах и эффективных инструментах коммуникаций для развития личного бренда или собственного проекта. Отдельной темой стало противодействие фейкам. А ещё можно было посетить «игровую гостиную» и «квартирник», принять участие в профессиональном гейме, заседании читательского клуба и фасилитационной сессии.
В ходе конкурса оценивались профильные компетенции участников мероприятия, лидерские качества, умение выделить основные показатели, проблемные зоны и приоритетные направления развития системы образования.
С 14 апреля по 15 июля полуфиналисты прошли обучение по специальной образовательной программе повышения квалификации, которую реализовал Институт управления образованием Российской академии образования. Программа содержала четыре смысловых блока, посвящённых основам управленческой деятельности, антикризисному управлению, информационной открытости и безопасности, а также технологиям мотивирующего мониторинга.
Тот же Институт 10 октября совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» запустил программу переподготовки и повышения квалификации для финалистов конкурса. Программу планируют реализовать в период по 12 декабря.