Грязь. С каждым днем она все больше поглощает город, оседая серыми подтеками на обуви и одежде, на волосах и руках, на каждой скамейке и дверной ручке. Полы в приличных домах моются и пылесосятся по несколько раз на дню, но и это не спасает от песка, который сыплется и сыплется с обуви, несмотря на коврики в подъездах, и растаскивается по всей квартире. От нее не представляется возможным скрыться, ведь грязно абсолютно везде. Есть одна народная шутка про три состояния погоды в России: грязь; грязь засохла; грязь замёрзла. Как говорится, в каждой шутке… В Новоуральске это особенно заметно. И переход грязи из одного агрегатного состояния в другое сопровождается бесконечной чисткой обуви, одежды и… Хотелось написать – машин. Но, похоже, их практически никто в этом году не моет – так и ездят грязными, потому что противостоять этому совершенно бесполезно.
Откуда же берётся грязь, которой покрыто в городе абсолютно все?
В первую очередь – песок и соль. Соль разъедает всё вокруг, включая зелень на газонах, проникает в почву и грунтовые воды, уничтожает инфраструктуру, негативно отражаясь на экологии города. Песок по весне забивает ливневки, эффективность которых и без того оставляет желать лучшего. С наступлением тепла все это подсыхает и превращается в пыль, убирать которую у нас отчего-то не любят — от слова вообще. К этому добавляется гигантское количество подсохших «следов жизнедеятельности» домашних и бездомных собак. Во время дождя все это плотной грязной жижей оседает на домах, автомобилях, скамейках и зелени, а в сухую погоду – в носу, во рту, в наших глазах и лёгких. Зимой грязь снова покрывается снегом, а затем снова песком. И так по кругу.
Вроде не секрет, что по правилам сначала с асфальта должен счищаться снег, затем дорога должна посыпаться песко-соляной смесью. Через какое-то время подтаявший рыхлый снег вместе с остатками смеси нужно собрать с дорог и вывезти. У нас смесь просто сыпят. Насыпают везде. И не убирают. А при уборке — соскребают и вываливают на газон рядом. В итоге, когда снег начинает таять, весь песок с солью остается на газонах, оставляя на почве и старой траве толстый слой грязи, химических реагентов и пыли. На газонах, на которых потом отказывается расти трава и даже кустарники. А ведь они не просто так понатыканы рядом с дорогой. Это живая изгородь между малоэтажными домами «старого города» и дорогами, основными трассами в Новоуральске, которая задумывалась как защита от шума, пыли и выхлопных газов.
Второй источник грязи – стихийные тропинки и «срезки» по газонам, запущенные клумбы и просто необлагороженные участки, на которых в лучшем случае иногда летом скашивают траву. Всё это растаскивается по дорогам, которые никто не моет. Поливальные машины, изредка появляющиеся на улицах города летом, способны разве что на время пыль прибить к асфальту.
Грязь ощущается даже из дома, так как окна со стороны улицы покрыты толстым слоем пыльной жижи. И это — ежедневная наша реальность, спастись от нее, разъедающей носоглотку пыли, серости и замызганности вокруг, кажется абсолютно невозможным.
Эти проблемы начинаются ещё в начале зимы. Большое количество неубранного снега – это большое количество воды весной, это большие объёмы реагентов и песка, а значит, большие объёмы грязи на дорогах. И пыли тоже потом больше.
А ведь условия и правила сохранения «чистых улиц», даже в нашем климате, давно известны. Чистить улицы с первой снежинки и до последней. Сразу. Правда, при этом ответственным необходимо контролировать выход на улицы техники и расход противогололедных материалов, что, видимо, очень сложно.
Вообще, лучший способ борьбы с гололёдом вовсе не реагенты, а просто хорошая и своевременная уборка снега. Мыть дороги в теплую погоду. Благоустраивать стихийные участки с открытой землёй, делать пешеходные дорожки на местах тропинок. Снижать количество автомобилей на улицах. Мотивируя использовать общественный транспорт и, когда позволяет погода, велосипеды (разумеется, одни лишь «умные остановки» в этом не помогут).
Контролировать подрядчиков по благоустройству и запрещать им оставлять материалы на объекте, чтобы защитить горожан от строительной пыли и грязи.
Есть подозрение, что если те, кому поручили управление всей этой «средой», начнут ею действительно управлять, то Новоуральск, имеющий огромный «благоустроительный» потенциал для небольшого городка, преобразится. Увы, мы наблюдаем печальную оргию абсурда. Пока мы рассуждаем об удобстве, комфорте, правильности благоустройства, чиновники и депутаты рассуждают о городских улицах в понятиях бюджета. Ремонт, уборка, благоустройство – всё это просто бюджет. Не удобные пешеходные зоны, улицы, дворы, скверы – а бюджет. Который осваивается тем или иным подрядчиком. Когда принимается решение, ремонтировать ли что-то, прибирать ли где-то, оно принимается не для того, чтобы это что-то стало красивее, чище и уютнее, а для того, чтобы подрядчик мог на законных основаниях освоить кусок бюджета ( или чтобы громко отчитаться). А с таким подходом, как правило, наплевать на результат (хотя, казалось бы, никто не мешает при осваивании бюджета и дело делать).
Грязь — такая же распространенная у нас проблема, как «дураки» и «дороги», и есть у меня догадка, что всё это как-то взаимосвязано.
Мария Залесова