Site icon Новоуральский городской портал

И снова в фокусе внимания — «Утилис»

Не знаю, кому как… А мне 2017 год, объявленный Годом экологии, и 2018 запомнились не только (и не столько) достижениями, связанными с решением экологических проблем в России, сколько скандалами, которые развернулись вокруг этой темы на всей территории страны. И прошли бы скандалы мимо нас, но случились в то же время выборы — главы города и в горДуму. Именно тогда личности, «внезапно заинтересовавшиеся экологией», вызвали у меня недоумение: никто из этих людей не вел экологичного образа жизни, никогда не высказывал желания участвовать в экологических проектах, и судя по появившимся тогда постам, вообще плохо представляли себе разницу между ртутью и мышьяком — с чего вдруг интерес к теме? О какой внезапно проснувшейся тяге к сохранению природы может идти речь? Да ни о какой.

К сожалению, как и показали последующие годы — вся борьба за окружающую среду есть ни что иное, как манипуляция общественным мнением ради достижения меркантильных целей — политических или экономических. Помните, да? Пикеты, митинги, многостраничные статьи в газетах: полигон проверяли, требовали закрыть. И так как тема экологии и производства достаточно объемная, — «псевдо-экологи» этим прекрасно пользуются. Были и ожоги легких у общественников, были и мертвые птицы вокруг полигона, и стоки с Утилиса, попадающие в Бунарку, из которой мы потом пьем, и признаки лучевой болезни в виде жжения глаз, губ, лёгких, ломоты в суставах, головокружения и тошноты… Были даже ожоги кожи от прикасания к одежде одного из активистов, побывавшего на свалке…  В итоге, окружив ситуацию на полигоне неимоверным количеством домыслов, от Утилиса отстали, и совершенно о нем забыли… Собственно, вообще о любых полигонах в округе, как и об экологии города в целом. До недавнего времени. А все почему? )) ну да, в этом году снова выборы в Новоуральскую Думу.

Почему «политики» столь недальновидны и не стали использовать свалку в своих целях и дальше — другой вопрос. Согласитесь, если бы они все 5 лет неустанно и беспрестанно продолжали «бороться», бегая по кабинетам и договариваясь о дальнейшей минимизации найденного ими вреда, — веры им было бы больше… Особенно сейчас, когда часть из них вдруг ринулась нахваливать экологическую жемчужину Урала и петь про город-курорт… Но тут уж, как говорится, — в политика не стреляйте, пиарится как умеет.

Каков же официальный повод кипеша в этом году? Общественные слушания, которые должны пройти 14 февраля этого года (по поводу расширения полигона) — грех не напомнить жителям о своем существовании. Как на мой взгляд, слушания — мероприятие крайне полезное. Стоит ли туда идти обычным жителям, проживающим в городе (в отличие от части эколухов)? Если разобрались в теме, действительно готовы за ней следить и пытаться на нее влиять в виде общественной работы на протяжении многих лет, — обязательно. Чем больше грамотных людей и мнений, — тем лучше, это касается любой сферы. Если же вы вспоминаете про Утилис исключительно перед выборами, когда о ней начинают громко говорить кандидаты в Думу (которых, разумеется, в остальное время Утилис никак не волнует) — не тратьте время. Люди срубят политические «лайки», а на ситуацию вы, не владея информацией, все равно не повлияете.

Кстати, немного информации для тех, кому реально тема интересна.

Немногие в городе знают, что «Утилис» является специализированным полигоном для размещения строительных и промышленных отходов, был организован и функционирует на площадях, которые являлись местом захоронения отходов с самого момента основания Свердловска-44. С 1954 года на этих территориях принимались отходы и с УАМЗа, и с УЭХК. С 1992 года полигон функционирует в составе ООО «Утилис». То есть полигону почти 7 десятков лет, конкретно полигону ООО «Утилис» — 30.

Расположен полигон на западной окраине промышленной зоны г. Новоуральска, на земельных участках общей площадью 13,5 га. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «Утилис» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с бессрочным сроком действия. Лицензионный перечень включает в себя более 1000 видов отходов. В штате ООО «Утилис» работают 4 инженера-эколога. Сотрудниками компании с привлечением Федерального центра лабораторного анализа технических измерений постоянно осуществляется мониторинг, в рамках которого регулярно проводятся отборы проб почвы, воздуха, воды и растительности и исследуются в динамике на предмет содержания в них тяжелых металлов.

Несколько лет назад экологи громко и яростно рассказывали о том, что полигон — это просто вырытая яма, куда всё бездумно бросают, а потом «все это просачивается в почву, попадает в грунтовые и подземные реки», которые, протекая через весь город, попадают в водоем.

На самом деле, чтобы открыть полигон для хранения отходов, необходимо выполнить множество условий, которые диктуют СНиП, СанПиН и прочие законы и подзаконные акты, касающиеся охраны окружающей среды и градостроительства. Например, полигон должен иметь собственную санитарно-защитную зону. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме и устанавливается законодательством (СанПиН 2.2.12.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов). По закону такая СЗЗ должна быть 500 метров. У полигона ООО «Утилис» эта зона составляет 1000 метров.

Процесс строительства используемого сейчас полигона ООО «Утилис»

Основным элементом любого полигона является противофильтрационный экран. Его наличие и отличает полигон от свалки. Обычно экран выполняют из глин с определенным коэффициентом фильтрации. Это дорого, трудоемко и требует длительных сроков проведения гидроизоляционных работ (что, кстати, и объясняет, почему не так просто сделать новый полигон). В случае с «Утилисом» карта (территория полигона) изнутри представляет собой огромный котлован, по всей территории которого установлен защитный противофильтрационный «экран» толщиной больше метра, состоящий из супесчаного грунта (это глинистый грунт, который содержит глинистые частицы и песок), мятой глины и уплотненного основания, протравленного гербицидами. Он и предотвращает попадание опасных веществ в почву и грунтовые воды.

Вся площадь, где складируются отходы, разбивается на отдельные участки, каждый из которых эксплуатируется в течение определенного времени. Дренажная система, обеспечивающая сбор и удаление фильтрата, запроектирована таким образом, чтобы обеспечить эффективный сбор и отвод фильтрата, возможность контроля ее работоспособности и промывки во время эксплуатации. Вся жидкость, собираемая с территории полигона, сливается в отдельные емкости и отвозится на очистку и переработку в МУП «Водоканал», никто не сливает образованный фильтрат в окружающую среду, так как сбор и очистка его являются необходимым условием для работы любого крупного полигона хранения отходов.

Контролирует такие полигоны в стране Росприроднадзор. Он же определяет класс отходов, с которыми может работать полигон, степень воздействия на окружающую среду и в конечном итоге выдает лицензии на тот или иной вид деятельности. Опасность отходов определяется экспериментальным методом. Делается водная вытяжка из отходов, которая проходит биотестирование на допустимую устойчивость к биодеградации, определяется способность отдельных компонентов его состава и всего вещества в целом разлагаться под действием микроорганизмов. И делается это в специальных лабораторных условиях. Аккредитованная организация с помощью физико-химических исследований определяет степень опасности. На отходы приведенных классов необходимы специальные паспорта, которые заполняются по форме Росприроднадзора. Все поступающие на предприятие отходы, независимо от состава, тары, вида, должны быть паспортизированы. ООО «Утилис» не работает с отходами 1 и 2 класса опасности, с жидкими, радиоактивными и содержащими ртуть. Самым опасным химическим элементом из тех, что поступают на полигон, является мышьяк. Раньше это называлось «отход солей» с содержанием такого элемента, как мышьяк, около 21%.

Вообще, хочется напомнить, что за три сотни лет развития уральской металлургии в регионе накопились сотни миллионов тонн промышленных отходов. В федеральном округе сосредоточена приличная часть предприятий отечественной индустрии, вклад которых в загрязнение окружающей среды очень заметен. Из-за присутствия топливной промышленности, энергетических компаний, черной и цветной металлургии, машиностроения, лесохимического комплекса наш регион относится к числу наиболее «грязных» в экологическом отношении. И уж конечно ничего хорошего в том, что промышленность до сих пор оставляет после себя столько грязи нет. Проблемы с экологией есть, и их довольно много, глупо это отрицать.

Вот только решать их надо путем внедрения новых разработок в работу полигонов, контроля со стороны общественности, городской Администрации и надзорных ведомств за соответствием современным стандартам экологической безопасности… а не по указке активистов, которые появляются исключительно накануне предвыборной возни.

Мария Залесова

Exit mobile version