Один из даров Бога человеку – это надежда. Надежда — одна из христианских добродетелей, вместе с верой и любовью. Отличием надежды от веры является, наверное, то, что она есть у каждого человека, не важно, верит он в Бога или не верит.
Чаще всего мы надеемся на что-то земное, на исполнение наших желаний. И так повелось с момента сотворения и грехопадения Адама и Евы, когда им, изгнанным из рая, Бог дал надежду, что закончится время их страданий на земле. Что когда-то наступит избавление от болезней, тяжелого труда и смерти, время возвращения к прежней счастливой жизни в Раю.
И надежда никогда не оставляет человека, если только он совсем не отчаивается, подходя к самой страшной черте, за которой только пустота — разрыв с собой, с близкими и Богом.
В остальных случаях надежда живет в людях, и смена года — Новогодние праздники и Рождество — это еще один повод укрепить свою надежду, постараться забыть прошлые невзгоды и начать новую жизнь. В некотором смысле, можно назвать начало Нового года Большим понедельником – понедельником, с которого мы часто даем себе обещание начать новую жизнь.
Конечно, найдутся скептики, которые скажут, что ничего не меняется и смена числа на календаре тоже ничего не изменит. Тем более что минувший год не дает поводов для праздничного настроения. Что им возразить?
Только то, что, когда в мир пришел Христос, тоже ничего не поменялось. Три волхва, пара пастухов, Иосиф с Марией и несколько бессловесных животных в вертепе — вот все те, кто пережил чудо прихода Мессии в мир как нечто важное. В тишине ночи, наступившей за пением ангелов, пастухи пришли в вертеп и первыми поклонились Христу, а после, как это изображают иконы, принесли свои дары волхвы, и жизнь продолжила свой бег дальше.
Для всех остальных продолжалась рутина, повседневные заботы и хлопоты. Где-то рождались другие дети, люди болели, а кто-то завершал свой жизненный путь. А если кто и переживал в те дни о произошедшем, то только Ирод, которого беспокоили слова волхвов о том, что еще кто-то претендует на его власть над Иудеей.
Однако именно с этой ночи началось изменение мировой истории — найдется ли человек способный это отрицать? В мире случилось чудо. Чудо, преобразившее мир. И в этом мире мы живем до сих пор.
Что главное в Рождестве? Одна важная вещь, которая делает его больше простого ежегодного повторяющегося календарного события, пусть и праздничного. У него нет избранности. Оно не только для православных, не только для католиков и не только для христиан, для взрослых или детей. Оно вообще для всех.
Есть в Рождестве полная универсальность, всечеловечность. В этом празднике еще нет ничего, что требовало бы от человека определенного выбора. Этот праздник — дар всему человечеству. Уже впоследствии, в ходе евангельской истории, кто-то примет Спасителя, кто-то будет попирать его ногами, кто-то на него наплюет, кто-то будет ему поклоняться… Но пока ничего этого еще нет. Родился Младенец — совершенно безвестно, безымянно, без шума, возвещаемый миру только одной звездой, и всё. Ни извержения вулкана, ни тайфуна, и небо не обвалилось на землю, а тихонько сошло в вертеп… В этом большой смысл — радость для всех, и если захочешь — примешь её, не пожелаешь — не примешь.
В Своем рождении Христос к каждому из нас, так же как и две тысячи лет назад, обращается с вопросом: как отнесетесь вы к беззащитности любви? Как отнесетесь вы к невинности, к предельной уязвимости, к той любви, которая себя всецело, без колебания отдает нам?
Мы знаем, как проходила эта ночь для Иосифа и Марии. Они стучались во всякую дверь в надежде на приют, чтобы Она могла под человеческим кровом родить ребенка… Но каждая дверь перед ними закрывалась, потому что каждой семье было не до них: не было мест или просто не хотели видеть чужого человека… И эти странники нашли себе приют в пещере, где были ясли для животных; и сами животные, которые, по слову Священного Писания, невинно страдают от человеческого греха, принимали Христа. Ясли — интересный Евангельский образ. Да, он может быть для нас несколько оскорбительным — младенец в кормушке для скота. И плохого человека часто называют скотом, ведь от злобы и пороков люди оскотиниваются, теряют человеческий облик, становятся по нравам ниже зверей. Но от этого люди не перестают быть детьми Божиими. Христос рождается среди бессловесных, чтобы исцелить впавших в полузвериное состояние людей, вернуть им их природное достоинство.
Кто еще встречает Его? Ангелы, поклонившиеся Богу, ставшему человеком, и волхвы, которых мудрость и ученость привели к изумлению перед сотворенным миром и к открытию Живого Бога. И пастухи, пришедшие к яслям под руководством ангелов: люди простые, чистого, незатемненного сердца тоже узнали во Младенце, лежащем в яслях, Живого Бога, пришедшего в мир.
В ту ночь не нашлось больше любви к родившемуся Спасителю. Но с рождением Христа мир получил надежду на перемены. Надежду стать лучше, ведь с этого момента Бог, ставший человеком, стал живой силой этого мира.
То, что Евангелие говорит о Христе, обращено и к верующему и к неверующему, потому что мы все, верующие и неверующие, несомненно, верим в одно — в человека. И во Христе мы видим человека совершенного, мирного, готового из любви полностью отдать Свою жизнь другим. И это пример всем людям.
Христианам же, встречающим Рождество как один из важнейших праздников, необходимо помнить, что христианская вера- не философское учение, а жизнь: нам надо жить по Евангелию, жить так, как учит нас Христос, иначе каждое наше слово о вере является ложью. Тем, кто, зная заповеди Христа, не исполняет их, Господь скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7.21-22). Потому что формальное исполнение предписаний, постов и даже ежедневные молитвы без любви и внимания к ближнему не приближают нас к Богу.
Совершая добрые дела, мы не становимся святыми автоматически, но без сомнения становимся лучше и приближаемся ко Христу. Будем надеяться, что в новом году у нас найдутся силы проявить свою человечность — через взаимопомощь, понимание и прощение.
Храм прп. Серафима Саровского (по материалам портала «Правмир»)