Site icon Новоуральский городской портал

Перспективы сферы управления жильем в Новоуральске и не только

Пока ковидная повестка занимает 90% информационного пространства, в государственной политике намечаются тектонические сдвиги, которые население пока не замечает.

В «Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года», подготовленную Минстроем России, и проходящую сейчас общественное обсуждение, включено «развитие институтов и моделей управления жильем», включая… модель «регионального оператора по управлению жильём». И это словосочетание вызывает прямые ассоциации с внедренной моделью региональных операторов по обращению с отходами.
Напомню, институт «мусорного» регоператора лишил собственников недвижимости в многоквартирных домах права выбирать перевозчика мусора. А теперь появилась и прямая перспектива монополизации выбора компаний по управлению жилыми домами (УК).

Исходя из формат построения деятельности регоператора по обращению с отходами, можно сделать вывод, что регоператор по управлению жильём будет самостоятельно организовать управление многоквартирными домами вместо собственников квартир в этих домах. Это означает сворачивание рынка и возврат к централизованному, а по сути, государственному управлению жилищным фондом с «понятными» нам уже сейчас схемами выбора подрядчиков с «ломовозами».

Это приведет к двум, как я уверен, основным негативным последствиям. Во-первых, регоператор станет просто еще одним, помимо нанятой им УК, посредником, компанией-прокладкой между жителями и обслуживающими дома бригадами дворников, сантехников и т.д. Во-вторых, это неизбежно приведет к очередному повышению платы населения за жилое помещение без изменения качества услуги.

В итоге будет ликвидирована конкуренция между УК. Вернее просто исчезнут те УК, которые не нужны региональному оператору. Какие «нужные», а какие нет, решат опять же не законы рынка, а конкретные люди управляющие процессом.

Какие из всего этого можно сделать выводы?

  1. После утверждения Стратегии рынок управления жильем перестает быть инвестиционно привлекательным. Вкладываться в развитие УК, а главное — обслуживаемого жилья, становится совершенно не интересно. Все равно придут и «отберут». И придут раньше всего именно к тем, у кого дома в наилучшем состоянии.
  2. Создавать новые управляющие компании, а тем более муниципальные, например по лозунгом «развития конкуренции», становится сродни выбрасыванию денег на ветер. Во втором случае — муниципальных бюджетных денег, причем, в разрез с предполагаемой Стратегией развития. А выбрасывание бюджетных денег есть их неэффективное использование, если читать по букве закона, а это значит вопросы от вышестоящих надзорных органов.
  3. Государство хочет за счет аккумулирования огромных средств у регионального монополиста решить глобальные проблемы содержания жилья («общий котел»), но как показывает практика вся масса этих денег опять пойдет мимо изначальных целей, оседая в огромных офисных зданиях, кабинетах и зарплатах.

Так что платить мы с вами будем больше, а вот содержать и ремонтировать наше жилье будут «по конкурсу». Как бульвар Кикиона. Например.

Роман Беседин

Exit mobile version