«В свое время я частенько покупала хлеб и молоко в «Купаве» — одном из киосков на колесах, которые разбросаны по всему городу. Удобно — по пути домой, очереди небольшие, и нет нужды надевать маску, которые в этом году ужасно надоели.
До определенного момента я машинально делала мелкие покупки там, пока однажды не увидела, как продавец вышла на улицу покурить, поправила обувь, поговорила по телефону, а потом зашла в киоск и в той же куртке продолжила работу.
Казалось бы, ерунда, но этот случай заставил меня задуматься, а так ли уж безобидны эти киоски? До меня вдруг дошло, что в «Купавах» нет централизованного водоснабжения и системы канализации, санитарная одежда на продавцах иногда отсутствует, да и правила личной гигиены персоналу соблюдать сложно, поскольку условий для этого попросту нет. Какие еще нарушения можно найти, если присмотреться к их работе повнимательнее?»
Поводом для материала стало это письмо нашей возмущенной читательницы Ларисы Федоровны Балакиной. И тема достаточно интересна, тем более что таких вот киосков на колесах в городе действительно достаточно много. И правда, главным минусом такого рода торговли, конечно, являются санитарные условия. В основном в Новоуральске киоски работают с уже готовой фасованной продукцией. Однако и там — в силу размеров — не всегда есть возможность соблюдать все требования по разгрузке и размещению товаров.
Плюс, как верно отметила Лариса Федоровна, возникает не очень приличный вопрос: а куда продавцы этих киосков ходят в туалет? По идее, как это диктуют нормативы, продавцы должны ходить или в биотуалет (что, несмотря на приставку «био», все же вызывает чувство брезгливости), размещенный прямо здесь же, в киоске, либо в туалет стационарного здания, к которому приписан ларек. Можно предположить, что работники этих киосков договорились с коллегами из магазинов, которые находятся рядом, и те пускают их в свои санузлы. Но многие сетевики к себе в подсобные помещения никого не пускают — просто запрещено по тем же СанПинам. Да и не всегда поблизости есть этот самый магазин. Из чего можно прийти к выводу, что работники киосков, в которых продают молоко, яйца и хлеб (и если сейчас во многих киосках он в пакетах, то до пандемии батоны всегда продавались без упаковки), ходят или в ведерко, или на улицу. Разумеется, проточной воды в этих нестационарниках тоже нет (что, кстати, также является нарушением СанПина).
Впрочем, не только о потенциально грязных руках продавцов идет речь. Возникает впечатление, что не всегда торговые точки такого типа стоят легально. Некоторые киоски стоят не на специально оборудованных площадках, а на газоне или тротуаре — территориях, которые априори не могут быть размежеваны под объект торговли. И зачастую с точки зрения прибыли владельца того или иного нестационарного объекта торговли это разумно: даже если его прогонят с одного места, он легко может переехать в другое и продолжить торговлю там. А штраф за незаконную стоянку на тротуаре вряд ли будет помехой, если киоск стоит в месте с высокой проходимостью.
Подключение электроэнергии к этим киоскам тоже порой вызывает недоумение. Так как размещаются они там, где быть их изначально не должно, «запитываться» им особенно негде. А потому подключаются к магазинам, стоящим по соседству, к жилым домам и даже просто к столбам, провода прокидываются по близстоящим деревьям, иногда довольно низко. Какую роль может сыграть такое непрофессиональное подключение электроэнергии и нарушение норм безопасности в случае возникновения ЧП, понятно любому. К тому же повреждение таких вот протяжек может привести к остановке холодильных камер, что вызовет благоприятные условия для развития патогенных микроорганизмов.
Кстати, иногда дверь для персонала (которая является одновременно пожарным выходом и пунктом приема товаров) находится на недостаточном расстоянии от других объектов — значит, и нормальный пожарный выход обеспечен не везде. По пожарным нормам любое временное сооружение (а любой такой киоск на колесах является временным) должно стоять на расстоянии не менее 10 метров от стационарных зданий. Так что вопросов со стороны проверяющих органов, в том числе пожарных, может быть много. Но, видимо, никого ничего не смущает. Впрочем, безопасность сотрудников торговых точек в случае ЧП — не самая большая беда.
Основной все же остается проблема санитарии и ответственности. Владелец любого магазина отвечает за соблюдение норм практически головой. Если вдруг мы купим некачественный продукт в магазине, мы без проблем вернемся туда, предъявим продукт, чек и потребуем возместить ущерб. В противном случае последуют жалоба в грозный и всесильный Роспотребнадзор, проверка и санкции. Владелец любого нестационарного объекта торговли не имеет закрепленного за ним места и без проблем поменяет дислокацию, в любой момент он может просто переехать в другое место и спокойно продолжить торговать. В такой ситуации доказать, что киоск здесь вообще был и купили вы что-то некачественное именно в нем, будет проблематично. Следовательно, ни о какой ответственности и речи быть не может.
Максим Федотов