Один из даров Бога человеку – это надежда. Надежда — одна из христианских добродетелей, вместе с верой и любовью. Отличием надежды от веры является, наверное, то, что она есть у каждого человека, не важно, верит он в Бога или не верит.

Чаще всего мы надеемся на что-то земное, на исполнение наших желаний. И так повелось с момента сотворения и грехопадения Адама и Евы, когда им, изгнанным из рая, Бог дал надежду, что закончится время их страданий на земле. Что когда-то наступит избавление от болезней, тяжелого труда и смерти, время возвращения к прежней счастливой жизни в Раю.

И надежда никогда не оставляет человека, если только он совсем не отчаивается, подходя к самой страшной черте, за которой только пустота — разрыв с собой, с близкими и Богом.

В остальных случаях надежда живет в людях, и смена года — Новогодние праздники и Рождество — это еще один повод укрепить свою надежду, постараться забыть прошлые невзгоды и начать новую жизнь. В некотором смысле, можно назвать начало Нового года Большим понедельником – понедельником, с которого мы часто даем себе обещание начать новую жизнь.

Конечно, найдутся скептики, которые скажут, что ничего не меняется и смена числа на календаре тоже ничего не изменит. Тем более что минувший год не дает поводов для праздничного настроения. Что им возразить?

Только то, что, когда в мир пришел Христос, тоже ничего не поменялось. Три волхва, пара пастухов, Иосиф с Марией и несколько бессловесных животных в вертепе — вот все те, кто пережил чудо прихода Мессии в мир как нечто важное. В тишине ночи, наступившей за пением ангелов, пастухи пришли в вертеп и первыми поклонились Христу, а после, как это изображают иконы, принесли свои дары волхвы, и жизнь продолжила свой бег дальше.

Для всех остальных продолжалась рутина, повседневные заботы и хлопоты. Где-то рождались другие дети, люди болели, а кто-то завершал свой жизненный путь. А если кто и переживал в те дни о произошедшем, то только Ирод, которого беспокоили слова волхвов о том, что еще кто-то претендует на его власть над Иудеей.

Однако именно с этой ночи началось изменение мировой истории — найдется ли человек способный это отрицать? В мире случилось чудо. Чудо, преобразившее мир. И в этом мире мы живем до сих пор.

Что главное в Рождестве? Одна важная вещь, которая делает его больше простого ежегодного повторяющегося календарного события, пусть и праздничного. У него нет избранности. Оно не только для православных, не только для католиков и не только для христиан, для взрослых или детей. Оно вообще для всех.

Есть в Рождестве полная универсальность, всечеловечность. В этом празднике еще нет ничего, что требовало бы от человека определенного выбора. Этот праздник — дар всему человечеству. Уже впоследствии, в ходе евангельской истории, кто-то примет Спасителя, кто-то будет попирать его ногами, кто-то на него наплюет, кто-то будет ему поклоняться… Но пока ничего этого еще нет. Родился Младенец — совершенно безвестно, безымянно, без шума, возвещаемый миру только одной звездой, и всё. Ни извержения вулкана, ни тайфуна, и небо не обвалилось на землю, а тихонько сошло в вертеп… В этом большой смысл — радость для всех, и если захочешь — примешь её, не пожелаешь — не примешь.

В Своем рождении Христос к каждому из нас, так же как и две тысячи лет назад, обращается с вопросом: как отнесетесь вы к беззащитности любви? Как отнесетесь вы к невинности, к предельной уязвимости, к той любви, которая себя всецело, без колебания отдает нам?

Мы знаем, как проходила эта ночь для Иосифа и Марии. Они стучались во всякую дверь в надежде на приют, чтобы Она могла под человеческим кровом родить ребенка… Но каждая дверь перед ними закрывалась, потому что каждой семье было не до них: не было мест или просто не хотели видеть чужого человека… И эти странники нашли себе приют в пещере, где были ясли для животных; и сами животные, которые, по слову Священного Писания, невинно страдают от человеческого греха, принимали Христа. Ясли — интересный Евангельский образ. Да, он может быть для нас несколько оскорбительным — младенец в кормушке для скота. И плохого человека часто называют скотом, ведь от злобы и пороков люди оскотиниваются, теряют человеческий облик, становятся по нравам ниже зверей. Но от этого люди не перестают быть детьми Божиими. Христос рождается среди бессловесных, чтобы исцелить впавших в полузвериное состояние людей, вернуть им их природное достоинство.

Кто еще встречает Его? Ангелы, поклонившиеся Богу, ставшему человеком, и волхвы, которых мудрость и ученость привели к изумлению перед сотворенным миром и к открытию Живого Бога. И пастухи, пришедшие к яслям под руководством ангелов: люди простые, чистого, незатемненного сердца тоже узнали во Младенце, лежащем в яслях, Живого Бога, пришедшего в мир.

В ту ночь не нашлось больше любви к родившемуся Спасителю. Но с рождением Христа мир получил надежду на перемены. Надежду стать лучше, ведь с этого момента Бог, ставший человеком, стал живой силой этого мира.

То, что Евангелие говорит о Христе, обращено и к верующему и к неверующему, потому что мы все, верующие и неверующие, несомненно, верим в одно — в человека. И во Христе мы видим человека совершенного, мирного, готового из любви полностью отдать Свою жизнь другим. И это пример всем людям.

Христианам же, встречающим Рождество как один из важнейших праздников, необходимо помнить, что христианская вера- не философское учение, а жизнь: нам надо жить по Евангелию, жить так, как учит нас Христос, иначе каждое наше слово о вере является ложью. Тем, кто, зная заповеди Христа, не исполняет их, Господь скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7.21-22). Потому что формальное исполнение предписаний, постов и даже ежедневные молитвы без любви и внимания к ближнему не приближают нас к Богу.

Совершая добрые дела, мы не становимся святыми автоматически, но без сомнения становимся лучше и приближаемся ко Христу. Будем надеяться, что в новом году у нас найдутся силы проявить свою человечность — через взаимопомощь, понимание и прощение.

Храм прп. Серафима Саровского (по материалам портала «Правмир»)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.