Site icon Новоуральский городской портал

Скользкий вопрос: КТО ОТВЕЧАЕТ?

К нам в редакцию пришло письмо такого содержания:

«Каждый год в Новоуральске одна и та же проблема: возле некоторых магазинов очень скользко. Буквально сегодня бабушку подхватили у ступенек магазина, поскользнулась, еще чуть-чуть – и упала бы. И неизвестно, чем бы это кончилось: кости у старых людей хрупкие. Неужели никак нельзя приструнить магазины: прибыль они получают, а на дворниках экономят? То же самое касается и некоторых учреждений. Или, может быть, мы зря их ругаем, и убирать территорию перед ними должны управляющие компании микрорайонов?»
Татьяна Смирнова


Уборку снега, сосулек и льда (а еще мусора) по общему правилу должны обеспечивать собственники земли (территорий, зданий), на которых, собственно, и возлежат лед, снег или мусор. Следовательно, за муниципальную территорию отвечает муниципалитет, за федеральную — государство, за частную — ее собственник (или арендатор).

По правилам городского благоустройства не только учреждения торговли, но и все остальные предприятия города, включая офисы, детские сады, школы и так далее, обязаны содержать прилегающую территорию в надлежащем виде. Летом — убирать мусор и косить газоны, зимой — чистить дорожки и следить, чтобы не было скользко. УК также должны следить за своими тротуарами. Если где-то плохо убирают, жители могут обратиться в администрацию с жалобой.

Школы, клиники, общепит, магазины и др. должны следить, чтобы проход к ним был очищен ото льда и снега: ведь все они оказывают потребителям услуги (образовательные, медицинские, торговые, организации питания и другие), которые должны быть, в первую очередь, безопасными (абз. 10 преамбулы к Закону о защите прав потребителей). Если на крылечке школы или магазина скользко, то можно усомниться в безопасности предлагаемых услуг или процесса оказания услуг, а это чревато ответственностью вплоть до уголовной (ст. 238 УК РФ «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Несмотря на то, что владелец магазина в многоквартирном доме не обязан следить за чистотой прилегающей территории, поддержание порядка на ней — в его интересах. Завалы мусора, снежные сугробы, гололед, переполненные урны – все это становится причиной снижения потока покупателей. Причем не только тех людей, которые добираются до магазина пешком, но и тех, кто приезжает на автомобиле.
Мусор, сугробы, гололед – все это негативным образом сказывается на имидже предприятия и снижает покупательский спрос. В итоге предприниматель начнет терять выручку, что не входит в круг его интересов.

Владельцы магазинов могут возразить, что в их собственности находятся только помещения, а земля принадлежит муниципалитету, который обязан выполнять уборку территории. Однако на уровне каждого города приняты региональные нормативные акты, регулирующие правила содержания прилегающих к торговой точке территорий, а также их конкретные размеры.

Если мы берем отдельно стоящее торговое здание, как минимум пять метров по периметру должен убирать собственник. Что касается нежилых торговых помещений, которые находятся в многоквартирных домах, собственник должен участвовать в уборке.

При этом управляющие компании, в чьих домах размещаются офисы или магазины, на общедомовом собрании собственников зачастую берут в управление территорию вокруг всего здания. Предприниматели же часто ошибочно считают, что входные группы их организаций также должны содержать управляющие компании, хотя по закону индивидуальный вход в тот же магазин не относится к общедомовому имуществу.

Несоблюдение законных требований может повлечь за собой судебные разбирательства, инициированные властями города. Особенно если речь идет о значительных площадях. Поэтому владельцу магазина придется позаботиться о чистоте прилегающих территорий.

Что касается государственных и муниципальных школ, детсадов и организаций соцобслуживания, то следует помнить: услуги, которые они предоставляют, являются муниципальными (или государственными). Во многих муниципалитетах и регионах утверждены свои стандарты качества предоставления этих услуг (они могут называться иначе, например минимальными требованиями и т.п.), обязывающие очищать соответствующие территории и здания от снега, сосулек и гололеда.
Поликлиники и другие медучреждения должны следить за качеством не только медуслуг (то есть лечить вовремя и правильно), но и за качеством условий их оказания (чтобы попасть к медикам и ожидать лечения было удобно и комфортно). В РФ существует система контроля за комфортностью предоставления медуслуг, ее курируют Общественная палата РФ, региональные и муниципальные общественные палаты. В конечном итоге плохие результаты медучреждения по этому показателю говорят не в пользу главврача.

Exit mobile version