Я не умею строить ракетные двигатели. Я непрофессиональный повар и не школьный учитель. Я не развиваю бизнес — ни ядерный, ни неядерный. И я не суюсь в эти сферы со своим анализом, у меня есть своя деятельность, которой занимает
у меня всё рабочее время и, к Сожалению, большую часть личного.
Но уж коли замахнулся на сферу ЖКХ — делай это профессионально. А у того, кто пристально, с политиканско-критиканской подоплёкой посвящает свою жизнь анализу этой сферы, просто много свободного времени на его непосредственной работе. Такое моё мнение.
Много стало таких желающих всё что-то возбуждать
Маяковский, думаю, не в обиде: сфера ЖКХ — тоже очень сложная и тонкая, отражается на нас на всех без исключения, как и театр. И непрофессионалам и пиарщикам прикасаться к ней абсолютно противопоказано.
Новоуральск, к сожалению, знает немало «знатоков» и «специалистов ЖКХ», которые в разные годы приходили в какую-нибудь контролирующую городское ЖКХ комиссию и на негативе «заводили» население своими фантазиями — то ли от нереализованности, то ли отвлекая общественное внимание от собственной деятельности, то ли сводя с кем-то личные счёты и зарабатывая политические «очки». Сколько раз уже так было: неэкономисты, неюристы, не склонные ни изучить экономику и законодательство (потому что это действительно муторно!), ни слушать специалистов, только и говорили: «Всё плохо! Я знаю, как сделать хорошо». По-научному это называется эффект Даннинга-Крюгера*. Слава Богу, новоуральцы не дураки. В конечном итоге разбираются, что к чему. Перестают таких «знатоков» воспринимать серьёзно. И не то что не прислушиваются к таким людям — мнение их становится равно нулю.
Врастопырку всё время действительно нельзя
Действительно, в сфере российского ЖКХ не всё хорошо. И, к сожалению, так будет ещё очень долго: есть в ней определённые нюансы, заложенные ещё с советских времён, когда сфера была дотационной. Лично я не знаю, что случится, если ЖКХ вдруг станет для всех хорошим: то ли законодательство кардинально изменится, то ли дома капитально отремонтируются разом, то ли новые настроятся… Невероятно сложно, с одной стороны, сохранять баланс в обслуживании жилья на должном уровне, какой предписывает законодательство, а с другой — балансировать между платёжеспособностью населения. И всё это — на фоне того, что из года в год организации, управляющие жилищным фондом, не располагают достаточным объёмом платежей со стороны жителей и необходимым уровнем тарифа, который позволял бы проводить необходимые объёмы ремонтов. Законодательство же в части неплатежей не отрегулировано. Стало быть, никаких условий для развития сферы управления жилым фондом.
Вот эти составляющие я предлагаю понимать и принимать во внимание. «В одной управляшке всё плохо, а в другой всё хорошо»? — уважаемые, это голословно! Антирейтинг высок у любой, главные проблемы у всех одинаковые: недофинансированность в части тарифа и неплатежи, сжирающие львиную долю живых денег, на которые должны организовываться ремонты. Ругать управляшки — только ленивый не ругал. А вот встать на позицию «житель-управляющая компания» и попробовать помочь им договориться, или разработать документы, которые ускоряют разные процедуры (например, проведение общего собрания по выбору Совета МКД или регистрацию ТСЖ), или организовать договоренности с регистрирующими органами, или деятельно поработать с судебными приставами, с комиссией по установлению цен и тарифов — кто занимается этой реальной работой? Единицы! Большинство рвётся в «контролирующие» комиссии, чтобы пропиариться: «Я член комиссии и против управляющей компании».
Там говорили, а нам здесь икалось
Вот почему один депутат поддерживает одну управляющую и яростно ругает другую? Хотя проблемы компании, которую он пиарит, в разы больше, чем у той, которую он словесно размазывает. Это для чего он так делает? Для развития конкуренции? Так конкуренция — рыночный саморегулируемый механизм. Она либо есть, либо её нет. Субъектам бизнеса либо интересно заходить в отрасль, где не так много барьеров, либо нет. И, если бы интересно было конкурировать на этом рынке, сюда зашли бы очень многие «игроки». Либо наращивали рынки те, кто уже зашёл. Но система ЖКХ не совсем рыночная. Она больше социальная. Поэтому конкуренция в ЖКХ в конечном итоге всегда негативным образом отражается на потребителях услуг ЖКХ — на жителях. Как и бездумные политические решения.
Один из последних примеров: приостановление до 31 декабря 2020 года начисления и взыскания пеней за ЖКХ-неплатежи из-за ситуации с коронавирусом. Уже через месяц после этого ресурсники стали писать коллективные обращения с просьбой отменить мораторий. Потому что, принимая такое красивое политическое решение, никто не спросил ресурсоснабжающие организации их мнение по этому поводу. Никто не спрогнозировал возможные негативные последствия. «Какую работу вы провели с нашими должниками?» — спрашивают сегодня жители у директоров своих управляшек. Потому что неплательщик сказал: «Ура, у меня каникулы, со мной никто ничего не делает, и я как не платил, так и не буду платить». Были реальные механизмы, в том числе отключение электроэнергии и начисление пеней, и некоторых это хорошо дисциплинировало: пени сейчас — ужасные просто, и у некоторых порой их больше, чем самого «тела» долга. И если раньше неплательщик всё-таки этого опасался, то сейчас он ещё и электричество продолжает потреблять на халяву. И благодарить Госдуму за этот мораторий. А в результате главный пострадавший кто? — многоквартирный дом и добросовестные жители. Бездумная популистская политика ударила по ним. Политика опять вмешалась в экономику, и экономика начала «проседать». Потому что у экономики ЖКХ свои нюансы, в которых надо уметь разбираться.
Наглядный пример, как можно криво воспринимать информацию, не говоря о том, как сознательно играть информацией и манкировать цифрами, которые без пояснений — «какие огромные деньжищи!», а с пояснениями — «так это ни о чём вообще». От неэкономиста и критикана, озвучивающего, что фонд заработной платы управляшки в год составляет, к примеру, 30 миллионов рублей, вы рискуете услышать комментарий: «Вот это да!!! Да они деньги лопатой гребут!». И заголовки газет: «Общий годовой бюджет нескольких муниципальных предприятий Новоуральска идёт на зарплаты коммунальным хапугам». На этом фоне никто не обратит внимания, что практически столько же перечисляется за тот же биллинг в НРИЦ. Никто не задумается: а сколько в управлении домов у компании, какова численность сотрудников? Никто не обратит внимания и на среднюю зарплату — около 30 тысяч рублей (без налоговых вычетов, убирайте из этой суммы ещё 13%), в то время как средняя по Новоуральску — 40 тысяч рублей. А ведь в управляшке работают СПЕЦИАЛИСТЫ. У каждого — высшее профильное образование, высокая квалификация, большой опыт практической работы в сфере.
По мне так большая управляющая компания сможет консолидировать и персонал, и большие денежные средства. Чем плохо? Как же при этом конкуренция? В сфере ЖКХ она сама по себе специфическая. Её нельзя насадить искусственно. Её нельзя добиться административным ресурсом. Она совершенно не такая, как в магазине, потому что сюда включено много аспектов социального, экономического и политического плана. С точки зрения макроэкономики, конкуренцию в ЖКХ нельзя привнести или создать для неё условия. Здесь это саморегулируемый механизм, и ты просто можешь ей не мешать.
А прозрачность управляющей компании для конкретного жителя — это возможность посмотреть и проанализировать, куда тратятся деньги по его дому. Кто из политиканов-говорунов детально разбирался в таких отчётах, где «многобуквицифр»? Кто, если что-то непонятно, пришёл на «Школу председателей», которую уже лет 5 бесплатно проводит УЖК «Новоуральская»? И вот эта отговорка «Да мы знаем, как вы эти отчёты формируете» — это отговорка нерадивого жителя, который не хочет в чём-то разобраться. Потому что есть Советы МКД, которые эти отчёты ждут. Их много. А если что-то их не устраивает или вдруг чего-то недопонимают, они идут в управляющую компанию и вместе со специалистами разбираются, что к чему.
И вот — уже сколько лет под экспериментом
Кто из политиканов вообще анализировал подводные камни ЖКХ-конкуренции? А ведь они серьёзные. Экономисты неспроста считают ЖКХ сферой естественных монополий: конкуренция здесь — дело не сильно хорошее. Это вам не магазин с колбасой, где, если колбаса не понравилась, пошёл в другой магазин и купил колбасу там. В ЖКХ речь идёт о долгосрочных вложениях в жилищный фонд, и большие риски неполучения платежей со стороны населения за предоставленные услуги. Немного похоже на банковскую сферу, верно? Там тоже беда — невозвраты кредитов. Но если в банковской сфере это просто деньги: они выданы — и они не вернулись, то в ЖКХ это не только недополученные деньги, но ещё и затраченные расходные и строительные материалы, трудовые ресурсы людей, их заработная плата…
Если помните: в конце девяностых-в начале двухтысячных происходила передача государственной и муниципальной собственности ЖЭКов, ЖЭУ в частные руки. И то по лишь причине, что, с одной стороны, государство с себя этот невыгодный «балласт» стремилось сбросить, а с другой — появился 185-й Федеральный закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ, вещавший устами этого Фонда: «Субъекты, уважаемые, вы получите дотацию, но на вашей территории должны быть организации частной формы собственности». По бумагам это всё проходило как «одно из условий реформирования ЖКХ».
Собственно, в этот период на территориях и начались эти локальные конкурентные войны — раздел собственности и сфер влияния — между управляющими компаниями, между ТСЖ и управляющими компаниями — например, в Екатеринбурге. Конечно, многие из предпринимателей были недобропорядочными, заводили бизнес, а потом схлопывали его и уходили с деньгами (к слову, тогда и банки так работали, и другие сферы, где водились хорошие деньги). В общем-то, в этот период и сформировался имидж управляющей компании в глазах населения — вороватая, нечистая на руку. Потому что (и ещё один постулат экономики) конкуренция в ЖКХ порождает очень сильное негативное мнение. Не скажу, что рынок серьёзно в тот период переорганизовался: ГУПы-МУПы как работали, так и работают, но в других организационных формах. Но кто больше всего пострадал от этих войн? — правильно, жители. Ничем хорошим борьба за управление домами не заканчивалась: избиения, выставление двойных квитанций, поджог автомобилей и т.?д.?— все это всё прекрасно помнят. Муниципальные образования, не сумевшие контролировать на тот момент ситуацию, наплодили на своих территориях очень много управляющих компаний. И, если законодательство кардинально поменяется, опять могут столкнуться с новой дракой управляшек. Кто опять пострадает от этого? — жители.
Заходите, кто хотите
Рынок управления жильём, с одной стороны, открыт для конкуренции, а с другой стороны — сегодня проще и интересней открыть магазин с памперсами. Или аптеку, несмотря на серьёзные законодательные к этому бизнесу требования. Поднимите доходы жителей, чтобы людям вносить квартплату стало нетяжело, а в идеале — незаметно, и тогда в ЖКХ мы столкнёмся с реальной конкуренцией. Тогда в эту отрасль ринутся, а до тех пор, пока в ней будут неплатежи, риски, банкротства и малые доходы населения при большой доле платежей за ЖКХ в этих доходах, реальной конкуренции не будет. Хоть заорганизовывайся.
В Новоуральске за 11 лет существования УЖК «Новоуральская» не создано ни одно новое ТСЖ. Ни один предприниматель не зашёл в сферу управления городским жилым фондом. Это о чём-то говорит? И не зайдёт никто, потому что долгосрочный кредит под это дело ни один банк не выдаст, а заходить В ТАКУЮ ОТРАСЛЬ надо с хорошим стартовым капиталом. Ситуация с коронавирусом вообще показала, насколько невыгодна эта сфера, когда по требованию политиков «вылезли» дополнительные затраты на дезобработку жилого фонда. Их никогда даже и не планировала в тарифе ни одна управляшка страны, и жителям их сейчас не предъявишь: скажут, что «мы вас не просили, у нас не было собрания на эту тему». Хотя как раз именно жители пристально контролируют качество дезобработки.
«Надо разбавлять рынок управления жильём конкуренцией!» — а что это даст? Насколько выгодно разбить, например, УЖК «Новоуральская» на отдельные юридические лица, между собой ничем не связанные? Необходимости в этом нет. И потом: зачем, если на выходе жители получат увеличение тарифа в части управления? В большой управляющей компании можно сконцентрировать «супермозг» — хороших специалистов. А если в маленькой организовывать процесс предоставления услуги в соответствии с законом, каждому руководителю потребуются, как минимум, экономист, юрист, бухгалтер, энергетик, специалист по работе с населением, строитель. Это выльется в увеличение управленческих затрат, раздутие штатов и… в неминуемое повышение тарифа.
И те, кто выживут, сами потом будут смеяться
Конкуренция в управлении жильём? Только на уровне обслуживания, а не в части управления, которое законодательно зарегулировано донельзя, и по-другому ты не можешь ни тариф начислить, ни вести работу с должниками в качестве конкурентного преимущества, ни выстраивать отношения.
Но наглаженный наодеколоненный суперпрофессиональный сантехник со знанием трёх иностранных языков специалист стоит дорого. Качество и цена между собой завязаны всегда и везде. Но почему-то, допуская это на рынке товаров, мало кто переносит ту же логику на сферу ЖКХ. И потом: не факт, что такой суперспециалист никогда не столкнётся с: 1) хамством со стороны жителя; 2) с неоплатой своего труда со стороны жителя; 3) с несправедливыми жалобами на себя и свою работу со стороны жителя. И — да, в конце концов человек встанет и уйдёт — как, например, увольняются врачи, учителя…
ЖКХ — социальная отрасль. В ней очень многое построено именно на межличностных отношениях.
«Не люблю я Марьиванну как руководителя! Я люблю Марьстепанну, она мне нравится. Она со мной разговаривает хорошо!» — скажет житель. А чем хороша Марьстепанна? — ремонтов конструктива и сетей нет, но Марьстепанна гоняет чай с жителями и даёт им жизненные советы. И — всё, жители — особенно одинокие или в возрасте — будут её боготворить, хвалебные статьи писать и ни на кого её не променяют. Потому что решение о качестве обслуживания управляющей компанией многие принимают исключительно по работе сантехника-дворника-уборщицы. И по наличию ремонта в подъезде.
Другой пример. Зашла управляющая компания на дом. В первое время, пока не накопились средства на счёте дома, вкладывает собственные. Ремонтирует кровлю, до которой жителям нет дела, кроме собственников верхних этажей. Ремонтирует подвал, до которого нет жителям дела, кроме собственников первых этажей. А потом жители «серединки» закричали: «Вы, такие-сякие, не покрасили нам подъезд, мы от вас уходим!». Вот и вся конкуренция! Управляшка вложилась, сделала хорошо для людей, а они ушли в другую компанию и её же ещё и грязью полили.
Обнинск — город вожделенной конкуренции в ЖКХ
22 управляющие компании, что очень хорошо для чиновничьего отчёта: вон у нас какая конкуренция, мы ей не мешаем. А по факту что? Средний уровень тарифа (29 руб/м2) превышает уровень тарифа новоуральского (17 руб/м2) на 70%. А сам разброс тарифа, по информации с того же сайта,?— от 25 до 42 рублей. Почему? Уважаемые новоуральцы, у УЖК «Новоуральская» городе 169 домов, где жители общим собранием не приняли решение об установлении тарифа на содержание и ремонт и живут на тарифе 2012 года, установленном Администрацией НГО. На этом же тарифе живет жилой фонд других новоуральских управляшек («Домен», «Ассоль», «Атриум»). В Обнинске же Администрация Обнинска устанавливает индивидуальный тариф в отношении каждого такого дома и регулярно его повышает (но к разговору об этом ещё вернёмся). Как вам это нравится, новоуральцы?
Ещё момент, который «добьёт» тему «Конкуренция в Обнинске». 22 управляшки (зашибись как много!), а что под этим? Как будет выживать управляшка в условиях жёсткой конкуренции и постоянного риска, что дом уйдёт в другую компанию? Не заботясь о том, что в доме гнилые трубы или крыша, будет ваять «фасад», по которому обыватель оценивает работу управляшки и о котором мы уже говорили. Жители хотят красоты? — им красят бордюры, подъезды, ремонтируют входные группы, нанимают дворников и уборщиц (задорого!), подсыпают в песочницы песок. «Фасад» красивый, но он достигается огромными вложениями (платежами) собственников (мы уже упомянули про тариф). Классика конкурентной борьбы! Но рано или поздно «пора сбора сливок» проходит, в дом надо вкладываться по-полной, и тогда — это тоже классика! — приходится повышать тариф, или бросать невыгодные дома и заходить на новое многоквартирное жильё, или уходить с рынка, или жульничать (например, брать деньги ресурсников), или плевать на обслуживание общежитий/невыгодных домов и «облизывать» выгодные. Последнее, кстати, чревато во всех отношениях: нельзя так поступать с ресурсниками и нельзя упускать из управленческого внимания густонаселённые высотки.
Кстати, по информации с того же сайта города Обнинска, администрация Обнинска каждый месяц не по одному разу размещает объявления о проведении конкурсов на управление жильём. Потому что в Обнинске брошенных (убыточных!) домов — до фига и больше. И, вероятней всего, у администрации Обнинска есть список управляющих компаний, которым можно навязать эти дома. Потому что, если бы управляющие компании не соглашались, никогда такие дома не обрели бы управляющую компанию. Это первое. А второе: руководители Обнинска, как мы узнали, регулярно повышают тарифы на обслуживание. Потому что, чтобы мотивировать управляющую компанию не отказываться заходить на дома, надо дать ей денег. Откуда? — из кармана жителей.
Собственно, на этом можно заканчивать диалог и про конкуренцию, и про Обнинск — колыбель российской ЖКХ-конкуренции, и прекратить сравнивать наши ЖКХ. «Нет нам необходимости наступать на те же грабли, что уже были», — кто это сказал, помните?
Роман Беседин
* Эффект Даннинга-Крюгера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что непрофессионалы, имеющие низкий уровень квалификации в той или иной сфере, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.